Технологическая карта урока математики в 5 классе "Умножение десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Баркалова Елена Анатольевна

Данный урок составлен согласно новым требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc652.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Умножение десятичных дробей

Цель: создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся

Тип  урока: урок «открытия» нового знания

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

         - в личностном направлении:

формировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формировать уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека;

- формировать культуру умственного труда; 

- в метапредметном направлении:

- формировать умения организовывать учебную деятельность: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своего труда;

- формировать умения формулировать гипотезы, приводить аргументы, доказывать свою точку зрения;

- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;  

 - в предметном направлении: 

- изучить правило умножения десятичных дробей;

- рассмотреть примеры умножения десятичных дробей;

- применить знания, умения и навыки в конкретной ситуации;

Формы работы учащихся:  групповая, фронтальная, индивидуальная

Техническое обеспечение: карточки с заданиями;

анаграммы;

плакат « Из истории возникновения десятичных дробей».

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Время

 1

 Самоопределение к деятельности

 - Ребята! Я рада видеть сегодня вас на уроке в хорошем настроении. Проверьте, все ли готово к уроку, уберите лишние предметы.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

Я желаю вам хорошей работы.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу хорошего настроения

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: организация своей УД.

Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей.

 1-2 мин

 2

Актуализация знаний

 - Сегодня в очередной раз обратимся к миру чисел. Это действительно целый мир со своими законами. Еще великий математик древности Пифагор утверждал, что «Числа правят миром». Четкий, логичный язык чисел отражает многие жизненные явления.

 - Предлагаю вам решить анаграмму и исключить лишнее слово. На парте лежит анаграмма, которую вам предстоит разгадать, а затем попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.

Учащиеся в парах решают анаграммы, выделяю лишнее слово из предложенных. Стараются сформулировать тему урока, используя полученные слова.

 Личностные: готовность к самообразованию.

Метапредметные:

Регулятивные: организация своей УД.

Познавательные:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Предметные: структурирование собственных знаний об умножении десятичных дробей.

 5-6 мин

 3

Постановка учебной задачи  (локализация затруднений)

 - Сформулируем вместе тему урока.

 - Решите следующие примеры:

     1) 3,5•2

     2) 3,5•7

     3) 3,5•74

     4) 3,5•27

     5) 3,5•7,4

 - Что у вас получилось?

 - Сформулируйте проблему урока.

 

- Какова цель нашего урока?

 В примере 1) ученики умножение заменяют сложением; пример 2) – тоже; в примере 3) и 4) ученики пытаются умножить числа, но знаний недостаточно для получения верного ответа; пример 5) ученики не могут начать решать из-за недостатка знаний.

 Проблема урока: как умножить десятичную дробь на целое число и на десятичную дробь?

 Цель: открыть правило умножения десятичных дробей, учиться выдвигать гипотезы, логически мыслить, анализировать и делать выводы.

 Личностные: связь между целью УД и ее мотивом, целеполагание.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование и планирование деятельности.

Познавательные: поиск необходимой информации, формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное выделение необходимой информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение грамотно выражать свои мысли.

Предметные: обобщение умений умножать натуральные числа.

 5-6 мин

4

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

 - Давайте вернемся к проблеме урока: как умножить десятичную дробь на натуральное число?

 - Какие есть предположения?

 

- В учебник смотреть неинтересно. Давайте вы сами попробуете сформулировать правило такого умножения чисел.

 - Давайте попробуем разделить. Получилось.

 - А как с примером 4)? Можем ли мы поступить таким же образом?

 - Как решить эту проблему?

 - Хорошо, передвинем. В какую сторону подвинем и на сколько цифр?

 

 - Можно ли так поступить с 5) примером?

- Тогда как мы можем сформулировать правило, по которому мы будем умножать десятичные дроби?

 - Найдите его в учебнике.

 

 Ученики предлагают посмотреть правило в учебнике.

  - Давайте 35 умножим на 74. Только если 3,5 в 10 раз меньше 35, то и результат умножения будет, наверное, в 10 раз меньше. То есть потом мы произведение разделим на 10.

 - Наверное, можем. Но 945 на цело не делится на 10.

 - Давайте передвинем запятую.

