Разработка открытого дистанционного урока по математике в 5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Опарина Татьяна Юрьевна

Урок математики в 5 классе по теме "Деление" для ребёнка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.odt149.43 КБ
Файл analiz_uroka.odt152.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсный центр дистанционного образования детей

План-конспект дистанционного урока по курсу «Математика 5»

Опариной Т.Ю. (Ученица 5 класса Гусева Екатерина)

Тема урока: "Деление. Компоненты действия".

Дидактическая цель: продолжить формирование системы знаний  и умений по теме «Деление» (а именно: видеть и применять изученные свойства деления при выполнении упражнений и решении уравнений; совершенствовать вычислительные навыки при делении столбиком, отработать правила нахождения неизвестных компонентов).

 Задачи урока:

обучающие: закрепить знание свойств деления и способов действий при нахождении неизвестных компонентов;

развивающие: учить ребёнка анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать навыки самоконтроля и надпредметных умений, развивать познавательный интерес и способности;

воспитывающие: формировать потребность в познании и образовании на примере биографии великого математика К.Ф. Гаусса, создать условия для ситуации успеха.

Ход урока:

I.  Организационный момент (2 мин):

Цель: получить от учителя установку на  активную̆ учебно-познавательную деятельность, включая задачи, чтобы сознательно отнестись к уроку.

Деятельность учителя

        Деятельность ученицы

Установление видеосвязи в Skype, приветствие.

Сегодняшний урок  - продолжение работы над узнаванием и применением свойств деления, над отработкой навыков в решении уравнений (нахождение неизвестных компонентов действия деления).

Отвечает на приветствие, включает демонстрацию экрана.Получает по скайпу файл с заданием на урок.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

Цель: проанализировать степень сознательности и рациональности выбора способов решений уравнения, умения видеть и применять изученные свойства деления в нестандартной ситуации, развивать навыки  надпредметных умений. Проверить способность ученицы к творческой деятельности, умений ориентироваться в интернете, выделить главное при изучении заданного материала и составлении краткого рассказа о прочитанном.

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Проверяет домашнее задание, задаёт вопросы, выясняет, как ученица разделила 45 см на 2.

Проверяет творческое задание. Интересуется, что удивило ученицу в биографии К.Ф. Гаусса.

Дополняет рассказ ученицы об удивительных способностях и познаниях великого математика, расширяя кругозор девочки,  развивая познавательный интерес к предмету , формируя потребность в познании и образовании на примере великого  математика.

Замечает умение ученицы применять полученные недавно знания по работе в программе NeoOffice.

Ученица открывает виртуальную тетрадь по математике, комментирует решение. Отвечает на вопросы учителя.

Затем демонстрирует страницу презентации. Даёт краткий рассказ.

Получает оценку за домашнее задание.

III. Устный счёт (5мин)

Цель: сосредоточить внимание ученицы на изученном алгоритме деления, актуализировать опорные знания свойств.

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Предлагает ученице войти на курс 5 класса, урок 18 и выполнять математическую зарядку — устный счёт.

Учащаяся даёт комментированные ответы и пояснения при необходимости (если у учителя есть вопросы)

IV.Повторение и обобщение (10 мин)

Цель: обобщить знания по теме и подготовить к выполнению упражнений на нахождение неизвестных компонентов действия деления.

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Учитель задаёт вопросы по нахождению компонентов действия деления:

- Продолжи «цепочку» - делимое...

-Как называется число, которое делится на другое?

- Как называется число, на которое делят?

- Как называется результат деления?

- Как находятся неизвесные делимое, делитель, частное?

В таблице записаны компоненты действия деления. Найти неизвестные.

Окрывает присланный в начале урока файл с заданием. Заполняет таблицу, выполняя необходимые вычисления письменно в тетради.

  1. Физкультпауза (3 мин)

Цель: профилактика утомляемости глаз при работе с компьютером.

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Просит включить видеосвязь и предлагает 6 простых упражнений на снятие усталости с глаз:

-движение глаз вправо-влево;

- вверх-вниз;

- кругообразные движения в обе стороны;

- хлопание ресницами;

- «жмурки»;

- изменение фокусного расстояния (посмотреть вдаль — на кончик носа);

- закрыть глаза и отдохнуть.

Включает «Видеосвязь».

Выполняет упражнения по команде учителя.

  1. Тренировочная работа по теме  (15 мин)

Цель: Отработка навыков деления в упражнениях (задача, уравнения, пример на порядок действий).

