Работа с музыкально одарёнными детьми.
учебно-методический материал по музыке

Шувалова Лариса Петровна

Обобщение опыта по работе с музыкально-одарёнными детьми. Принципы выявления талантливых детей дошкольного возраста. Основные методы и приёмы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая стратегия развитиямузыкальной одарённости детей

У ребёнка внутри таится

Потерявшийся солнечный лучик.

Нужно дать ему засветиться,

И развеять сомнений тучи…

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. И поэтому, музыкальное воспитание – одна из важнейших сторон воспитания ребёнка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

В чём же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы развить музыкальные способности, сформировать у ребёнка эстетические потребности. Это всё очень важно. Но есть еще одна важная проблема – это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблеме расширения сознания, развития эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

Проблема работы с талантливыми и одарёнными детьми чрезвычайно актуальна и для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одарёнными детьми в системе музыкального воспитания.Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстаёт перед ребёнком музыка.

Детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.Каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своем развитии.Невероятно важно, чтобы дар ребёнка был сразу же замечен, оценён. Ребёнок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одарённый ребёнок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.

Моя многолетняя практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, а скорей нуждаются в ней. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, как педагог понимаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получится лучше.

Итак, первым этапом по выявлению музыкальной одарённости у детей дошкольного возраста, является вычленение детей, имеющих врождённое чувство ритма или хорошие творческие способности.

Чувство ритма

Начиная с самого младшего возраста, уже можно заметить задатки музыкальной одарённости, и это проявляется как в повседневной деятельности ребёнка, так и на музыкальных занятиях. Слушая музыку, приплясывая, некоторые малыши с самого раннего возраста уже хлопаютправильно, в такт музыке, хотя их никто ещё не обучал хлопать ритмично.Ещё не имея чёткого звукопроизношения, одарённые малыши своим словотворчеством передают правильный ритм знакомого детского стишка, например, одна девочка, которой не было ещё 2-х лет, стихотворение «Мишка косолапый» говорила на «своём» лепечущем языке, но совершенно верно сохраняла ритмический рисунок строки. Отсюда вывод, что врождённая музыкальность, это способность детей изначально слышать ритм любого стихотворного или музыкального произведения. А ритм в музыке - это основа всех основ! Дети, способные усваивать  ритмический рисунок в песне, в танце, и в стихотворении, они уже одарены природной музыкальностью. Такие дети очень хорошо обучаемы, быстро усваивают музыкальный материал. Им легко даётся исполнительское мастерство, что в танце, что в песне, что в игре на музыкальных инструментах. Для таких детей я в своей практике использую термин «дети-ритмачи». Обычно, «дети-ритмачи»преуспевают сразу в нескольких видах музыкальной деятельности, но встречаются и исключения, например, девочка, обладающая очень хорошим чувством ритма, прекрасно поющая весьма сложные песни, была в движениях совершенно раскоординирована. У неё был отличный музыкальный слух, хороший звонкий голос, но во время исполнения песни, она не могла свободно двигаться по сцене, ей было сложно в проигрыше выполнять простые танцевальные движения. И поэтому, такие дети требуют индивидуальной работы по компенсации «слабого звена», в этом случае, движения.

При работе с одарёнными детьми, я использую те же методы и приёмы, что и с обычными детьми, но репертуар музыкального материала даю намного сложнее.

Пение

С вокалистами значительная часть времени уходит на упражнения для расширения голосового диапазона и развития звуковысотного слуха. При разучивании текстов песен мы сразу проговариваем их в нужном ритмическом рисунке, разбивая слова на четвертной, восьмой и шестнадцатый размеры, по необходимой музыкальной длительности. Этот приём очень помогает изначально правильно заучить песню, с её необходимыми паузами. Обычно дети в дошкольном возрасте поют песню в одной тональности, но с одарёнными детьми я использую приём модуляции одного из куплетов, это конечно сложнее, но очень украшает песню.

Танцы

В хореографии для одарённых детей недостаточно времени в НОД, поэтому на базе нашего сада мы организовали хореографический кружок. Дети отбираются по тому же принципу, по чувству ритма.Если ребёнок слышит ритм, то он быстро освоит иритм танца, и ритм движений. При разучивании нового танца, я использую такой приём, как проговаривание вслух, а потом в уме, ритмической очерёдности движений, это помогает детям легче запоминать смену движений. Одарённые дети, не только запоминают достаточно сложные движения, но и умеют на протяжении всего танца следить за осанкой, за положением головы и ног, учатся работать «на зрителя», что немаловажно на концертных выступлениях. Отличительная особенность одарённых детей от остальных, это умение работать в синхроне. При активном взаимодействии и социальном партнёрстве МАДОУ «Ягодка» и клуба «Строитель» создалась устойчивая система работы с одарёнными детьми, потому что у детей есть возможность показать свои таланты на «большой» сцене.

