Программа элективного курса "Функции и параметры" (10-11 классы)
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Андреева Татьяна Викторовна

данная программа преднаначена для обучающихся 10-11 классов. Она помогает обучающимся подготовиться к егэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_andreeva_t.v.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса

«Функции и параметры»

(для учащихся 10-11 классов физико-математического профиля)

                                             

                                              Разработчик Андреева Татьяна Викторовна,

                                                  учитель математики МБОУ СОШ  №166

                                                                        городского округа Самара

САМАРА  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На старшей ступени общеобразовательной школы (10-11 классы) введено профильное обучение, выполняется задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Программа курса выполняет функцию надстройки над профильным курсом математики, что позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи  Единого государственного экзамена.  

В данном элективном  курсе рассматриваются те задачи с параметрами, в которых необходимо использовать свойства функций и их графиков. Это обусловлено тем, что понятие функции находится   в центре внимания всей школьной математики. С каждым уравнением (неравенством, системой) связаны конструирующие их аналитические выражения. Последние свою очередь могут задавать функции одной или нескольких переменных. С этой точки зрения, например, уравнение f(x) = g (x) мы можем рассматривать как задачу о нахождении значений аргумента х, при которых равны значения функций f и g.

       Содержание программы соответствует стандартной схеме исследования функции и состоит из двух частей:

Часть I. Свойства функций в задачах с параметрами.

Часть II. Применение производной функции к решению задач с параметрами.

     Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области решения задач, математическое содержание которых выходит за пределы школьной программы и может с успехом использоваться не только в физико-математическом, но и в других профилях старшей школы – технологическом, естественно-научном, социально-экономическом и др. Универсальность курса заключается в том, что решение заданий открывает перед учащимися значительное число эвристических приёмов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Успех данного курса в профильной школе обусловлен его личностной ориентацией, деятельностным подходом. Освоение курса предполагает дальнейшее развитие и формирование учебной, информационной, коммуникативной, социально-профессиональной компетенций.

        По своему содержанию программа глубоко научна, имеет практическую направленность, обладает логичностью и систематизированностью учебного материала. Материал курса распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов.

      В программе предусматриваются уроки повторения, позволяющие ликвидировать обнаруженные пробелы в знаниях.

   Вариативность курса заключается в предоставлении учащимся возможности выполнять дифференцированные задания различного уровня сложности, в соответствии с их возможностями: контрольные работы и зачёты содержат задания трёх уровней сложности, на уроках при выполнении упражнений количество уровней сложности может быть увеличено.

   Итак, предлагаемый элективный курс соответствует:

  • современным целям образования;
  • основным положениям концепции профильной школы;
  • перспективным целям математического образования в школе

    физико-математического профиля.

Курс планируется на один учебный год, программа рассчитана на 34 часа, его можно изучать и в 10, и в11 классах.

ЦЕЛИ КУРСА:

-формирование у школьников логического мышления при проектировании решения задачи;

- формирование навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний в результате их применения в незнакомой ситуации;

-создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий;

-подготовка к ЕГЭ по математике.

ЗАДАЧИ КУРСА:

-сформировать у учащихся навыки решения задач с параметрами, основанных на свойствах функции;

-сформировать у учащихся навыки решения задач с параметрами, основанных на применение производной к определению свойств функций;

-продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач.

Решение данных задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики

      Для наиболее успешного усвоения материала курса основным типом занятий являются практикумы. Предусматривается проведение занятий в форме практических работ с небольшим вкраплением теоретического материала и необходимых приёмов рассуждений. На занятиях используются алгоритмы для выполнения заданий, карточки для индивидуальной и групповой работы. Преимущество практических работ заключается в том, что учащиеся, выполняя определённые задания, самостоятельно осваивают математическую деятельность, необходимую для решения названного класса задач.

     Данный курс предполагает результат – выполнение типового проекта в конце каждой части. Проект разрабатывается индивидуально. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при выполнении отчётной работы, представленной в срок. Дополнительные баллы выставляются за рациональность, оригинальность решения, а также грамотное его оформление.

Кроме того, текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется и по результатам выполнения учащимися практических заданий на уроках и дома,  при оценивании промежуточной зачётной работы. Кроме того, в ходе обучения учащимся предлагаются короткие (15-20 мин.) задания на проверку освоения изученных способов действий. При этом ученики выступают полноправными субъектами оценивания – проводятся самоанализ, контроль, самооценка и взаимооценка выполняемых заданий.

Изучение материала опирается на использование следующих методов обучения:

-частично-поискового;

-поискового;

-метода проблемного изложения учебного материала;

Перечисленные методы помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся.

Применение современных педагогических технологий:

-КСО (работа в малых группах);

- информационно-коммуникационная;

- модульное обучение.

Предполагаемые результаты.

