Работа со способными, одарёнными детьми
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Андреева Рена Валерьяновна

Программа самообразования учителя (проект)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya_uchitelya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: «Работа со способными, одарёнными детьми».

Программа самообразования учителя (проект)

 Цель программы:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Задачи:

1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Организация системы исследовательской работы учащихся.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одарёнными учащимися.
  • Творческая самореализация ученика средней школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней ступени.
  • Повышение квалификации педагога в связи с работой с одарёнными детьми.

Этапы:

2013-2014 учебный год - 5 класс -проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одарёнными детьми.

Задачи:

1. Изучение нормативной базы, литературы о работе с одарёнными  детьми.

2. Разработка программы работы с одарёнными детьми.

3. Анализ материально-технических условий реализации программы.

2014-2015 учебный год - 6 класс - экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одарёнными детьми.

Задачи:

1. Диагностическое обследование для выявления творческого потенциала учащихся.

2. Индивидуальная работа с родителями и учащимися, имеющими высокий уровень развития.

3. Разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

4. Разработка и апробация предметного кружка.

5. Повышение квалификации педагога.

2015-2016 учебный год – 7 класс, 2016-2017, 2017-2018 учебный год – 8; 9 кл. – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одарёнными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

1. Анализ итогов реализации программы.

2. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения.

3. Корректировка затруднений педагога в реализации программы.

Приложение 1

Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Анкета для родителей 1

Считаете ли вы своего ребёнка застенчивым и неуверенным?

В чём проявляется застенчивость и неуверенность вашего ребёнка?

Как вы помогаете своему ребёнку преодолевать эти качества?

Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того, чтобы помочь вашему ребёнку?

Анкета для родителей 2

Продолжите фразы, приведённые ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

Наш ребёнок проявляет признаки застенчивости, если ____________.

Наш ребёнок неуверен в себе, если _________________.

Наш ребёнок стесняется, если ______________.

Наш ребёнок волнуется, если ____________.

Наш ребёнок испытывает страх, когда _____________.

Анкета для учеников

Продолжи предложения:

Мне бывает стыдно, когда я __________________.

Мне бывает страшно, когда ________________.

Я волнуюсь, когда _______________.

Я неуверен, когда _______________.

Я стесняюсь, когда _______________.

Памятка для родителя

Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

Поощрите не ребёнка, а его достойные поступки.

Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте достижение.

Говорите  со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.

Не мешайте своему ребёнку ошибиться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

Радуйтесь его победам над собой.

Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Приложение2

Анкета. Ребёнок способный или одарённый?

Данное исследование позволит родителям открыть в своём ребёнке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того, чтобы информация о талантливости ребёнка была достаточно полной, родителям можно предложить оценить степень одарённости ребёнка без связи  с какой-либо областью проявления интересов.

Для этого проведён перечень характеристик одарённых детей.

По мнению психологов и педагогов, он содержит критерии потенциальной одаренности. Анкета поможет родителям самостоятельно определить уровень проявления способности ребёнка.

Единственное пожелание родителям - подходить к оценке способностей своего ребёнка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами «да» или «нет».

Ваш ребёнок:

  1. Скорее способный, чем одарённый.
  2. Творческий, инициативный, деятельный.
  3. Живо откликающийся на всё новое.
  4. Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ишущий ответы на непонятные вопросы.
  5. Отвлекающийся инее всегда доводящий начатое дело до конца.
  6. Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
  7. Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получается

Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребёнка способным.

Если на четвёртый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Ваш ребёнок:

  1. Скорее одарённый, чем просто способный.
  2. Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
  3. Он очень любознателен, его интересы неограниченны.
  4. Он любит задавать каверзные вопросы и решить трудные задачи, ставит людей в тупик своими суждениями и определениями.
  5. Часто не соглашается с мнением взрослых.
  6. Любит решать каверзные вопросы и задачи.
  7. Всегда доводит начатое дело до конца.
  8. Имеет особую склонность к определённому виду занятий или предмету.
  9. Настойчив в достижении поставленной цели.
  10. Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
  11. Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
  12. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.