 - Влево, т.к. число должно получиться меньше и на 1 цифру, потому что в 10 есть один ноль.

 - Можем.  И передвинем запятую на 2 цифры, т.к. в каждом множителе есть по одно цифре после запятой.

 - Нужно умножить, как натуральные числа, а потом отделить запятой столько цифр, сколько в обоих множителях вместе.

 Ученики сверяют сформулированное ими правило с учебником.

Личностные: личностное самоопределение, критичность мышления, культура умственного труда.

Метапредметные:

Регулятивные:целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, синтез, постановка логической цепи рассуждений, проверка выдвигаемых гипотез, выведение следствий.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Предметные: представление учащихся о правиле умножения десятичных дробей и способах его доказательства.

6-7 мин

5

Первичное закрепление во внешней речи (обобщение затруднений во внешней речи)

 - Теперь для закрепления полученных знаний предлагаю вам решить у доски и в тетрадях несколько примеров:

     1) 1,92 ∙ 3

     2) 65, 112 ∙ 5

     3) 0, 43 ∙ 3,2

 Ученики решают примеры в тетрадях, трое добровольцев решают примеры у доски, каждый раз проговаривая правило вслух.

  1. 5,76
  2. 325,56
  3. 1,376

Личностные: осознание ответственности за общее дело, смыслообразование.

Метапредметные:

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

Познавательные: анализ, синтез,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция и оценка.

Коммуникативные: передача информации другим людям, умение представлять результаты деятельности в устной и письменной формах.

Предметные: знание принципов умножения десятичных дробей.

6-7 мин

 6

Самостоятельная работа с самопроверкой

 - Предлагаю вам для самостоятельного выполнения и последующей совместной проверки следующее задание: вам нужно заменить правильные ответы буквами. Вы получите фамилию человека, который внес значительный вклад в развитие десятичных дробей.

  1. 1,2 ∙ 16
  2. 2,5 ∙ 14
  3. 3,5 ∙ 35
  4. 11 ∙ 1,7
  5. 0,65 ∙ 35
  6. 2,3 ∙11
  7. 2,81 ∙ 10
  8. 0,386 ∙ 100
  9. 0,64 ∙ 1000

35

28,1

22,75

19,2

12,25

640

25,3

18,7

38,6

А

К

И

М

Г

Й

Ц

Н

И

 Леонтий Филиппович Магницкий в России в 1703г. Изложил учение о десятичных дробях в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

 Ученики выполняют задание.

  1. 19,2 – М
  2. 35,0 – А
  3. 122,5 – Г
  4. 18,7 – Н
  5. 22,75 – И
  6. 25,3 – Ц
  7. 28,1 – К
  8. 38, 6 – И
  9. 640 – Й

Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование

Метапредметные

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности.

Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные: умение применять на практике правило умножения десятичных дробей.

 4-5 мин

7

Включение в систему знаний и повторение

 Учитель предлагает ученикам необычное задание: первый ученик задумывает десятичную дробь, умножает ее на 5 и говорит второму; сосед умножает услышанное число на 2, переносит запятую влево на один знак и произносит число, которое задумал первый ученик.

 - А как такое может быть – об этом вы узнаете на следующем уроке.

 Ученики в парах выполняют упражнение. Спрашивают у учителя, как такое может быть.

 Личностные: критичность мышления, активность при решении математических задач, находчивость, активность.

Метапредметные:

Регулятивные: саморегуляция деятельности,

Познавательные: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание.

Предметные: умение применять правило умножения десятичных дробей в нестандартных ситуациях.

4-5 мин

8

Рефлексия

 Учитель проводит рефлексию с учениками, задавая им вопросы:

 - Какой была тема сегодняшнего урока?

 - Что узнали сегодня на уроке?

 - Что научились выполнять?

 - Что вам запомнилось сегодня?

 - Как можно применить в обыденной жизни полученные сегодня знания и умения?

 - Оцените свою работу на уроке.

 Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений.

Домашнее задание:

 прочитать п.34, № 1330ав, № 1333а-д.

Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

Предметные контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознание алгоритма действий для получения верного результата.

2-3 мин

Литература

  1. Математика, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 28-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 280с. :ил.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения)
  3. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.:ил. – (Стандарты второго поколения).