План-конспект по теме "Понятие логарифма"
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) на тему

Дынька Алла Николаевна

План-конспект по теме "Понятие логарифма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logarifm_tekstword_2.docx67.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Понятие логарифма” (слайд №1)

Цели и задачи урока: обеспечить  повторение и закрепление пройденного материала (действия со степенями, показательные уравнения и неравенства), ввести понятие логарифма; выработать навык записи и вычисления логарифма при этом развить логическое мышление, устойчивое внимание  и аккуратность, создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

Знания и навыки:

  • знать определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество;
  • уметь выполнять преобразования выражений, содержащих логарифмы, вычислять логарифмы.

Методы урока: словесные и практические; контроль и обобщение знаний. При объяснении нового материала: иллюстративный, частично-поисковый (овладение элементарными навыками поиска знаний, учащиеся привлекаются к самостоятельному решению части проблемы).

Оборудование урока: мультимедийная доска ,методические пособия, карточки для индивидуальных заданий учащимся, учебник.

Ход урока

Организационный момент

(Рапорт о готовности класса к уроку, о выполнении домашнего задания)

Проверка домашнего задания

№4.60(д,е), 4.61(б,д,з)-ученики строят графики на доске

(учащиеся в парах меняются тетрадями и проверяют друг у друга).

Подготовка к изучению нового материала (слайд№2)

Устные упражнения: (на листиках записать только ответ).

http://festival.1september.ru/articles/509801/img6.gif

В зависимости от уровня подготовленности группы, проводится эстафета или диктант по рядам или по вариантам. Ответы (если необходимо, и решения) озвучиваются в конце работы, желательно несколькими учащимися, преподаватель определяет верный ответ.

Постановка проблемы (слайд 2)

По графику функции у = ах (а>0, а≠1) можно найти число аα для любого действительного α. Но этот график дает возможность решать и обратную задачу: для данных положительных чисел в и а (а≠1) найти число α, такое, что в = аα.

Изучение нового материала

(Пользуясь графиком вводим понятие логарифма). (Слайд 4), (Слайд 5), (Слайд 6), (Слайд 7), (Слайд 8).

Учащимся предлагается вопрос: “Как связаны числа в выражении http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1294.gif? И так как ответ очевиден, учащиеся дружно дают ответ: http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1295.gif. Делается вывод о том, что же такое логарифм. 3 – это показатель степени, в которую нужно возвести основание 2, чтобы получить число 8. Эффективна система вопросов к объяснению: “Почему…?”, “Как вы думаете…?”, “Как вы считаете…?”, “С какой целью…?”, “По какой причине…?” и т.п. Подобные вопросы, стимулируют мыслительную деятельность учащихся, дают им возможность активно участвовать в процессе изучения нового.

С помощью наводящих вопросов учащиеся самостоятельно обобщают и составляют определение логарифма. Вспоминают, каким должно быть основание а из определения показательной функции (http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1296.gifhttp://festival.1september.ru/articles/410757/Image1297.gif), читают определение логарифма в учебнике (§ 15) и обнаруживают, что им удалось составить такое же определение. Записывают его в опорный конспект, а потом, работая парами, повторяют определение друг другу. Определение запомнили.

Теперь анализируем ситуацию. Еще раз вспоминаем, какие ограничения имеет основание а и делаем вывод о том, каким же должно быть число b. Так как число http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1298.gifhttp://festival.1september.ru/articles/410757/Image1299.gif возводится в степень, то число b будет обязательно http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1300.gif. Этот вывод учащиеся тоже делают самостоятельно. В опорный конспект вносится запись:

http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1301.gif, так как http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1302.gif

http://festival.1september.ru/articles/410757/Image1303.gifhttp://festival.1september.ru/articles/410757/Image1304.gifhttp://festival.1september.ru/articles/410757/Image1305.gif.

Закрепление (решение задач).

Вычислить логарифмы (Учитель проверяет ответы у нескольких сильных учеников, сильные ученики – ассистенты у остальных учащихся класса) (Слайд 9).

Решить уравнения (Два сильных ученика записывают ответы на обороте доски, класс сверяется.) (Слайд 10).

Решить по учебнику: в классе ( П. 5.1. № 5.4 (1 ст.) – 5.8 (1 ст.));

                                     дома ( П. 5.1. № 5.4 (2 ст.) – 5.8 (2 ст.));

                                     № 4.48( для сильных ).

(Слайд 11).

Итог урока: учащиеся отвечают на вопросы учителя. Краткий комментарий (что повторили, какие знания и навыки приобрели, как работали на уроке). В дневники учеников выставляются оценки за урок. (Слайд 12).

Литература

С.М. Никольский и др. Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

 «Понятие логарифма»

Автор – учитель математики Дынька Алла Николаевна (МАУСОШ № 11 г. Калининград).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 11 классе по теме "Логарифмы и их свойства"

Урок обобщения по теме "Логарифмы". Сопровождается презентациооным материалом....

План-конспект урока с ЭОР «Гимн логарифму».

Дидактическая цель. Дать понятие логарифма с произвольным основанием. Овладеть знаниями и умениями использовать основное логарифмическое тождество, формулы логарифмирования и потенцирования, формулы п...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

План-конспект урока по теме "Логарифм"

В работе представлена методическая разработка плана-конмпекта математики по теме: "Логарифм" для студентов 1 курса системы СПО...

План конспект открытого учебного занятия Технология проблемного обучения по дисциплине Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия на тему «Определение логарифмов. Свойства логарифмов»

План конспект  открытого учебного занятияТехнология проблемного обучения по дисциплине  Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрияна тему «Определение логарифм...

План- конспект урока "Десятичные и натуральные логарифмы".

Данный конспект предназначен для учащихся 10 классов, которые начинают изучать тему "Логарифмы"...

План-конспект урока из раздела "Логарифмы" на тему "Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного"

Межпредметные связи на уроках математики как современный принцип обучения на примере темы "Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного"...