Положительные ответы на все вопросы дают основание предполагать, что ваш ребёнок одарённый. Переходите к ответам на следующие вопросы.

Ваш ребёнок:

  1. Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одарённость.
  2. Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
  3. Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
  4. Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
  5. Не любит общепринятых мнений, во всём опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
  6. В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
  7. В общении с людьми разного возраста ведёт себя не по годам взросло.
  8. Рано определяет своё призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
  9. Одинаково одарён в гуманитарных и технических областях знаний.
  10. Критичен по отношению к себе и другим.
  11. Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьёзные основания отнестись к такому ребёнку как к одарённому. Это должно радовать родителей, но в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребёнок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.

Признаки высоких умственных и творческих способностей:

  • Ранняя мотивированность в выборе цели.
  • Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.
  • Лёгкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания.
  • Способность к творческому воображению.
  • Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.
  • Способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей.
  • Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.
  • Потребность в мечтаниях, фантазировании.
  • Способность заражать своими идеями других людей.

Данные исследования помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие их педагогической культуры. Интереса к развитию и становлению своего ребёнка.

Приложение 3

Карта одарённости ребёнка.

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает  много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы и стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную красивую вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых  его сверстники обычно не знают.
  23. Способен составлять оригинальные композиции из трав, цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  24. Хорошо поёт.
  25. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  26. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  27. Легко общается с детьми и взрослыми.
  28. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  29. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  30. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  31. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
  32. Обгоняет своих сверстников по учёбе.
  33. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  34. Много энергии и чувств вкладывает в игру на инструменте, в песню, в танец.
  35. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  36. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  37. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  38. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  39. Бегает быстрее всех в классе, во дворе.
  40. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  41. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  42. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  43. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции без принуждения взрослых.
  44. Любит слушать музыкальные записи, стремится пойти на концерт.
  45. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  46. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  47. Читает с удовольствием художественную литературу.
  48. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  49. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  50. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  51. Способен предлагать собственные идеи.
  52. Читает научно-популярные книги и журналы.
  53. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, настроение.
  54. Любит подвижные шумные игры.
  55. Быстро и легко осваивает компьютер.
  56. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  57. Аккуратен в быту.
  58. Любит мастерить, рукодельничать.
  59. Физически вынослив.
  60. Терпелив, усидчив.
  61. Осознанно выбирает «хочу», «могу» и «надо».
  62. Любит трудиться, помогать взрослым.
  63. Дружелюбен и общителен.

Приложение 4

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА"

Цель: развитие воображения и умения планировать.

Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Это занятие — третье в данном блоке; на первых двух были «изготовлены» космические ракеты и «запущены» в будущее.

Ведущий. На космодром по орбитальной связи пришло известие о вынужденной посадке наших ракет. В них кончилось горючее. Они приземлились недалеко от города Кошакса.
Когда вы вышли из своих ракет, то вдали увидели какие-то необычные строения. Некоторые были похожи на большие пушистые хвосты, другие, казалось, выгибались дугой, третьи напоминали большие банты, были и другие загадочные здания. Капитаны решили подойти поближе к строениям. Они отдали приказание своим штурманам оставаться внутри ракет и при необходимости защитить свои ракеты.

 Чем ближе вы подходили к городу, тем удивительнее он казался: большие бантики превратились в дома с двумя треугольными крышами, а окна в них напоминали круглые кошачьи глаза, даже стекла были как удлиненные зрачки, которые то сжимались, то расширялись. Дома, выгнутые дугой, походили на кошачью спинку, а окна были длинные, как полосы на спинке у кошек.

А одно здание смахивало на кошачью лапу. Над самым большим когтем, который выпирал на площадь, было написано «Мэрия». «О-о-о, это то, что нам нужно», — подумал каждый из вас.

