Математика и природа
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_5.docx390.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Урок по математике в 5-м классе

   тема :   "Математика и природа"

 

Давайте любить и охранять нашу природу.
Стараться узнавать о ней как можно больше.

Цели:

Дидактические цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: “Действия с обыкновенными дробями”
  2. Расширить знания учащихся по экологии. Познакомить с “Красной книгой” и некоторыми растениями и птицами  Тульской  области, занесенными в Красную книгу.

Воспитательные цели:

  1. Прививать интерес к математике, используя разнообразные формы работы на уроке.
  2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление с помощью различных заданий и форм решения их.
  2. Развивать интерес учащихся к познанию окружающего мира.
  3. Расширить  кругозор учащихся.
  4. Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  5. Развивать потребности к самообразованию.

Вид занятия:

Комбинированное. Применение знаний, умений и навыков.

Мотивация познавательной деятельности учащихся:   

 На данном занятии учащиеся должны повторить и систематизировать основные знания по теме “Действия с обыкновенными дробями”, опираясь на полученные знания и умения.    

Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ученик должен знать:

  • понятия обыкновенные дроби, правильные и неправильные;
  • правила сравнения обыкновенных дробей;
  • технологию решения основных типов задач на дроби:
  • нахождение части от целого;
  • нахождение целого по его части;
  • какую часть одно число составляет от другого;
  • технологию различных способов сравнения дробей (с помощью различных моделей дробей, координатного луча, правила);

Ученик должен уметь:

  • распознавать, понимать и объяснять правильные и неправильные дроби;
  • сравнивать дроби с одинаковыми числителями;
  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • сравнивать правильные, неправильные дроби с  1;
  • решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части;
  • отмечать дроби на числовом луче.

I. Устная работа.

Найти лишнее слово: сумма, разность, множитель, частное. Почему это слово лишнее?

1. Решение анаграмм:

переставить буквы в словах так, чтобы получились слово, соответствующее нашей теме.

ОДПРРАИ – природа

БРОЬД – дробь

ОДРНАИ – Родина

ЯНЗНИА – знания

 2. Ответить на вопросы:

  • Какие из дробей: http://festival.1september.ru/articles/418628/image88.gifправильные?
  • Какие из данных дробей является неправильными?
  • Сравните эти дроби с единицей.
  • Какие значения может принимать числитель, чтобы дробь http://festival.1september.ru/articles/418628/image89.gifбыла правильной?
  • Какие значения может принимать знаменатель, чтобы дробь http://festival.1september.ru/articles/418628/image90.gifбыла неправильной?

3. Найдите ошибку.

  • 1 http://festival.1september.ru/articles/418628/image91.gif· 5 = http://festival.1september.ru/articles/418628/image92.gif· http://festival.1september.ru/articles/418628/image93.gif
  • 7 http://festival.1september.ru/articles/418628/image94.gif· http://festival.1september.ru/articles/418628/image95.gif
  • 6· (2+http://festival.1september.ru/articles/418628/image96.gif

II.   Работа по вариантам

  Дидактический материал .Страница  97      № 1(а,в),   1(б,г)

III. Выступление детей “Призыв к разуму”.

Животный и растительный мир планеты – это общечеловеческое достояние, и мы еще не знаем всех благ, которые в нем таятся. Истощать его – значит обкрадывать самих себя. Турист берет с собой топор, а подумал бы он прихватить желудь, чтобы посадить его на полюбившемся месте. В музее знаменитое полотно храниться веками, по нему скользят миллионы глаз. Почему же нельзя бережно относиться к прекрасным картинам живой природы? Это конечно же, и молодежная проблема. Школьники показывают плохой пример сверстникам, когда ловят птиц, зверьков, красивых редких насекомых. Иные под флагом познания бессмысленно уничтожают все живое, что только встретиться. Получается, что вся мировая наука не в силах создать даже простейшую амебу, а погубить животное может всякий - для этого большого ума не надо. К чему же это приводит?

Есть в Санкт-Петербурге Зоологический музей Академии наук. Стоят там за широкими зеркальными стеклами белые медведи. Целая семья. Под стеклом мастерски воссоздана и колония королевских пингвинов, вывезенных советскими зимовщиками из Антарктиды. Только для музея! Ведь по международному соглашению охота на этих птиц запрещена. Они безбоязненно выводят птенцов по соседству с научным городком и ходят “в гости” к зимовщикам.

