Рабочая программа по учебному курсу «Тождественные преобразования выражений»
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Тождественные преобразования выражений» (Авторы: Беденко Светлана Викторовна, Божко Светлана Викторовна, учителя математики МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»).

 Учебный курс «Тождественные преобразования выражений» является курсом по выбору для учащихся 8 класса основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tozhdestvennye_preobrazovaniya_vyrazheniy_8_kl.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

учителей - предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

___________/Шматова Т.И./

Протокол №  __  

от «     »                  2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 МБОУ «Пристеньская ООШ»

_____________/Бабенко Е.В./

«     »                2014 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________/Решетняк И.И./

Приказ №

от «     »                2014 г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Тождественные преобразования выражений»

для 8 класса

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Тождественные преобразования выражений» (Авторы: Беденко Светлана Викторовна, Божко Светлана Викторовна, учителя математики МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»).

 Учебный курс «Тождественные преобразования выражений» является курсом по выбору для учащихся 8 класса основной школы.

Данный учебный курс рассчитан на 35 часов для учащихся 8 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. В соответствии с учебным планом МБОУ «Пристеньская ООШ» количество учебных недель составляет 34 недели. В связи с этим в рабочую программу внесены изменения: уменьшено количество часов, отведенных на изучение темы «Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения», на 1 час: объединено изучение тем «Композиция выражений» и «Понятие композиции выражений» в 1 час.

Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с тождественными преобразованиями выражений, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, научиться решать разнообразные задачи различной сложности.

Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче государственной итоговой аттестации.

Курс состоит из шести разделов:

Тема №1. Числовые множества.

Тема №2. Тождественное равенство выражений с переменными.

Тема №3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения.

Тема №4. Числовые неравенства и их свойства.

Тема №5. Тождественное неравенство выражений.

Тема №6. Итоговое повторение.

Основные цели и задачи курса:

Цели курса: формирование способности учащихся рационально использовать умения и навыки выполнения тождественными преобразованиями выражений за счет:

  • включения тождественных преобразований в контекст деятельности по решению задач на: нахождение значения выражения, исследование свойств выражения, сравнение нескольких выражений;
  • корректировки представлений учащихся о содержании основных понятий, относящихся к этим видам задач;
  • формирования у учащихся знаний о методах и приемах решения этих задач, способах контроля правильности их решения.

Задачи курса:

  • систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 8 класса;
  • развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
  • развитие логического мышления и интуиции учащихся;
  • расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса  обучающиеся должны:

знать/понимать

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

- сокращать алгебраические дроби, выполнять основные действия с алгебраическими дробями.

- находить значения корней и применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и  преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.

- уметь применять эти знания для преобразования рациональных выражений и выражений, содержащих арифметические квадратные корни.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Числовые множества

4

2

Тождественное равенство выражений с переменными

6

3

Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения

15/14

4

Числовые неравенства и их свойства

4

5

Тождественное неравенство выражений

5

6

Итоговое занятие

1

Всего

35/34

Календарно — тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы.

Кол-во часов

Примерные сроки прохождения

Примечание

план

факт

Числовые множества

4 часа

1/1

Понятие числового множества и его характеристического свойства.

1

2/2

Способы задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств.

1

3/3

Объединение множеств.

1

4/4

Отношения равенства и включения  числовых множеств.

1

Тождественное равенство выражений с переменными

6 часов

5/1

Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения).

1

6/2

Понятие тождественного равенства выражений на множестве.

1

7/3

Методы доказательства и опровержения тождественного равенства.

1

8/4

Методы доказательства и опровержения тождественного равенства.

1

9/5

Виды тождественных преобразований и условия их применимости

1

10/6

Виды тождественных преобразований и условия их применимости

1

Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения

14 часов

11/1

Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых выражений разными методами.

1

12/2

Доказательство тождественного равенства дробно-рациональных выражений разными методами.

1

13/3

Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте.

1

14/4

Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближенного точного и вычисления значения выражения.

1

15/5

Упрощение выражений на множестве. Приведение многочленов к указанному виду.

1

16/6

Понятие многочлена с одной переменной.

1

17/7

Стандартный вид многочлена.

1

18/8

Разложение многочлена на множители.

1

19/9

Понятие приводимости.

1

20/10

Корни многочлена, теоремы о корнях.

1

21/11

Схема Горнера.

1

22/12

Композиция выражений. Понятие композиции выражений.

1

23/13

Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач.

1

24/14

Условия применимости и неприменимости метода замены переменной

1

Числовые неравенства и их свойства

4 часа

25/1

Отношение «больше», «меньше», «равно» на множестве действительных чисел.

1

26/2

Свойства числовых неравенств.

1

27/3

Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств.

1

28/4

Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству.

1

Тождественное неравенство выражений

5 часов

29/1

Понятие тождественного равенства и неравенства выражении с одной переменной на множестве.

1

30/2

Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства.

1

31/3

Задачи на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений.

1

32/4

Оценки выражений и их виды.

1

33/5

Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств

1

Итоговое занятие

1 час

34/1

Защита проектов «Тождественные преобразования выражений».

1

Содержание учебного курса

Тема № 1. Числовые множества  (4 часа)

Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств. Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.

Тема № 2. Тождественное равенство выражений с переменными (6 часов)

Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве.

Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований и условия их применимости

Тема № 3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения (14 часов)

Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых выражений разными методами. Доказательство тождественного равенства дробно-рациональных выражений разными методами. Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближенного точного и вычисления значения выражения. Упрощение выражений на множестве. Приведение многочленов к указанному виду. Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. Разложение многочлена на множители. Понятие приводимости. Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера. Композиция выражений. Понятие композиции выражений. Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. Условия применимости и неприменимости метода замены переменной

Тема №4. Числовые неравенства и их свойства(4 часа)

Отношение «больше», «меньше», «равно» на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств. Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству.

Тема №5. Тождественное неравенство выражении (5 часов)

Понятие тождественного равенства и неравенства выражении с

одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства. Задачи на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. Оценки выражений и их виды.

Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств

Тема №6. Итоговое занятие (1 час)

На заключительном занятии подводится защита проектов «Тождественные преобразования выражений».

Методические рекомендации

В ходе преподавания учебного курса «Тождественные преобразования выражений» в 8 классе следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

При реализации данного учебного курса целесообразно использовать различные приёмы и методы обучения: лекции, практические занятия, семинары, исследовательские, самостоятельные работы, метод проектов, способствующие развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Литература для учителя.

  1.  Шабанов М.В., Безумова О.Л., Котова С.Н.. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл: учебное пособие, - М.: Дрофа, 2008.

Литература для учащихся.

  1. Виленкин Н. Я. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики // под ред. Н. Я. Виленкина. — М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых  документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...