Учебный проект по математике 6-й класс
проект по алгебре (6 класс) на тему

Проект "Координаты и координатная плоскость" содержит следующие разделы:

  1. Аннотация
  2. Паспорт проекта
  3. Этапы работы над проектом
  4. Аналитический
  5. Защита проекта
  6. Заключительный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по математике

"Координаты и координатная плоскость". 6-й класс

Ложкина Ольга Ивановна учитель математики

      Разделы: Преподавание математики        

       1. Аннотация.

      Для изучения темы “Координаты и координатная плоскость” в 6 классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология “Метод проектов”. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

        Ученики уже познакомились с положительными и отрицательными числами, с правилами выполнения действий в числовых выражениях, с координатной прямой и перпендикулярными прямыми. А где ещё можно применить эти знания? Необходимо указать на логическую связь между предыдущими и последующими темами. На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. Для определения положения объекта на земной поверхности(глобус, карты) надо знать долготу и широту. Дети уже изучили эту тему по географии и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий. Далее можно задать вопрос: почему на уроке русского языка пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики- тетрадью в клетку? Очевидно, для удобства. На листе в клетку, который является моделью плоскости, уже нанесены перпендикулярные прямые, делящие плоскость на одинаковые квадраты. Так учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат. От “Морского боя” переходим к игре “Меткий стрелок”, [2] последовательно заменяя буквенную координату числовой, а конечное поле- бесконечным. На интерактивной доске или на слайде презентации заранее расставлены точки- самолеты, танки, подводные лодки - условный противник. Класс делится на 3 группы-команды. Наводчик показывает на точку. По очереди стрелки называют её координаты. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ. Побеждает та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки. Игровые моменты в учебном проекте являются наиболее привлекательной формой деятельности для детей. Реализация игровых приемов стимулирует учащихся к математической деятельности. В ходе этой игры у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и все выполняют работу, некоторые успевают выполнить несколько и более сложные. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. На этапе защиты проекта ученики демонстрируют знания, умения и навыки по данной теме при выполнении коллективной работы “Карта звездного неба”. Индивидуальное выполнение заданий по карточкам - последовательно соединить точки-звезды, получить рисунок-созвездие и дать информацию, связанную с происхождением их названий. Затем все листы с рисунками скрепляются по схеме на доске.

       Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

        2. Паспорт проекта.

        Название проекта: Координаты и координатная плоскость.

        Тема проекта: Положительные и отрицательные числа.

        Вид проекта: Урочная деятельность.

        Типология проекта: практико-ориентированный, интегрированный, индивидуально- групповой, краткосрочный.

        Предметные области: математика, история, рисование, география.

        Проблема: как лучше усвоить понятие “положительные и отрицательные числа” и выполнение действий с ними?

        Цель проекта: научиться находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

        Методические задачи проекта:

•Ввести понятие системы координат на плоскости, координатная плоскость, осей координат.

•Развивать навыки и умения построения точек по их координатам и нахождения координат точек.

•Формировать основные учебные компетенции: предметная, коммуникативная, информационная.

•Развивать УУД: анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

•Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебному предмету.

      Участники проекта: учащиеся 6 класса.

       Вопросы, направляющие проект:

       Основополагающий вопрос: Почему на уроках русского языка мы пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики - тетрадью в клетку?

       Проблемный вопрос: Где можно применить положительные и отрицательные числа?

        Учебные вопросы:

•Как отметить положительные и отрицательные числа на координатной плоскости?

•Как найти координаты точки в системе координат?

•Как построить точку по заданным координатам?

       Ключевые слова:

       Координаты, координатная плоскость, прямоугольная система координат, абсцисса, ордината, Рене Декарт, Клавдий Птолемей, геометрия, астрономия, география.

       3. Этапы работы над проектом.

Этапы и содержание работы Срок Ответственные

1. Подготовительный.

Цель: создать мотивацию, осознание проблемной ситуации.

 16.11 учитель

2. Организация и планирование деятельности.

Цель: разработка плана, распределение обязанностей, выбор способов оформления и представления результатов, критериев оценки проекта.

“Мозговой штурм”: что нужно знать для определения местоположения человека, объекта, предмета?

 Игра “Морской бой” - 1 тур.