Оркестр

При обучении детей игре на музыкальных инструментах, одарённые дети исполняют сольные партии. В нашем детском саду собрана достаточно большая коллекция детских музыкальных инструментов. Одарённый ребёнок способен освоить игру сразу на нескольких музыкальных инструментах. Я использую в своей работе инновационую технологию графической записи звука, как простейшую донотную запись. При обучении игре на музыкальных инструментах работа строится поэтапно. Разучиваем музыкальное произведение небольшими фрагментами, не переходим к новому, пока не закрепим старое. Вначале прохлопываем ритм, потом лишь учимся проигрывать. Принцип от простого действия к более сложному. Дети с удовольствием осваивают новые музыкальные инструменты и эта работа является хорошей базой для дальнейшего обучения детей в детской школе искусств.

Выделив этих детей в отдельную группу, я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на различных уровнях;
  • подготовку сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду и в городе.

От родителей было получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие их детей в различных конкурсах и программах.

Есть ещё одна категория детей, которые не всегда отличаются хорошим чувством ритма, но у них неплохо развиты и творческие способности.

Творческие способности

Например, ребёнку сложно правильно интонировать мелодию песни, или он затрудняется повторить ритмический рисунок хлопками, но зато в игре он прекрасно умеет перевоплощаться в разных персонажей, он умеет импровизировать. Из таких детей получаются хорошие актёры, которые в детских постановках играют ведущие роли. Эти дети обычно имеют лидерские качества, они хорошие организаторы, они достаточно раскрепощены, у них нет страха перед выступлением.

Театральная деятельность

На базе нашего детского сада второй год функционирует детская театральная студия «Затейники», где мы помогаем детям раскрыть свой творческий потенциал. Конечно, ведущие роли играют наиболее одарённые дети, роли, в которых много текста, действия и перевоплощения.

Мною была разработана дополнительная образовательная  программа, по разделу «Театрализованная деятельность» у детей старшего дошкольного возраста. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных и творческих способностей детей.  

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для развития творчества и музыкальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребёнка, его способностей, склонностей и потребностей.
  • Развить актёрское мастерство, музыкальный слух, чувство ритма,  музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческое воображение.
  • Помочь ребёнку овладеть практическими умениями и навыками в театральной деятельности.

Игра-драматизация

Одарённые дети с развитыми творческими способностями очень комфортносебя чувствуют в любой творческой обстановке, например в играх-драматизациях.В играх – драматизациях ребёнок – артист самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация,мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

В игре – драматизации ребёнок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра–драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребёнка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

Музыкальная импровизация

К творчеству, как и к любому другому виду деятельности, даже одарённых детей необходимо готовить заранее. В процессе подготовки можно выделить три взаимосвязанных направления.

  1. Первое направление- обогащение жизненных и музыкальных впечатлений - создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
  2. .Второе направление- знакомство со способами творческих действий. С этой целью дети сравнивают несложные пьесы, песни, сходные по ладовым интонациям, но контрастные по настроению. На основе разучиваемого материала я детям предлагаю образы музыкального творчества.
  3. Третье направление- овладение способами творческих действий. Вначале их показываю я, после совместного анализа музыки продумываю вслух план ее отображения, аргументирую целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых мелодий я объясняю детям, как передать музыкальные образы, как характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности.

На основе своей врождённой музыкальности и полученного опыта дети в дальнейшем будут «сочинять» сами. На начальном этапе дошкольники придумывают попевки, песенки на ограниченном количестве ступеней, потом они расширяются. Так же и с движениями, они сначала передают характер, походку персонажей, потом добавляют танцевальные движения, которые наиболее подходят к данному образу. В этом случае они оперируют конкретными музыкально-слуховыми представлениями, приобретенными в процессе восприятия, пения, игры на инструментах.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда и вытекаетактуальнаяпроблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одарённости, начиная с детского возраста.

Итак, в поисках эффективных методов и приемов, форм взаимодействия с детьми были определены следующие направления работы.

  1. Проведение музыкальной и психолого-педагогической диагностики ребёнка.
  2. Выбор оптимального индивидуального образовательного маршрута ребёнка.
  • Непосредственно - образовательная деятельность;
  • Индивидуальная работа;
  • Самостоятельная творческая деятельность детей;
  • Кружковая работа (хореография);
  • Театральная студия;
  • Поисково-исследовательская работа со звуком  (проектная деятельность);
  • Взаимодействие с социумом;
  • Взаимодействие с семьей.