Ребята, а почему у вас могли возникнуть такие мысли?

Ответы детей: потому что там сидит мэр, он самый главный; потому что там могут помочь; они могут дать горючее.

Ведущий. Мэр — это человек, который отвечает за порядок в городе. Он отвечает за снабжение города продуктами, водой, электроэнергией, газом, горючим. Конечно, у него есть помощники, но мэр координирует все работы в городе.
Какие мысли и чувства могут возникнуть у людей, которые потерпели бедствие и вдруг встретили человека, который в силах помочь им?

Ответы детей: они обрадовались; они подумали: вот это повезло; они подумали, что надо его хорошенечко попросить.

Если дети затрудняются ответить, можно их спросить: «Может быть, эти люди обрадуются, у них появится чувство надежды, а кто-то почувствует уныние и страх, боясь, что им откажут в помощи?»

Ведущий. Капитаны прошли в кабинет мэра и увидели большого рыжего кота, важно восседающего за столом. Капитаны вежливо спросили у него, не он ли мэр города.
Кот удивленно повел усами и уставился на людей, которые были для него необыкновенными существами. Он привык видеть кошек и котов, маленьких и больших котят, но он никогда не видел людей! Что это за удивительные создания! С круглыми ушами, без усов, на двух лапах и без хвоста. А когти на передних лапах такие маленькие и беспомощные, что эти существа выглядят просто жалко. «Интересно, а какие у них шубы?» — подумал мэр.

 Удивительное дело — коты и люди понимали друг друга. Кот спросил, чем он может быть полезен, и капитаны рассказали ему про свою беду. Они сказали, что из-за поспешного вылета с космодрома им не хватило горючего, для того чтобы долететь до конца первого класса. Не мог бы город помочь им в этом и снабдить горючим?
Мэр пригласил капитанов сесть в кружок вокруг своего стола (ведущий предлагает участникам взять стульчики и сесть в кружок).

 Дети должны объяснить мэру, каким горючим заправляются их ракеты. Дети рассказывают, какое горючее используется на их корабле. Может быть, это — одеколон, может быть, пепси-кола, может быть, мороженое, а может быть, бензин.

Ведущий. Мэр начинает обзванивать ведущие компании своего города, для того чтобы узнать, чем можно помочь путешественникам. Съезжаются руководители ведущих организаций города.

 Дети пересаживаются в другой круг, изображая этих руководителей. Они придумывают названия предприятиям, которые они возглавляют. Руководители обдумывают, как они могут достать или сделать необходимое горючее. Например, если необходимо мороженое, а фабрики мороженого нет, то владелец молокозавода и сахарного завода могут договориться о том, что они дадут сырье, и о том, где будет произведено мороженое.
Дети возвращаются на свои места за партами и на листочках бумаги изображают, каким транспортом они будут доставлять горючее к своим ракетам и транспортировать его на корабль. Затем участники по очереди рассказывают, как они доставили горючее и как загрузили его на корабль.

В конце занятия дети изображают, как выглядят капитаны их кораблей, если на них посмотреть глазами кота.

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одарёнными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника средней школ.

  • Повышение квалификации педагога в связи с работой с одарёнными детьми.

Список использованной литературы:

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

план работы учителей с одарёнными детьми

план работы учителей с одарёнными детьми с календарным планированием...

Программа "Работа с музыкально одарёнными детьми в пении"

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием фо...

Работа воспитателя с одарёнными детьми в условиях обновления образования.

В данном материале раскрывается понятие одарённости, даны рекомендации по определению типа, особенностей и различий одарённости. Также даны практические советы по работе в этом направлении....

Работа с музыкально одарёнными детьми.

Обобщение опыта по работе с музыкально-одарёнными детьми. Принципы выявления талантливых детей дошкольного возраста. Основные методы и приёмы....

Менторство как форма работы с творчески одарёнными детьми

Менторство как форма работы с творчески одарёнными детьми...