Программа элективного курса "Функции и графики"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Предлагаю вариант элективного курса "Функции и графики" для 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            МОБУ «СОШ №17»

                                                 ПРОГРАММА

                         элективного курса для учащихся 9 класса

                                      «Функции и графики».

Вид программы: предпрофильная

Объём различных форм учебной работы:

Лекции                                            5,5 ч      

Практические занятия               7,5  ч    

Самостоятельные работы           2  ч

Тестирование                                   1  ч

                                                                                        Составила Панфилова И.Б.

                                                                                         учитель математики

                                                                                          высшей категории

                                                                                          МБОУ СОШ № 17

                                                 г.Майкоп

                                                     2008г.

                                            Пояснительная записка.    

Слышу-забываю,

Вижу-запоминаю,

Делаю-понимаю.

(Восточная мудрость)

     Многие говорят, что математика скучна. Так говорят люди, далеко стоящие от математики. Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта,-совокупность идей, подобно совокупности красок или слов, должна обладать внутренней гармонией. Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты. Научить ребят видеть красоту математики, развить, сформировать интерес к ней-одна из важнейших задач обучения математике. Ведь устойчивый познавательный интерес-один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.

    В обучении гораздо важнее научить ребёнка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. Открыть ребёнку всю радость, привлекательность, роскошь мысли-ещё одна из важных задач, стоящих перед учителем: не мыслям нужно учить, а мыслить. И если глаза учеников блестят от радости открытий, и если кто-то скажет: «Как я люблю эти функции и их графики!», то , наверно, труд учителя не напрасен.

   Главное богатство математики-это созданный ею мир идей. Наиболее значительные из них должны войти в сознание каждого конкретного человека независимо от выбираемого им профессионального пути. Ведь математика формирует качества личности, необходимые человеку для полноценной жызни в современном обществе: ясность и точность мысли, сообразительность, интуиция, способность к преодолению трудностей, творческая активность и самостоятельность, способность воспринимать красоту и гармонию мира.

    Именно этим целям служат мои элективные курсы: основная идея которых показать, как можно применять хорошо известные свойства функций в тех ситуациях, где ученики не привыкли ими пользоваться, как с помощью элементарных преобразований быстро, легко и красиво построить график сложной функции.

     Элективный курс «Функции и графики» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одному из основных понятий современной математики-функциональной зависимости. Понятие функциональной зависимости, являясь одним из центральных в математике, пронизывает все её приложения. Изучение поведения функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные вопросы не входят в прграмму.

    Цель элективного курса-прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и построением их графиков.

     По окончании курса учащиеся должны знать:

  • Методы построения графиков функций.
  • Алгоритм построения графиков.

   По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • Строить графики известных функций.
  • Устанавливать соответствие между функциями, заданными формулами и графиками.
  • Устанавливать соответствие между графиками и знаками коэффициентов.
  • Уметь читать графики.
  • Уметь строить графики не только элементарных, но и более сложных функций.

Формы и методы обучения:

  • Лекции.
  • Беседы.
  • Практические занятия.
  • Самостоятельная работа.
  • Тестирование.

     

Формы контроля:

  • Самостоятельная работа.
  • Тстирование.

                                                                                                                                                         

                                                                       

                                       Содержание изучаемого курса:

  1. Определение функции, график функции, область определения, область значений, чётные и нечётные функции, способы задания функций.  

     

  1. Линейная функция, прямая пропорциональность.  

 

  1. Обратная пропорциональность.

     

  1. Функции  y=ІxІ,  у=[х], у={х}.  

                                 

  1. Функции у=х2 и у=х3, степенная функция у=хn  с натуральным показателем и её график.  

                 

  1. Функция у=√х и её свойства, у=3√х и её свойства.    

               

  1. Квадратичная функция    

                   

  1. Построение эскизов графиков функций путём преобразования известных графиков функций            

                         

                                               Учебно -  методический план.

                         Тема урока.

Количество

   часов

      Вид

деятельности

1

Функция, гафик функции, область определения, область значений, четность, нечётность, способы задания функций.

     0,5

     0,5

Лекция

практика

2

Линейная функция, прямая пропорциональность.

      0,5

      0,5

Лекция

практика

3

Обратная пропорциональность.

      0,5

      0,5

Лекция

практика

4

Функции у=ІхІ, у=[х], у={х}.

       1

лекция

5

Самостоятельная работа

       1

контроль

6

Функции у=х2 и у=х3, степенная функция у=хn с натуральным показателем.

      0,5

      0,5

Лекция

практика

7

Функции у=√х и у=3√х

      0,5

      0,5

Лекция

практика

8

Квадратичная функция

      1

      2

Лекция

практика

9

Самостоятельная работа

      1

контроль

10

Построение  эскизов графиков функций путём преобразования известных графиков.

      1

      3

Лекция

практика

11

Зачётное занятие(тестирование).

      1

контроль

                                      Литература для учащихся.

1.Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса средней школы. М., Просвещение, 2007г.;

2.Мордкович А.Г., Суходский А.М. Справочник школьника по математике. М., Аквариум. 1997г.;

3.Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. М., Просвещение, 2007г.;

                                         Литература для учителя.

1.Башмаков М.И. Математика. М., Высшая школа. 1994г.;

2.Ершов Л.В.,Райхмист Р.Б. Построение графиков функций: Книга для учителя. М., 1994г.;

3.Мамий К.С. Некоторые вопросы анализа в школьном курсе математики. Майкоп. 1992г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса «Компьютерная графика. CorelDRAW»

КЛАССЫ  8-9 УЧИТЕЛЬ  СкрябинаНатальяВикторовна КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ: 16 ВСЕГО 35ЧАС.;  В НЕДЕЛЮ 1ЧАС. ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ ___1____, ЗАЧЕТОВ _...

Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»  для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика»  Л.А. Залоговой. Основно...

Программа элективного курса "Компьютерная графика"

Программа элективного курс«Графический дизайн» для учащихся 9 - 11 классов.Общий объем 17 часов, в том числе лекции-5 часов, практические занятия-10 часов, контрольные работы-2 часа.Цель: научить дете...

Программа элективного курса "Компьютерная графика и основы дизайна"

Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Всего 22 часа....

Программа элективного курса «Обработка графики»

Авторская программа В курсе информатики и ИКТ существуют разделы по созданию, редактированию графических файлов в Paint, MS Power Point, MS Word. Данный курс  позволит учащимся приобрести навыки...

Программа элективных курсов "Компьютерная графика"

Рабочая программа «Компьютерная графика» разработана на основе образовательной программы педагога и предназначена для проведения элективных курсов направленных на профориентационную работу....

Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика"

Рабочая программа для элективного курса по теме "Компьютерная графика"...