Вот так и раньше надо было беречь повсюду животных – не пришлось бы терпеть испытывать горечь многих утрат! Ведь человечество недосчитывает уже более ста видов, фауны, и на грани полного истребления находятся еще свыше шестисот. По этому международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) ввел Красную книгу. В нее записываются животные редкие, требующие для сохранения объединенных усилий человечества. Занесен в этот печальный список и белый медведь и кавказский бурый медведь записан туда же, как и амурский тигр. Снежный барс, кулан, бухарский и новоземельский олени, черный и белый журавли, выхухоль – все он, тоже кандидаты на вымирание по “милости” человека. Директор Зоологического института академик Б.Е. Быковский говорил: “Научимся мы или нет жить мирно бок о бок … с природой – от этого во многом зависит, быть нам или не быть. И это не преувеличение! Сохранять фауну и флору – значит смотреть вперед во имя блага нас самих и наших потомков. Любые усилия на этом пути нельзя назвать чрезмерными …

Природа требует разумного использования её богатств.

ИМЕННО – ТРЕБУЕТ!

IV  .   Работа по группам.

Работа по карточкам  с последующей проверкой.

 Птицы и   растения Тульской  области, занесенные в Красную книгу.

 

Карточка №1

 1. Вычислить: 7  ∙  =

 2. Вычислить:  =

 3. Вычислить: 7∙ () =

 4. Найти площадь квадрата, если длина его стороны  1 м.

 5. Решите уравнение:

Номер задания

К

О

С

А

П

1

7

1

1

25

2

2

42

3

17

2

4

2

4

1

2

5

2

2

1

 Скопа.


Карточка №2

  1. Вычислить: 2  ∙  =
  2. Вычислить: 20 =
  3. Вычислить: =
  4. Какое расстояние пройдет автомобиль за  ч., если его скорость 48 км/ч. ?
  5. Решите уравнение:   Х: = 3
  6. Вычислите: 3 : 2 =

Номер задания

Т

Р

У

К

Б

Е

1

2

2

2

2

20

2

2

3

4

15

100

120

20

48

240

5

1

1

3

6

1

3

3

2

Беркут.


Карточка №3

  1. Вычислить:  3  ·  =
  2. Вычислить: 30=
  3. Скорость пешехода 3км/ч.  Какое расстояние пройдет пешеход за  часа?
  4. Вычислить: 2: +  =
  5. В классе 12 мальчиков. Это составляет всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе?

Номер задания

Л

Н

О

А

Р

1

5

1

2

3

0

3

2

3

1

4

4

5

25

2

5

28

32

24

18

42

Орлан.


Карточка № 4

  1. Вычислить:  =
  2. Вычислить: 4(5 - )=
  3. Вычислить: (+2):7 =
  4. Вычислить:  5 : 2 =
  5. Вычислить площадь прямоугольника, если его стороны  м.  и  м.
  6. Решите уравнение:  Х =

Номер задания

С

А

П

А

Н

С

1

 

1

1

2

4

32

9

3

 

7

4

 1

2

3

4

5

6

5

 45

 60

 50

 30

 25

 15

6

 2

 

Сапсан.


Карточка №5.

1. Вычислить:   : =

2. Вычислить:   =

3. Вычислить:  30-1: =

4. Ширина прямоугольника см., что в два раза меньше длины. Найти площадь    прямоугольника.

Номер задания

С

Т

А

И

1

21

9

7

10

2

 

3

5

10

7

4

 

Аист.

 

Карточка 6

  1. Среди дробей ; ; ;  найдите неправильную дробь.
  2. Сравните числа  и 1, выберите меньшее число.
  3. В классе 32 ученика, из них занимается в кружках. Сколько учеников занимается в кружках?
  4. Вычислите 5=
  5. В одной коробке 6кг конфет. Во второй коробке на кг.конфет больше. Сколько конфет во второй коробке?
  6. Вычислите :

      7. Найти неизвестное число:    

Номера заданий

В

Л

А

Ё

С

И

К

1

1

2

8

3

32

10

20

28

24

2

42

4

7

8

6

5

6

5

5

6

6

10

7

6

7

6

20

10

9

10

15

7

20

7

Василек.

 


Карточка 7

  1. Среди дробей   найдите правильную дробь.
  2. Длина маршрута 12 км. Пройдя пути, ребята сделали привал. Сколько  километров они прошли до привала?  
  3. Решите уравнения
  4. Отрезок АВ равен 3см. Отрезок МN на см. длиннее. Чему равен отрезок МN?
  5. Вычислить:
  6. Вычислить 1-
  7. Что больше ? Выберете большее число.

Номера заданий

У

А

П

В

П

А

К

1

2

8

18

12

9

10

28

21

3

3

3

3

4

2

4

2

4

4

3

4

3

4

3

3

5

5

7

6

6

6

6

6

1

7

1

1

4

Пупавка.

