Проектная деятельность учащихся на уроках алгебры.
статья по алгебре (7 класс) на тему

Швалова Наталья Петровна

Представленная статья поможет организовать проектную деятельность на уроках алгебры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekti_deyat.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности на уроках математики, как основа развития образного мышления.

     Цель: познакомить учащихся с проектной деятельностью, как одним из методов научно-исследовательской работы учёного; дать школьнику опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов.

     Задачи:

  • Познакомить обучающихся с одним из методов научно-исследовательской деятельности;
  • Умения строить и читать графики функций;
  • Дать школьнику опыт письменного изложения результатов своей работы, а также устного представления этих результатов.

Этапы работы над проектом.

  1. Организационная деятельность.

     Содержание.

  • Мотивация, постановка проблемы, выбор задачи.
  •  Определение источников информации, способов её сбора и анализа.
  •  Выбор представления конечного результата (формы отчёта).
  • Установление критерия оценивания.

     Деятельность учащихся.

  • Обсуждение с учителем предложенную информацию.
  • Выявляют проблемы.
  • Устанавливают цели.
  • Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов.

      Деятельность учителя.

  • Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.
  • Помогает в постановки цели и выдвижении задач.
  • Объявляет учащимся время консультаций.
  1. Осуществление деятельности.

     Содержание.

  • Сбор информации, решение промежуточных задач.
  • Выполнение проекта.
  • Анализ и синтез полученных результатов с позиции поставленных целей, формулирование выводов.

     Деятельность учащихся.

  • Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе.
  • Проведение исследования.
  • Анализируют информацию, формулируют выводы.
  • Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

     Деятельность учителя.

  • Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической деятельности (по просьбе).
  • Даёт новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.
  • Организует консультации с учащимися.
  • Наблюдает, советует, ненавязчиво контролирует.
  • Оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.
  1. Представление результатов деятельности и её оценка.

     Содержание.

  • Открытый отчёт проекта о проделанной работе.
  • Анализ и обобщение результатов работы в целом.
  • Анализ достижения поставленной цели.
  • Рефлексия.

     Деятельность учащихся.

  • Защищают проект, участвуют в обсуждении.
  • Оценивают результат.
  • Самооценка реализации поставленных целей.
  • Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

     Деятельность учителя.

  • Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.
  • Участвует в анализе и оценке результатов проекта.
  • Проводит рефлексию.

Представление результатов.

     Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Проекты могут быть:

  • Устные (доклад, обзор, отчёт, сообщение).
  • Письменные (брошюра, отчёт, публикация, реферат, учебное пособие).
  • Наглядно-образные (видеофильм, презентация в Power Рoint).

Возможны и другие формы представления результата.

Оценивание проектов.

     Оценку оформления и выполнения работы: объём и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнении проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы.

     Оценка защиты проекта: качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция.

Классификация проектов.

Признак

Тип проекта

Уровень творчества

-исполнительский

-конструктивный

-творческий

Вид деятельности

-исследовательский

-творческий

-информационный

Используемые умения

-проектный (организационные, поисковые, информационные, коммуникативные, презентационные, оценочные умения)

-предметный (математические и т. П.)

-творческий

-интеллектуальный

-коммуникативный

Содержание

-монопредметный

-межпредметный

-надпредметный (внепрограммный)

База выполнения

-школьный

-внешкольный

-международный

Количественный состав участников

-индивидуальный

-парный

-групповой

Возрастной состав участников

-одновозрастной

-разновозрастной

Продолжительность выполнения

-краткосрочный (урок или несколько уроков)

-средней продолжительности (в течение изучения темы школьного курса)

-долгосрочный (в течение одного года и более)

Характер координации

-открытый (координатор проекта контролирует участников проекта, открыта выполняя свои функции)

-скрытый (координатор не обнаруживает себя в деятельности групп)

Формы продуктов деятельности

-внешний (материальные продукты: отчёт, презентация, выставка и т. п.)

-внутренний (продуктом являются личностные качества: знания, умения, способности, компетенции)

Использование средств обучения

- традиционный (печатные, наглядные, технические средства)

-информационно-коммуникационные

Включённость в тематический план

-текущий (на проектную деятельность выносится часть содержания обучения)

-итоговый (по результатам проекта оценивается освоение учащимися определённого учебного материала)

Критерий оценивания проектной деятельности.

     При оценивании проектной деятельности следует придерживаться следующих критериев:

  • Уровень творчества;
  • Вид деятельности;
  • Используемые умения;
  • Содержание;
  • База выполнения;
  • Характер координации;
  • Формы продуктов деятельности;
  • Использование средств обучения.

Проектная деятельность оценивается от 0 до 20 баллов.

Темы для организации проектной деятельности.

1. Построение графика линейной функции и его исследование.

2. Построение графика квадратичной функции и его свойства.

3. Построение графика степенной функции и его свойства.

4. Построение кусочно – заданной функции.

Контрольная работа.

     Контрольная работа по математике предназначена для проверки  знаний учащихся в письменном виде. Содержание и объём материала, подлежащий проверке, определяется программой. При проверке усвоение материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения теории и умения применять её на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

     При оценке письменных работ учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит от наличия погрешностей, допущенных учащимися.

     Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

     К недочётам относятся погрешности, свидетельствующие недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний, умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

     Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

     Оценка ответа учащегося проводится по пятибалльной системе.

     Отметка «5» ставится, если:

  • Работа выполнена полностью;
  • В логических решениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • В решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

 

     Отметка «4» ставится, если:

  • Работа выполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • Допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

     Отметка «3» ставится, если:

  • Допущены более одной ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

     Отметка «2» ставится, если:

  • Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

     Отметка «1» ставится, если:

  • Работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Зачётная работа.

     Зачётная работа состоит из 2 теоретических заданий и 2 практических заданий.

     Ответ теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

      Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

     Оценка ответа учащегося проводится по пятибалльной системе. Отдельно оценивается теоретическая и практическая части.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • Полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
  • Изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • Правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • Показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • Продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и  устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

     Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик исправил по замечанию учителя.

 

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • Допущены один - два недочёта при освещении основного содержание ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • Допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

     Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического материала, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • При знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

     Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • Не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • Обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • Допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

     Отметка «1»  ставится, если:

  • Ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов пот изучаемому материалу.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, требующий дополнительных знаний, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Проектная деятельность учащихся по разделу алгебра логики в рамках требований ФГОС

В  работе предлагается проектная работа по организации проектной деятельности учащихся по разделу алгебра логики в рамках требований ФГОС в элективных занятиях по информатике в 11 классе....

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Презентация на тему Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...