Урок математики в 5 классе по теме "Уравнение и его корни. Решение уравнений"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Михалева Людмила Ивановна

Методическая разработа  к уроку математики в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока43.5 КБ
Файл презентация к уроку7.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в  5 классе по теме «Уравнения и его корни. Решение уравнений».
(Учебник Э.Г. Гельфман и др.Математика 5. Часть1 по программе «Математика. Психология. Интеллект» 2004г)

Подготовила: учитель математики МОУ Рековичской средней школы Михалева Л.И.

Цели урока: воспитывать у учащихся  самостоятельность, уверенность в себе, прививать интерес к предмету за счет применения информационных технологий;

развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать культуру устной и письменной математической речи; ввести понятие уравнения, неизвестного, корня уравнения, формировать умения проверять является ли число корнем уравнения, решать уравнения.

Комментарий учителя: При выполнении заданий устных заданий учащиеся работают с помощью сигнальных карточек. Один из учащихся называет результат, а остальные реагируют с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – правильный ответ. Красная – неправильный.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  • Чем мы занимались на прошлых уроках? Какие выражения мы изучали?
  • Что называется числовым выражением?
  • Что называется буквенным выражением?
  • Прочитайте следующие выражения и определите  какие они?

1) 5+(7-1,6)

2) 19,2-(4,3+3,1)

3) (а + в)+10

4) (а + в )-( а- в)

5) х-3,2

  • Как найти значение числового выражения?
  •  Найдите значения следующих числовых выражений:

7,5+3,2

28,4-5,1

12-0,4

5-0,05

(Учащиеся вычисляют устно значения данных выражений.

3. Изучение нового материала

I. Мотивация темы урока

  • Как найти значение буквенного выражения?
  • Найдите значение  выражения х-3,2 при а) х=14;       б) х = 17,5.

 (Учащиеся работают с сигнальными карточками. Решение примеров высвечиваются после ответа учащегося на слайде).

  • Верно ли, что: а) при х=120   х-3,2=116,8? (да) ; б) при х= 4,53   х-3,2=1,23?   (нет).
  • При каком значении х выражение х-3,2 равно   а) 9;              б) 8,5?

Решая это задание нам пришлось  находить значение буквы х  по значению выражения, в которое входит х, т.е. пришлось искать те х, при которых верны равенства  х-3,2=9  и х-3,2=8,5.  Эти равенства содержат неизвестную букву и называются уравнениями.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока  « Уравнение и его корни. Решение уравнений».

  • Сегодня мы должны выяснить, что называется уравнением, что значит решить уравнения и будем учиться решать уравнения.

  1. Введение определения уравнения.

Посмотрите внимательно на записанные, на слайде уравнения и скажите, чем они отличаются от буквенных выражений и  что между ними общего? ( Учащиеся  обращают внимание на то, что в уравнении есть знак равенства, а в буквенных выражениях нет). Сформулируем что же такое уравнение.

 - Уравнение – это равенство, содержащее букву. ( Определение высвечивается на слайде. Учащиеся записывают его в тетради по правилам)

Подчеркните ключевые слова в этом определении.

 Сама буква называется  неизвестным.

III. Усвоение определения.

Из предложенных записей выберите те, которые являются уравнениями. ( Учащиеся работают с сигнальными карточками)

14,82 + ( 3,12 – 0,9)

(а – в) + с

14 + х = 23

20-) +12

12,5 – а = 50,6

IV. Введение определения корня уравнения.

  • В результате решения, рассмотренных нами уравнений, мы нашли значение неизвестного, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство. Это значение называется корнем уравнения.
  • Выделите карандашом ключевые слова в учебнике (с.247).
  • Пример: х=7 – является корнем уравнения х+3=10, т.к. 7+3=10 – верное числовое равенство.
  • Х =8 – не является корнем уравнения х+3=10, т.к. 8+3=10- неверное числовое равенство.

V. Закрепление понятия корень уравнения.

  • Решим № 165 ( по 2 числа) 1 группа -1),    2 группа - 2)  (  слабый ученик у доски, 2-ой на месте.) Взаимопроверка по группам.
  • Обратите внимание (по слайду) на образец оформления решения уравнений. Как выполнять проверку и записывать ответ.

4. Закрепление

  • Решить самостоятельно № 167(а,д) – контроль учителя.
  • Обсудить решение №167(г,в)  (О.В!Записи в уравнениях перевернуты на весах).
  • Прокомментировать и самостоятельно решить №168 (а,в)- контроль учителя.

5.Итог урока.

Итак чем занимались сегодня на уроке?

С какими новыми понятиями познакомились?

 Что такое уравнение? Что называется корнем уравнения?

 Как его проверить?

Выставление отметок за урок.

6.Д/З 

№167 ( б, в, г, е)

№173(а,б)

Конспект.

 



Подписи к слайдам:

Урок математики в 5 классе по теме «Уравнения и его корни. Решение уравнений.» Урок подготовила:Михалева Л.И.-учитель математики МОУ Рековичской средней школы Как найти значение числового выражения?
7,5+3,2 28,4-5,1 12-0,4 5-0,05
Как найти значение алгебраического выражения?
Найдите значение выражения х – 3,2 при: а) х=14 б) х= 17,5
14-3,2=10,8
17,5-3,2=14,3
Что называется числовым выражением?Что называется буквенным (алгебраическим) выражением? Прочитайте выражения:1) 5+(7-1,6)2) 19,2-(4,3+3,1)3) (а+в)+104) (а+в)-(а-в)5) х-3,2 х- 3,2 = 9х-3,2=8,5
х= 9+3,2 х=12,2
х= 8,5+3,2 х=11,7
Проверка: 12,2-3,2=9- верно 11,7-3,2=8,5-верно
Ответ: 12,2 Ответ: 11,7
Уравнение – это равенство, содержащее букву.
Сама буква – Неизвестное.
Корень уравнения
Верно ли, что: а) при х=120 х-3,2=116,8 б) при х= 4,53 х-3,2=1,23 При каком значении х выражение х-3,2 равно: а) 9 б) 8,5 Из предложенных записей выберите те, которые являются уравнениями 14,82 + ( 3,12 – 0,9)(а – в) + с14 + х = 2320-) +1212,5 – а = 50,6