Изучение данного курса даёт учащимся возможность:

-овладеть умениями и навыками решения задач с параметрами, основанных на свойствах функции;

-овладеть техникой построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- овладеть техникой преобразования выражений, содержащих параметр;

- освоить основные приёмы решения задач с параметрами, основанных на свойствах функций;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Входной контроль

1

Часть I. Свойства функций в задачах с параметрами.

2

Нахождение области значений функции, зависящей от параметра.

2

3

Определение чётности, периодичности функции, зависящей от параметра.

2

4

Использование свойств монотонности функции при решении задач с параметрами.

3

5

Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, зависящей от параметра.

3

6

Промежуточная зачётная работа

1

 

Итоговое повторение

1

7

Выполнение и защита типового проекта.

2

Часть II. Применение производной функции к решению задач с параметрами.

8

Касательная к графику функции в задачах с параметрами.

3

9

Критические точки функции в задачах с параметрами.

3

10

Применение признака возрастания (убывания) функции в задачах с параметрами.

3

11

Экстремальные свойства функции в задачах с параметрами.

3

12

Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной.

3

13

Зачётное занятие.

1

Итоговое повторение

1

14

Выполнение и защита типового проекта.

2

Содержание программы.

Тема №1. Входной контроль (1 ч.)

 Диагностическое тестирование по теме «Функция и её свойства»

Тема №2

Нахождение области значений функции, зависящей от параметра (2ч).

Задачи с параметрами, в условии которых непосредственно содержится требование поиска области значения функции.

Тема №3. Определение чётности, периодичности функции, зависящей от параметра (2ч).

Определение чётности, нечётности функции, нахождение её периода, если она периодическая.

Тема №4. Использование свойств монотонности функции при решении задач с параметрами (3ч).

Задачи с параметрами, для решения которых понадобятся свойства монотонных функций:

  1. Если функции y = f(x) и y = g(x) возрастают (убывают) на множестве М, то функция y = f(x) + g(x) также возрастает (убывает) на множестве М;
  2. Если функции y = f(x) и y = g(x) возрастают (убывают) на множестве М, причём f(x) ≥ 0 и g(x) ≥ 0 при всех допустимых х, то функция y = f(x)∙ g(x) возрастает (убывает) на множестве М;
  3. Если функция y = f(x) монотонная, то уравнение f(x) = а имеет не более одного корня; другими словами, монотонная функция принимает каждое своё значение только один раз.

Тема №5. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, зависящей от параметра (3ч).

Задачи с параметрами на определение наибольшего и наименьшего значения функции (без применения производной).

Тема №6. Промежуточная зачётная работа (1ч).

Тема №7. Выполнение и защита типового проекта. (2ч.)

Тема №8. Касательная к графику функции в задачах с параметрами (3ч).

Задачи с параметрами, связанные с понятием касательной к графику функции.

Тема №9. Критические точки функции в задачах с параметрами (3ч).

-При каких значениях параметра функция не имеет критических точек;

- При каких значениях параметра функция имеет единственную критическую точку;

и так далее.

Тема №10. Применение признака возрастания (убывания) функции в задачах с параметрами (3ч).

Решение задач с параметрами на применение признака возрастания (убывания) функции.

Тема № 11. Экстремальные свойства функции в задачах с параметрами (3ч).

Задачи с параметрами, в которых находят  критические точки, промежутки монотонности функции с помощью производной..

Тема №12. Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции с помощью производной (3ч).

Основные приёмы решения задач на определение наибольшего и наименьшего значения функции, применяя знания о критических точках функции и её экстремумах.

Тема №13. Зачётное занятие (1ч).

Итоговый дифференцированный зачёт по всему материалу элективного курса.

Тема №14. Выполнение и защита типового проекта. (2ч.)

Итоговое повторение (2ч.)

ЛИТЕРАТУРА.

1.П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Задачи с параметрами. -      М: Илекса, 2009.

2. И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1989.

3. И.Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 11 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1991.

4.В.В.Кочагин и др. ЕГЭ-2013. Реальные задания. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,  2013.

5. В.В. Кочагин и др. Самое полное издание реальных заданий. ЕГЭ 2013. Математика. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.

6.Л.О.Денищева, Е.М.Бойченко и др. ЕГЭ: Математика: Контрольные измерительные материалы- М.: Просвещение, 2013

7. Ф.Ф.Лысенко и др. Математика. ЕГЭ-2010-2013г.г., вступительные экзамены. Пособие для самостоятельной подготовки. Ростов-на-Дону: Легион, 2010-2013.

8. Сайт федерального института педагогических измерений (банк открытых заданий): http://fipi.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

"Программа элективного курса по математике "В мире модулей""Элективный курс для учащихся 9 класса общеобразовательной школы посвящен одной из важных и трудных тем «Модули». При подготовке к экзаменам ...

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса по математике для 9 класса «Интеграл»

Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельно...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса "Задачи с параметрами"

Понятие параметра является математическим понятием, которое часто используется в школьном курсе математики и в смежных дисциплинах. ...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по химии для 10 класса "Классы органических соединений"

Программа элективного курса по химии «Классы органических соединений» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,  авторской программы О.С...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...