Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Андреева Рена Валерьяновна

 

Рабочая программа элективного курса в 10 классе физико-математического профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek._kurs_51_ch_andreevoy_r.v._ksosh_no2_na_konkurs.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств

 

                                                                           

Автор:

Андреева Рена Валерьяновна,

                                                                           учитель математики

                                                                МБОУ «Красноармейская средняя

                                                                    общеобразовательная школа»                  

                                                                    Красноармейского района

Чувашской Республики

                                                         

                                                                                 

                                           

Рабочая программа элективного курса в 10 классе

физико-математического профиля

«Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»

Количество часов в неделю: 2 ч, всего 51час

       Пояснительная записка.

       Основная функция курсов по выбору в системе подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов. Для того, чтобы познакомить учащихся с интересными, нестандартными уравнениями и неравенствами и  расширить, углубить знания обучающихся считаю целесообразным включение предметно – ориентированного курса  физико-математического профиля ««Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»

      Опыт работы в школе  показывает, что решение уравнений и неравенств вызывают иногда затруднения у обучающихся  в выпускных и  вступительных экзаменах. Учащиеся физико-математического профиля находятся в более  выигрышной ситуации,  да и  сама программа предполагает развитие навыков решения заданий сложного уровня. Это связано с тем, что  решение таких задач требует не только знания свойств функций и уравнений, умения выполнять алгебраические преобразования, но также высокой логической культуры и хорошей техники исследования.

        Данный курс дополняет и углубляет знания, полученные по программе базового уровня. Большое внимание уделяется формированию навыков решения заданий, содержащих абсолютную величину и параметр. Кроме того, рассматриваются вопросы, связанные с различными приёмами решения показательных, логарифмических, иррациональных и комбинированных уравнений.

      Известно, что решение уравнений и неравенств приводит к систематизации имеющихся знаний, развивает творческое мышление, учит детей к поиску нестандартных ситуаций.

      Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, которым интересна математика.  Практическим результатом данного курса является подготовка учащихся к ЕГЭ по математике. Данный элективный курс поможет систематизировать знания по решению уравнений и неравенств, развить нестандартные способы мышления, а также научиться решать широкий курс задач с параметрами. Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости. Теоретический материал сопровождается разбором типовых заданий. В процессе обучения учащиеся овладевают приемами нестандартного подхода к решению уравнений и неравенств с одной переменной.  

       Решить уравнения и неравенства, уравнения с параметрами – это значит найти все те и только те значения параметров, при которых задача имеет решения.

       Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии существенным образом связанные с математикой.

  Основная цель данного курса – подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с заданиями ЕГЭ  группы.  В1 –В12 и С1-С6.

     

 

Основные задачи данного курса:

-углубить знания по математике, предусматривающие формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету;

-выявить и развить их математические способности;

-расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач различного типа сложности, включая задачи с модулем и параметром

-повышение уровня  математического и логического мышления учащихся;

-развитие навыков исследовательской деятельности;

-обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;

-обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры;

     Работа элективного курса строится на  принципах научности, доступности, опережающей сложности, вариативности, самоконтроля, само и взаимооценки.

   

Воспитательное назначение  курса.

       Обучение   потребует от учащихся умственных и волевых усилий, внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

   

Контроль знаний и умений.

  Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, само и взаимооценке, а также, творческих проектов в виде презентаций   Итоговый контроль – 2 контрольные работы в форме решения заданий с развёрнутым ответом в конце каждого полугодия.

 

 Формы организации учебных занятий. 

     Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, семинар, конференция, практическая работа.  В течение всего курса проходит тренинг. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи. Для презентации своих творческих проектов обучающиеся могут использовать домашние компьютеры или компьютеры кабинета информатики.

Требования к уровню подготовки учащихся:  должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и  повышенного  уровня сложности;

точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.

Планируемые результаты курса.

Учащиеся должны знать: понятие параметра, прочно усвоить понятие модуль числа, алгоритмы решений задач с модулями и параметрами, различные приёмы при решении тригонометрических, иррациональных, показательных и комбинированных уравнений и систем. Должны уметь: решать   уравнения с модулем и параметром, применять различные  приёмы при решении рациональных,   иррациональных, показательных и комбинированных уравнений, знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.


Учебно-тематическое планирование

элективного  курса  «Нестандартные приёмы решения уравнений и неравенств»

  1. ч. в неделю, всего 51 ч.)