Карточка 8

  1. Среди дробей ; ; ;  выберите правильную дробь.
  2.  Сравните числа  и , выберите большее число.
  3. Маша прочитала всей книги. Сколько страниц во всей книге, если она прочитана 240 страниц?
  4. Вычислить 9+=
  5. Длина прямоугольника равна 3см. Ширина его на см. меньше длины. Вычислить ширину прямоугольника.
  6. Вычислить 13+2- 4=
  7. Сократите дробь
  8. Найти дробь равную среди: ; ; ;

Номера заданий

Ч

Б

К

А

Ш

О

М

1

1

2

3

240

180

300

100

320

80

360

4

9

9

10

10

8

11

10

5

3

3

3

3

4

4

6

11

7

11

15

13

19

10

7

8

Башмачок.

                                      Карточка 9


1. Среди дробей     выберите неправильную дробь.

2. Сравните числа  и , выберите наименьшее число.

3. Турист прошел     намеченного пути. Определить длину всего пути, если он прошел

     30 км.

4. Вычислить: +=

5. Одна сторона треугольника равна    см. Вторая его сторона на   см. меньше.     Вычислить длину второй стороны треугольника.

6. Решить уравнение:  Х+= 5

7. Витя расчистил от снега    дорожки, а Сережа на    меньше. Какую часть дорожки расчистил Сережа?

8. Вычислить:  -  + =

Номер

задания

Р

И

Т

Ы

Я

Н

К

Ш

1

4

6

5

7

2

6

4

6

5

5

7

1

3

36

35

25

20

30

5

26

15

4

6

4

5

 9

5

5

7

6

5

5

11

9

10

4

6

11

11

11

5

4

7

6

 

6

5

5

7

10

8

4

4

9

3

31

Ятрышник.

Проверка  работ  по карточкам  .

Картинки с изображением редких  птиц  и растений выведены  на  экран  проектора.

V.  Задача   “Зеленый салат”

Рецепт салата.

100 г - листьев одуванчика

90 г - зеленого лука

30 г  - петрушки

20 г  - растительного масла

1 яйцо, соль, перец, уксус по вкусу.

Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезать петрушку и зеленый лук, соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, сверху украсить яйцом.

Задача.

Для приготовления весеннего витаминного салата берут:

10 частей - листьев одуванчика

9 частей - зеленого лука

3 части - петрушки

2 части - растительного масла

1 яйцо, соль, перец, уксус по вкусу.

Сколько граммов берут каждого продукта .Сколько граммов салата всего получится, если зеленой петрушки берут 60 г.

  1.  Сколько граммов приходится на одну часть ?

       60 : 3 = 20 (г)

  1. 20 · 2 = 40 (г) – растительного масла
  2. 20 · 9 = 180 (г) – зеленного лука
  3. 20 · 10 = 200 (г) – листьев одуванчика
  4. 200 + 180 + 40 + 60 + 20 = 500 (г)

Ответ: 500 г .

 

VI.  Задача  о г. Новомосковск.

Задача.

В городе Новомосковске 130 тыс. жителей. Кроме того, мы знаем, что в Новомосковске очень много заводов химического производства, поэтому огромный выброс вредных веществ идет в атмосферу. Жители этого города активно борются против загрязнения окружающей среды и http://festival.1september.ru/articles/418628/image97.gifиз них присоединились к экологическому движению Гринпис (что в переводе означает “Зеленый мир”). Сколько жителей Новомосковска еще не являются членами Гринписа?

Всего – 130 тыс .человек – 1

1) 130: 5 · 2 = 26· 2 = 52 (тыс.) – члены Гринпис

Гринпис - ? чел. - http://festival.1september.ru/articles/418628/image97.gif

2) 130– 52 = 78 (тыс.) – не члены Гринпис

Не члены - ? чел. - ? ч.

Ответ: 78 тыс.

 

VII. Рефлексия урока.

1) Как мы с вами можем охранять природу?

2)  Чем мы  можем помочь природе?

3) Как должны поступать взрослые, чтобы наша Родина, ее запасы не оскудели?

4) Где в повседневной жизни мы  применяем  обыкновенные дроби?

4) Что вам больше всего понравилось в этом уроке?

 

Домашнее задание:   №887 (а),  900 (б),907б.

Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математика и природа

сложение и вычитание десятичных дробей...

Интегрированный урок "Математика и природа" по теме: "Действия с дробями" в 6 классе.

Данная презентация предназначена для повторения действий с обыкновенными и десятичными дробями, с использованием задач с экологическим содержанием. Учащиеся узнают о животных, занесенных в Красную кни...

Лесная школа: Задания по математике на природе.

Задания по математике на открытом воздухе....

Урок-игра по математике на природе

Урок – игра по математике в 5 классеКласс: 5.Цели урока:§        повышение интереса учащихся к изучению математики;§        ...

Урок-игра по математике на природе

Урок – игра по математике в 5 классеКласс: 5.Цели урока:§        повышение интереса учащихся к изучению математики;§        ...

Математика и природа

На уроке мы узнаем о некоторых видах животных и растений, которые занесены в «Красную книгу», а поможет нам в этом математика....

Математика и природа

Еще Галилей сказал: «…природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры»....