Для реализации данных задач я подготовила и провела целый комплекс следующих мероприятий:

  • Провела диагностику музыкальных данных детей.
  • Провела анкетирование родителей.
  • Изучила методическую литературу по работе с одарёнными детьми.
  • Разработала конспекты занятий по основам актёрского мастерства и кукольного театра.
  • Приобретены комплекты кукол для кукольного театра.
  • Подобрала музыкальный репертуар в соответствии с литературным материалом.
  • Совместно с учителем-логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата, путём отработки интонационно – выразительной речи.
  • Совместно с педагогом-психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов перед публичным выступлением).
  • Совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой.
  • Совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в ДК на концерты, консультации, индивидуальные беседы, привлечение родителей к участию в постановках). А также продумывали сценические костюмы и грим.
  • Совместно с работниками Клуба «Строитель» планировали мероприятия с привлечением наших юных артистов, а также пользовались предоставленной возможностью проводить репетиции на настоящей сцене.
  • Совместно с педагогами и учащимися ДШИ проводили взаимопосещения. (мини-концерты в детском саду и экскурсии в ДШИ)
  • Совместно с учителями начальных классов МАОУ СОШ №5, с учителем по музыке проводили консультации по дальнейшему сопровождению музыкально-одарённых детей.

Именно такие формы работы с детьми, родителями, педагогами и с социумом являются наиболее успешными в получении ожидаемого результата. Работа по такой модели дала возможность выявить врождённый музыкальный и творческий талант у детей. Путём глубокого погружения в методы и приёмы музыкального мастерства для дошкольников, выйти на новый уровень публичного выступления. Заинтересованность в общем деле сплотила педагогов, сделала нас одной командой в подготовке каждого концерта, фестиваля либотеатрализации. Дети с радостью ждут каждой новой роли, каждого нового выступления. Считаю, что музыкальность маленького человека зависит не только от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения. Это подтверждают и многие исследователи психологии музыкальных способностей детей, такие как Теплов Б.М.

Исходя из этого, я, как музыкальный руководитель, направляю свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по дальнейшему развитию их способностей, объединяя усилия команды педагогов и родителей.

Полученный результат

Анализ полученных результатов показал, что у детей повысились все показатели уровня музыкального развития.

  • Улучшилась чистота интонирования мелодии, музыкальная память, повысился уровень развития мелодического слуха, диапазон голоса расширился.
  • Дети стали более активны и раскрепощены, с удовольствием выступают на концертах, фестивалях и конкурсных программах.
  • Овладели основными навыками игры на музыкальных инструментах.
  • Появился устойчивый интерес к театральному искусству; стремление к творческому, актёрскому самовыражению.
  • Дети овладели основными приёмами кукловождения, а также знаниями приемов и манипуляций, применяемых в знакомых видах театра.
  • Приобрели навыки актёрского мастерства, (не боятся сцены, культура поведения на сцене).
  • Научились с помощью голоса передавать характер персонажа, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, совершенствуют свой голос, меняя тембр.
  • Приобрели умение исполнять более сложные сценические этюды. Научились движением передавать образ своего героя.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одарённости, я пришла к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Конечно, в начале учебного года возникали некоторые сложности по внедрению моей педагогической модели, в основном, из-за очень плотного графика образовательного процесса. Дети параллельно разучивали достаточно большой объём музыкального репертуара, как песен, так и танцев, и приёмы игры на музыкальных инструментах. Но, когда мы свою театральную деятельность стали планировать в соответствии с тематическими и календарными праздниками нашего дошкольного учреждения, мы сняли с детей дополнительную нагрузку, и теперь на каждом празднике, есть место для сценки или мини-спектакля, где дети могут показать своё мастерство и умения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития творческой натуры ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

Музыкальный талант – это природный «инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы музыкального мастерства ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то можно считать, что надёжный фундамент творческой культуры заложен.

Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть творческие возможности своего «Я», а значит сказать самому себе: «Я всё смогу!».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.Ю. Фесенко « Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности»
  2. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей»
  3. Л.С.Ходонович«Развитие музыкально-театральной деятельности детей дошкольного возраста»
  4. А.И.Савенков «Одарённые дети в детском саду и школе»
  5. Н.Ф.Сорокина, Н.Г.Миланович «Театр – Творчество – Дети»
  6. Т.Э.Тютюнникова «Элементарное музицирование»
  7. Маханева М. Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования.

ВЫступление на ГМО. Особенности вокальной работы с музыкально- одарёнными детьми в системе дополнительного образования....

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

план работы учителей с одарёнными детьми

план работы учителей с одарёнными детьми с календарным планированием...

Работа со способными, одарёнными детьми

Программа самообразования учителя (проект)...

Программа "Работа с музыкально одарёнными детьми в пении"

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием фо...

Работа воспитателя с одарёнными детьми в условиях обновления образования.

В данном материале раскрывается понятие одарённости, даны рекомендации по определению типа, особенностей и различий одарённости. Также даны практические советы по работе в этом направлении....

Дополнительная общеобразовательная программа «Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»

Дополнительная общеобразовательная программа«Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»...