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Просит обратиться к присланному учителемм файлу с упражнениями, объясняет ученице алгоритм выполнения работы.

Ученица комментирует свои действия, записывает решение в файл.

  1. Развивающие упражнения для моторики пальцев рук в форме игры, связанной с математикой (повторение таблицы умножения, деления, сложение и вычитание с переходом через десяток), а также на развитие внимания.(2 мин)

 

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Просит вернуться на урок 18 к игре «Математическая головоломка», объясняя условия игры, а также и то, что эта игра тренирует внимание и развивает моторику пальцев рук. В ходе игры приходится постоянно выполнять одни и те же упражнения для пальцев рук.

Выполняет математические действия, а затем в последовательности (поставить курсор, написать число, проверить) отвечает. Пальцы рук двигаются ритмично, напрягаясь и расслабляясь.

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Цель: обосновать показатели реального результата в успешности освоения ученицей данной темы, повысить мотивацию и самооценку ученика.

Деятельность учителя

Деятельность ученицы

Включаю видеосвязь. Прошу ученицу проанализировать свою работу на уроке. Оцениваю работу.

Посылаю файл с подбадривающими словами на будущее и весёлой картинкой. Даю задание разгадать математический ребус. Серьёзного задания нет, так как это последний урок в четверти.

Рефлексия:

-Тебе нравится работать на уроке?

-Какие упражнения больше нравятся?

-Как относишься к трудностям?

-Как оцениваешь свою работу на сегодняшнем уроке?

Ученица даёт объяснение своим затруднениям, своему самочувствию на уроке.

Получает файл с ребусом и подбадривающими словами.



Предварительный просмотр:

Самоанализ проведенного занятия:

Дата проведения урока 26 декабря 2014 года

Преподаватель        Опарина Татьяна Юрьевна Предмет: математика. Курс: «Математика 5 класс»

Краткая характеристика учащегося (по уровню овладения программным материалом):

Гусева Катя обучается в РЦДО первый год, точнее с 20 ноября 2014 г., до этого вместе с мамой обучалась у меня на курсе для родителей. Ученица ответственная̆,  дисциплинированная̆, мотивация на  обучение устойчивая. Учебный материал осваивает без особых затруднений, стремится к самостоятельности. Кате требуется щадящий режим обучения (девочка с ДЦП, с неуверенной моторикой пальцев рук). Она быстро освоила работу на компьютере, но из-за того, что её пальчики  плохо слушаются, совершают непроизвольные движения,  выполнение письменных упражнений затруднено, и мне приходится отправлять ей  задания-трафареты, куда она впечатывает  решения и ответы (для экономии времени урока). Для поддержания интереса к предмету и с целью профилактики утомляемости Кате необходимы игровые упражнения, которые она с удовольствием выполняет. Экскурсы в историю математики  помогают показать значимость предмета, который даётся Кате труднее других и до недавнего времени не был у Кати любимым.

Содержательная характеристика темы урока: Тема урока «Деление.Компоненты действий»  Это второй        урок по теме "Деление" и ориентирован на применения свойств и отработку навыков в нахождении неизвестных компонентов действия по известным двум.

Цели урока: продолжить формирование системы знаний по теме «Деление»,  умения видеть и применять изученные свойства. Продолжить работу над мотивацией обучения математике.

Задачи урока:

обучающие: закрепить навыки в нахождении частного при делении, нахождении неизвестных компонентов действий, применения алгоритма решения уравнений;

развивающие: совершенствовать умение учащегося анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать навыки самоконтроля и надпредметных умений, развивать познавательный интерес и способности; воспитывающие: формировать потребность в познании и образовании на примере взаимосвязи математики с окружающей действительностью и другими предметами, создать условия для ситуации успеха.

Основные этапы урока (выделение места и времени на уроке для опроса, изучения нового материала, для его закрепления и домашнего задания; на каких понятиях и положениях акцентировалось внимание; логичны ли «связки» между этапами урока):