Оборудование: географический глобус, карты, туристические схемы городов, шахматная доска, билет в кинотеатр, клетчатая бумага.

 17.11 Игровые пары

Ведущие

эрудиты

  3. Практический.

Цель: осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний.

Игра “Морской бой” - 2, 3 тур.

Историческая справка “Рене Декарт и декартова система координат”, “Астроном Клавдий Птоломей”

Игра “Меткий стрелок” (роли - наводчики и стрелки, поражение цели на интерактивной доске). Практическая работа “Зоопарк” (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору).

“Конкурс художников” (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу).

19.11

20.11

22.11

23.11

24.11

 Историки

Теоретики

Практики

Художники

Стрелки

наводчики

       4. Аналитический.

Цель: провести рефлексию, контрольно-коррекционную деятельность.

Анализ информации, оформление проекта, изготовление продукта проектной деятельности.

 26.11 Оформители

Аналитики

       5. Защита проекта.

Отчет, презентация, коллективная работа “Карта звездного неба”.

Демонстрация продуктов проекта:

Компьютерная презентация,

стенд “РЕНЕ ДЕКАРТ”, рисунки на клетчатой бумаге, закладки – памятки “Умелые руки”, красивые задания на координатной плоскости.

Фотографирование

 3.12 Астрономы

Исследователи

Конструкторы

Дизайнеры

       6. Заключительный.

Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем.

 4.12 Учитель

Критики

      4. Результаты и выводы.

  1.Игра “Морской бой”: в 1 туре участвовало 16 учеников - 8 пар.

Во 2 туре играли 8 человек-4 пары(2 отсутствовали по болезни):

3 тур-финал: играли победители 2 тура, набрали по 15 баллов. Судьи вынесли решение - ничья.

Победители получили оценку “пять”, а призеры за 2 тур –“четыре” (по желанию).

      2.Практическая работа “Зоопарк” [4,5,6]: коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.

      3.Изготовление закладок-памяток “Правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами”: выполнили 7 человек, результат оценивания по пятибалльной системе.

        4.“Конкурс художников”: выполнили работу 10 человек. Не у всех получаются четкие по силуэту и с четкими координатами рисунки. Есть очень простые работы. Есть ученики, у которых возникает потребность творить самому, придумывать и выполнять сложные рисунки, за ними тянутся и другие. Лучшие работы у 10 уч-ся.

      5.Практическая работа “Карта звездного неба”: [3] индивидуально выполнили работу 14 уч-ся. Лучшие работы отмечены, ошибки откорректированы. Коллективно составили по схеме карту звездного неба. Астрономы подготовили информацию о созвездиях.

       6.Информационный материал “Французский математик Рене Декарт и декартова система координат”, “Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей” с презентацией и оформлением на стенде в классе.

       7.Контрольная и самостоятельная работа.

       8.Коллективный проектный продукт- папка с материалами по теме и диском.

       5. Литература.

1.УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 6 класс. - М.:Мнемозина,2010.

2.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.

3.Практическая работа “Карта звездного неба”//Математика в школе.-2007.-№1

4.Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.

5.Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.

6.Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные проекты по математике

           Метод проектов позволяет создать "среду" для формирования всех компетентностей. Вот только не умещается он в рамки классического урока математики. Друго...

Учебный проект "Золото математики"

Аннотация проекта «Золото математики»" Математика владеет не только истиной, но и красотой доступной только величайшему искусству" Б. Рассел.Проект "Золото математики" направлен на интеграцию знаний, ...

Учебный проект по математике "Мы архитекторы"

Статья опубликована«Начальное и среднее профессиональное образование в округе:Сборник научно –практических трудов/Сост. И.М. Черкашин.-Ханты-Мансийск РИО ИРО, 2009-211 с. «Проект - это совокупнос...

Учебный проект по математике через технологию Веб-квест»

В основу проекта положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельностно- ориентированные и т.д.);Программа проекта  позволяет...

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»

В работе представлена разработка учебного проекта по математике для учащихся 8 класса, посвященного теореме Пифагора. Описаны организационная часть работы учителя по подготовке проекта и возможный вар...

учебный проект по математике 6 класс "Сложение чисел с разными знаками"

Представленная методическая  разработка проектного модуля позволяет продолжить работу по формированию у обучающихся проектных компетенций. В процессе реализации  проекта учащиеся ...