Доли. Обыкновенные дроби.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Соколова Надежда Ивановна

Доли. Обыкновенные дроби. Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор

Соколова Надежда Ивановна, учитель математики Цыгановского филиала МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Предмет  

Математика

Класс

5 класс

УМК

Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Просвещение, 2013.

Тема урока

Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель  урока

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби

 

Обучающиеся научатся  правильно читать, писать и объяснять значение дроби,     понимание каждой дроби,  находить числитель и знаменатель;  рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить правильно читать и писать  дроби,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;         осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение,  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;
  • относительно дидактических задач: восприятие;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

   Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • оценивают себя;рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, компьютер,  проектор,  разноуровневые карточки с задачами

Технология проведения  урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированной цели

Время

Ожидаемые результаты

Предметные

Метапредметные

1. Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности  посредством создания эмоциональной обстановки;

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

1

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация знаний

 Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

     Вам был задан № 878(а,г,д).  Есть ли вопросы по решению уравнений? Давайте вспомним, как найти неизвестный    

  • множитель,
  • делимое,
  • уменьшаемое,
  • вычитаемое,
  • слагаемое?

Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли решены уравнения?

Учитель выводит решение заданий на экран.

Отвечает на вопросы учащихся

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока.

Цель: Обеспечение мотивации  учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Задание выводится на экран слайд 1: Как называется отрезанная часть арбуза? (Долька)-знакомы с нач. школы.

Долей называется каждая равная часть единицы. Слайд 2.

Тема нашего урока: « Доли. Обыкновенные дроби» (выводится на экран) 

Наша цель на уроке   1. Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби;

2. Развивать умение  читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания;

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание, чувство ответственности, уверенность в себе.

4

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

4. Этап изучение нового материала.

Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет.  Начнём наше знакомство с просмотра отрывка из мультфильма.

(Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» )

- Какой фрукт делили звери?  (апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (равные)

- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на восемь)

- Какую часть получит каждый? (одну восьмую) Одна долька, помогайте, для ежа, одна долька для чижа, одна долька для утят, одна долька для котят и одна долька для бобра. А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике  долю принято записывать в виде..  1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. 

-Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139

Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

-Как называется числа в записи дроби? Слайды 3, 4.

- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель.

Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a -  числитель дроби, b – знаменатель  дроби, черта между ними – дробная черта

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю  называют “половиной”. Слайд 5.

   Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю  называют “третью”. Слайд 6.

 Если единицу разделить на 4 равные части, то получится  (Слайд 7.) или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?

А сколько это минут?

Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.

15

Уметь определять понятие «доли». Знать понятие «числителя» и «знаменателя».

Коммуникативные: уметь слушать речь других, оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.

Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы , используя учебник.Уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

5. Физпауза

Цель: сменить вид деятельности.

5. Физкультминутка

3

6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

1.Ребята по учебнику находим №884, и определяем, какая часть фигуры закрашена.

А теперь оцените свою работу.

2. Математический1 диктант. (один ученик у  доски)

Запишите дроби:

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

Оцените свою работу. 

Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

3. Индивидуальные карточки.

Готовый ответ учитель выводит на экран. Слайд 8.

Оцените себя.

14

Уметь читать дроби, решать задачи с дробями.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.)

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в письменном  и устной форме, слушать и понимать речь других.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Слайд 9. Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

- Кто узнал на уроке что-то нового для себя?

- Что понравилось на уроке, а что нет?

- Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке?

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

  По учебнику № 925 – практическое задание.

                              928 – решить задачу.

 Творческая работа  по  желанию: составить сказку про  обыкновенные дроби.

3

Карточки для индивидуальной работы

Уровень   «3»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

full

  1. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?

Уровень  «4»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

full

  1. Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?

Уровень  «5»

  1. В книге 160 страниц. Вика прочитала    часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.
  2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили  полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией:"Доли.Обыкновенные дроби."

Урок принимал участие в семинаре РМО "Школа молодого учителя" На уроке был также использован алгоритм "Дроби"...

Доли.Обыкновенные дроби

на сладе дане понятие доли и дроби...

Доли. Обыкновенные дроби.

Первый урок в 5 классе, в третьей четверти, учебник Виленкин Н. Я.  математика 5 класс...

Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби»

Конспект урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби» (MS Word)...

Презентация урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби»

Презентация урока математики в 5 классе на тему: «Доли. Обыкновенные дроби» (MS PowerPoint)...

Презентация "Доли. Обыкновенные дроби" 5 класс

Материал для ознакомления учащихся с таким понятием, как обыкновенная дробь...

Доли. Обыкновенные дроби.

Первый урок по теме "Доли.Обыкновенные дроби" .В 5 классе....