На каждом этапе урока на фоне основных целей и задач старалась методически обосновать то, что должна делать ученица. На первом “организационном этапе” урока она должна получить        от         учителя        чёткий план         активной        учебно-познавательной        деятельности,        включая задачи,        чтобы сознательно отнестись к уроку. На втором этапе "Устный счёт – математическая разминка"  ставилась задача актуализировать опорные знания и умения и проанализировать их уровень. Ученица показала неплохие знания свойств деления. “Этап проверки домашнего задания” убедил меня в том, что ученица неплохо освоила тему, может        применять знания        в нестандартных        ситуациях (усложнённые уравнения, деление именнованных чисел с переводом единиц в более мелкие). Для поддержания интереса к предмету и данной теме использовала сведения из истории понятия деления (трактовка в словаре В.И. Даля, яркие плакаты со свойствами в презентации к прошлому уроку) , а также беседу «Математика — царица наук» на основе заданного к уроку домашнего задания. Катя не любит и не умеет преодолевать трудности (сказывается чрезмерная опека мамы), а в отношении математики они существуют. На прошлом уроке она это продемонстрировала, и надо было выправить ситуацию. Именно поэтому заострила внимание ученицы над высказыванием К.Ф. Гаусса о математике и его к ней отношения. Думаю, что подобные экскурсы в историю математики вызовут интерес и помогут ученице преодолеть трудности.

Катя ещё недостаточно быстро справляется с подбором цифр в частном при делении столбиком, с определением количества цифр в делимом, которые надо выбрать для деления на делитель. Материал этот изучался в начальной школе, для ребёнка считается трудным, требуется много времени для тренировки. Сказывается то, что  девочка учится индивидуально и количество часов по учебному плану не в полном объёме. Да и руки тянутся к калькулятору, что мешает мыслить. Радует то, что Катя осознаёт свои недоработки и полюбила заниматься математикой. Это вселяет оптимистические надежды на хороший конечный результат.

Используемые методы и приемы обучения и формы организации занятия, их обоснованный выбор:

По типу урок комбинированный. На уроке использованы различные методы и приёмы обучения в соответствии с каждым этапом урока и индивидуальными особенностями ученицы. Во время устного счёта и проверки домашнего задания – это частично-поисковый, практический, логический        методы        и метод        самоконтроля.         На этапе закрепления знаний (выполнение тренировочных заданий) – это опять сочетание практического, логическогои метода и самоконтроля. В итоговой части урока – это диалоговый метод и элементы метода рефлексии. Старалась не перегружать ученицу объёмом заданий (за счёт их содержательности и значимости) и уделить внимание снятию нагрузки (физкультпауза) с глаз при работе с компьютером, помня о здоровьесберегающих методах. Было уделено внимание тренировке внимания и упражнениям на развитие моторики пальцев (игровое упражнение в конце урока, которое не требовало большой умственной нагрузки, а, скорее, внимания, чтобы не сбиться с алгоритма, и пальчиковой гимнастики при работе с клавиатурой и мышкой)

Форма организации урока — индивидуальная в дистанционном режиме с использованием информационных технологий

Учет индивидуальных особенностей учащегося на уроке (психолого- медико-педагогических показателей): Ученица с сохранным интеллектом. Контактна, общительна, с хорошо развитой речью, беглым чтением. На каждом этапе урока учитывались проявления ДЦП у ребёнка, был организован щадящий режим, проведена физкультпауза (см. видеозапись).

Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата, определение перспектив совершенствования своей деятельности: Считаю, что урок достиг своих целей, задачи урока выполнены. Ученица справилась с предъявленными ей заданиями и заслужила отличную оценку за свой труд дома и на уроке. А самое главное, переломилось её отношение к предмету и самоценка, что видно из рефлексии в конце урока. Конечно, результат в изучении этой темы может быть достигнут только путём систематической тренировки, но я надеюсь, что ученица, благодаря трудолюбию, сознательному отношению к обучению, достигнет хороших результатов.

Самоанализ провела учитель        Опарина Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...

Открытый интегрированный урок по математике, 5 класс. Действия с дробями

Интегрированный урок включает и математику (основа), и историю, и литературу, и информатику...

Разработка дистанционных уроков по математике в 5-6 классах

Из опыта работы по разработке дистанционных уроков...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Разработка дистанционного урока по математике для детей с ОВЗ (7 класс)

Дистанционный урок для обучающихся с ОВЗ.Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей". 7-й класс. Обучение с использованием дистанционных технологий может быть организовано для детей-...

Презентация дистанционного урока по математике 3 класс "Квадратный дециметр"

В презентации по математике изложен материал для обучающихся 3 класса с целью ознакомления с темой "Квадратный дециметр и его связь с квадратным сантиметром". Материал закрепляется и отрабат...

Презентация дистанционного урока по математике 3 класс (для обучающихся ОВЗ РАС) "Меры времени - год, месяц".

В презентации по математике изложен материал для обучающихся 3 класса (коррекционного) с целью ознакомления с темой "Меры времени – год, месяц". Материал закрепляется и отрабатыв...