Главные вкладки

    Элективный курс «Решение задач основных тем курса математики»
    элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

    Кривенкова Людмила Ивановна

    Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к

    ГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым

    для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным

    особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

     

    Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:

    беседы, самостоятельная и тестовая  работы, диагностические работы, презентации.

    Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

    тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.

        Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики

    при подготовке к ГИА.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия № 65 имени Н.Сафронова»

    Тема: «Решение задач основных тем курса математики»

    Элективный курс по математике 9 класс

    Выполнил:

    Учитель математики МБОУ

     «Булатниковская СОШ»

    Кривенкова Л.И.

      2012 г.

    Пояснительная записка

    Экзамен по алгебре ГИА 9 не только своим названием, но и формой, и

    содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к

    нему начинаем готовить специально даже тех,  кто неплохо пишет обычные

    работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

    Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым

    интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к

    различного  рода экзаменам, в частности, к ГИА.

       Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки к

    ГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым

    для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным

    особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.

     

    Занятия включают в себя теоретическую и практическую части:

    беседы, самостоятельная и тестовая  работы, диагностические работы, презентации.

    Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

    тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.

        Курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.

    Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики

    при подготовке к ГИА.

    Цель курса:

    1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.

    2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в

          других дисциплинах.

    3.  Создание условий для формирования и развития  у обучающихся навыков

          анализа и систематизации,  полученных ранее знаний; подготовка к

          итоговой аттестации в форме ГИА.

    Воспитательное назначение  курса.

           Обучение   потребует от учащихся умственных и волевых усилий,

    развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность,

    творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

    Задачи:

    1. Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения

          в разделе математики, связи с другими темами.

    1. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,

          умение преодолевать трудности при решении более сложных задач

    1. Осуществление работы с дополнительной литературой.
    2. Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию

          за курс основной  школы;

    1. Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

    Умения и навыки учащихся, формируемые  курсом:

    • навык самостоятельной работы с справочной литературой;
    • составление алгоритмов решения типичных задач;
    • умения решения  различных уравнений и неравенств; а также их систем
    • исследования элементарных функций.

    Особенности курса:

    1. Краткость изучения материала.
    2. Практическая значимость для учащихся

     Контроль знаний и умений.

      Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов.   Итоговый контроль – 2  диагностические работы  в форме тестов, заданий  

    с кратким и  развёрнутым ответом.

       Формы организации учебных занятий. 

         Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция,  практическая работа, беседы.  В  В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы   по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.

    Требования к уровню подготовки учащихся: 

    должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и  повышенного  уровня сложности;

    точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и

    излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно

    пользоваться математической символикой и терминологией, применять

    рациональные приемы тождественных преобразований.

    Содержание

     Арифметика

    Тема № 1      Натуральные числа 9 час.

    Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби.  Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.

    Алгебра

    Тема №2   Буквенные выражения 7 час.

    Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.

    Тема №3   Уравнения. Системы уравнений. 6 час.

    Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.

    Тема №4    Неравенства  3 час.

    Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.

    Тема №5     Прогрессии 2 час.

    Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена  и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.

    Тема №6 Функции  и графики 3 час.

    Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции.  Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

    Ожидаемые результаты

             Учащиеся должны уметь:

    1.Уметь выполнять действия с числами:

    Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных

    чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.

    Выполнять арифметические действия с рациональными числами.

    Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений

    2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:

    Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.

    Применять свойства арифметических квадратных корней  для вычисления

    значений и преобразований выражений , содержащих корни.

    3.Уметь решать уравнения и неравенства:

    Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.

    Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы

    4.Уметь выполнять действия с функциями:

    Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять

    формулы общих членов, суммы n членов  арифметической и

    геометрической прогрессий.

    Находить значения функции.

    Определять свойства функции по графику.

    Описывать свойства функций.

    Строить графики.

    Литература:

    1. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др.  М.: Просвещение, 2010.
    2. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2011. Под ред. Лысенко Ф.Ф.  Ростов на/Д: Легион-М, 2009
    3. ГИА — 2010. Экзамен в новой форме. Алгебра. 9 класс.  Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель, 2010
    4. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма) в 2010 году.

         Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.  

              Методические рекомендации. М.: МЦНМО, 2009.

    1. Математика. ГИА-2012. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. М.: «Экзамен».
    2. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы. Под ред. А.Г. Мордковича. М.2010.


                                                                       Учебно – тематический план

                   Тема

                          Формы работы

    Формы контроля

    Количество часов

    Теоретическая часть

    Практическая часть

                I Арифметика

        Тема №1   Числа

      9

    1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами

    Беседа-диалог

    Практикум

    Устная работа

      1

    2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК.

    Беседа

    Практикум

    Устная работа

      1

    3. Дроби. Действия с дробями

    Беседа

    Практикум

    тест

      1

    4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

    Беседа

    Практикум

    тест

      1

    5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени.

    Беседа

    Практикум

    тест

      1

    6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни.

    Беседа

    Практикум

    тест

      2

    7. Процент. Задачи на проценты.

    Беседа

    Практикум

    тест

      2

                       II Алгебра

    Тема №2  Буквенные выражения

    7

    8. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

    Беседа

    Практикум

    тест

      1

    9. Преобразование алгебраических выражений.

    Беседа

    Практикум

    Самостоятельная работа

      1

    10. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения.

    Работа с математической литературой

    Практикум

    тест

      1

    11. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей.

    Беседа

    Практикум

    тест

      2

    12. Действия с алгебраическими дробями.

    Беседа

    Практикум

    Самостоятельная работа

      2

    Тема №3 Уравнения. Системы    уравнений.

      6

    13. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения.

    Работа с учебником

    Практикум

    тест

      1

    14. Дробно-рациональные уравнения

    Работа с учебником

    Работа над алгоритмом решения

    Практикум

    Самостоятельная работа

      2

    15. Уравнения с модулем.

    Лекция, беседа

    Практикум

    Самостоятельная работа

      1

    16. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений

    презентация

    Практикум

    тест

      2

         Тема №4     Неравенства. Системы   неравенств.

      3

    17..  Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств.  

    Работа с учебником

    Практикум

    Устная работа

      1

    18. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств.

    Работа с учебником, беседа

    Практикум

    тест

      2

          Тема №5      Прогрессии

      2

    19. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии.

    беседа

    Практикум

    тест

      1

    20. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии

    беседа

    Практикум

    Самостоятельная работа

      1

       Тема №6  Функции и графики

      3

    21 Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции.

    лекция

    Практикум

    Устная работа

      1

    22. Возрастание и убывание  функции. Промежутки знакопостоянства. График функции.

    лекция

    Практикум

    тест

      1

    23. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.

    беседа

    Практикум

    Практическая работа

      1

     Итоговый тест

      2

    Диагностическая работа №1

      2

    Итого

    34 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

    Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

            Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса

    Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, на...

    Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс

    Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач основных тем курса математики" для 9 класса

    Данная рабочая программа элективного курса «Решение задач основных тем курса математики» ориентирована на учащихся 9 классов для подготовки к сдаче ОГЭ....

    Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной сложности по математике»

    Рабочая программа элективного курса по математике для 7 класса....