Наименование раздела

Тема урока

Кол

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания  курса

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Элементы

 доп-го

 сод-ния

Д/З

Дата проведения -

план

Факт

1

Модуль. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестные под знаком модуля (8 ч)

Уравнения, содержащие неизвестные под знаком модуля Уравнения с одной переменной вида ׀ƒ(х)׀=  а

ƒ(|х|)=g(х)

1

лекция

Модуль действительного числа и его основные свойства. Уравнения, содержащие неизвестные под знаком модуля  Уравнения с одной переменной вида ׀ƒ(х)׀=  а

ƒ(|х|)=g(х)

-знать определение модуля, его геометрический смысл и научить решать линейные, квадратные, дробно- рациональные  уравнения , содержащие неизвестное под знаком модуля

- уметь решать уравнения вида

׀ƒ(х)׀=  а

ƒ(|х|)=g(х)

2

Решение уравнений вида

 ׀ƒ(х)׀= g(х)

1

УОНМ

Решение уравнений вида

 ׀ƒ(х)׀= g(х) ƒ(|х|)=g(х)

- знать и уметь решать уравнения вида

׀ƒ(х)׀= g(х) ƒ(|х|)=g(х)

ФО

Электронное учебное издание «Открытая математика 2.6. Алгебра»

3

Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀

1

КУ

Решение уравнений вида ׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀

- знать решение уравнений вида

׀ƒ(х)׀= ׀g(х)׀

ИРД

4-5

Решение уравнений вида ׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х)

2

УОНМ

Решение уравнений вида ׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х)

- уметь решать уравнения вида

׀ƒ1(х)׀+ ׀ƒ2(х)׀ + ׀ƒn(х)׀… + =g(х)

ФО

ЭУИ

«Уроки алгебры КиМ»(10-11  кл.)

КУ

6

Решение неравенств вида ׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а

1

КУ

Решение неравенств вида ׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а

- уметь решать уравнения вида

׀ƒ(х)׀≤ а и ׀ƒ(х)׀≥ а

ИРК

ЗР

7-8

Графическое решение уравнений.

2

УОНМ

Построение  графиков функций вида

у = ƒ(|х|)

Построение  графиков функций вида

у = ׀ƒ(х)׀

Построение  графиков функций вида

׀ у  ׀= ƒ(х)

- уметь решать уравнения графически;

- знать построение графиков функций вида

у = ƒ(|х|),

у = ׀ƒ(х),׀

׀ у  ׀= ƒ(х)

ФО

ИРД

ЭУИ

«Уроки алгебры» КиМ

Тест

ЕГЭ

УПЗУ

9-10

Решение алгебраических уравнений (6 ч)

Теорема Безу

2

УОНМ

.Алгоритм Евклида. Теорема Безу.

Подбор корня многочлена по теореме Безу

- знать теорему Безу и метод деления уголком;

- уметь подбирать корни многочлена по теореме Безу.

ИРД

Т

УОСЗ

11

Метод неопределенных коэффициентов

1

КУ

Метод неопределенных коэффициентов

Группировка.

- знать метод неопределенных коэффициентов

Т

12

Метод введения параметра

1

УПЗУ

Метод введения параметра

МД

13

Замена переменных в уравнениях и системах уравнений

1

КУ

Замена переменных в уравнениях и системах уравнений

ФО

14

Комбинирование различных методов

1

УПЗУ

Комбинирование различных методов в заданиях ЕГЭ

ИРК

Т

15-16

Симметрические и возвратные уравнения (8 ч)

Симметрические уравнения

2

УОНМ

Симметрические уравнения третьей степени

Симметрические уравнения четвертой степени

- знать методы решения алгебраических уравнений третей и  четвертой степеней.

ФО

ИРД

ЭУИ

«Уроки алгебры» КиМ

(10  класс)»

УЗИМ

17-18

Возвратные уравнения

2

УОНМ

Возвратные уравнения

Уметь распознавать и решать симметрические и возвратные уравнения.

ПР

УЗИМ

19-20

Решение систем уравнений.

Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты

2

КУ

Решение систем уравнений..Уравнения четвертой степени с дополнительными условиями на коэффициенты

-знать решение систем уравнений из КИМ ЕГЭ

ИРК

Электронный учебник

«Математика  Готовимся к ЕГЭ

Т

КУ

21-22

Использование монотонности при решении уравнений

2

УОНМ

Монотонно возрастающие, монотонно убывающие и постоянные функции                                              

- уметь использовать монотонность при решении уравнений

ФО

КУ

23

Способы решения

 уравнений  (8 ч)

.

Угадывание корня уравнения .

1

КУ

.

Угадывание корня уравнения

- уметь решать уравнения., в которых надо угадывать корень

ФО

ИРД

Т

24-28

Решение иррациональных уравнений

5  ч

УОНМ

Решение иррациональных уравнений

- знать решение иррациональных уравнений;

 - уметь находить ОДЗ

ИРК

ЭУИ

«Уроки алгебры» КиМ

(10  класс)»

Т

КУ

КУ

УПЗУ

УОСЗ

29-30

Использование симметричности уравнения

2

УЗИМ

Использование симметричности уравнения

- уметь решать симметрические уравнения из КИМ ЕГЭ

СР

Т

УКЗУ

31

Решение неравенств (6 ч)

Способы решения алгебраических неравенств.

Метод интервалов

1

УПЗУ

Способы решения алгебраических неравенств.

- знать способы решения неравенств;

- уметь решать методом интервалов

ЗР

ЭУИ

«Уроки алгебры» КиМ

Т

32-35

Обобщенный метод интервалов

4

УОНМ

Обобщенный метод интервалов

-уметь решать обобщённым методом интервалов методом интервалов

ИРД

ИРК

КУ

УПЗУ

УОСЗ

36

Контрольная работа

1

УКЗУ

Модуль. Решение уравнений и неравенств

- уметь решать уравнения и неравенства различными способами

КР

37

 Уравнения с параметрами.  

1

УОНМ

 Уравнения с параметрами.  

 -уметь решать уравнения с параметрами.  

Электронное учебное издание

«Уроки алгебры» КиМ

(10-11кл.)

Т

38

Решение    уравнений с параметрами.

1

КУ

Решение    уравнений с параметрами.

- знать решение    уравнений с параметрами.

Т

39

  Неравенства с параметрами.

1

УОНМ

  Неравенства с параметрами.

  -уметь решать неравенства с параметрами.

40

Решение заданий с параметром (9ч)

Решение   неравенств  с параметрами.

1

КУ

Решение   неравенств  с параметрами

 – знать решение   неравенств  с параметрами.

ФО

Электронное учебное издание

«Уроки алгебры» КиМ

(10-11кл.)

41

 Исследование квадратного трехчлена.

1

УОНМ

 Исследование квадратного трехчлена.

- знать исследование квадратного трехчлена.

Т

42

Графические интерпретации уравнений и неравенств с параметром.

1

КУ

Графические интерпретации уравнений и неравенств с параметром.

- знать графические интерпретации уравнений и неравенств с параметром.

ПР

ЭУИ

«Уроки алгебры» КиМ

43

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

1

УПЗУ

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

-уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметр.

Т

44-45

Графическое решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.

2

КУ

Графическое решение уравнений и неравенств.

- уметь графически решать уравнения и неравенства, содержащие модуль и параметр.

Зачётная работа по теме: «Решение заданий с модулем  и параметром»  

СР

ИРД

Электронный учебник

«Математика  Готовимся к ЕГЭ

УОСЗ

46

Показательная и логарифмическая функции.

1

КУ

Показательная и логарифмическая функции.

- знать построение графиков показательной и логарифмической функций

Электронное учебное издание

«Уроки алгебры» КиМ

(10-11кл.)

Т

47

Показательная и логарифмическая

 функции (16ч)

Решение заданий на нахождение области определения и области значений функций.

1

УЗИМ

Области определения и области значений  показательной и логарифмической функций.

- уметь решать  задания на нахождение области определения и области значений функций.

ФО

48

Решение   уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

1

УПЗУ

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.

- пготовиться  К ЕГЭ

-систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, иметь навыки поиска необходимой

информации

Эл. уч. изд. «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика»

Тест

ЕГЭ

49-50

Решение уравнений, различными способами, содержащими абсолютную величину и параметр.

1

УОСЗ

Решение уравнений, различными способами, содержащими абсолютную величину и параметр.

-знать различные приёмы при решении   комбинированных уравнений.

СР

Электронное учебное пособие «Готовимся к ЕГЭ»

Т

КУ

51

Контрольная работа №2 по теме: «Различные приёмы при решении уравнений».

1

КР

 «Различные приёмы при решении уравнений».

- знать  тему: «Различные приёмы при решении уравнений».

КР

ИТОГО:

51


Литература

1. Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами: Учебное пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.

2. Щербинская Т.Б.. Элективные курсы. – Канаш : Учитель,2010

3. Журнал. Математика в школе. ( Ежегодные выпуски)

Газета «Математика» (приложение к 1 сентября)

4. Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ 2012,2013,2014,2015. Учебно-тренировочные тесты». Ростов-на-Дону, издательство «Легион-М» .

5. Образовательные ресурсы сети Интернет

http://ege.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по математике "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств"

Рабочая программа составлена на основе программы Р.И.Корзуновой. Курс направлен на углубленное изучение отдельных разделов курса математики и предусматривает изучение современных нестандартных методов...

Элективный курс "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств" 11 класс

Настоящая программа составлена   для выпускников 11 класса и  рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).   Программа состо...

Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

Чаще всего при решении задач мы опираемся на определенный алгоритм. Даже, если задача достаточно трудная и не удается найти нетрадиционный путь решения, то все равно у нас есть возможность справиться ...

Нестандартные методы решения уравнений и неравенств

При решении некоторых тригонометрических, логарифмических, показательных, иррациональных уравнений и неравенств помимо известных учащимся из школьной программы методов решения, можно применять нестанд...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс

Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...

Рабочая программа элективного курса по математике "Нестандартные способы решения уравнений и неравенств"

       Государственной программой изучения математики в 9 – 11 классах предусматривается изучение стандартных методов решения уравнений и неравенств, однако, на практи...