«За страницами учебника» Программа по математике для одарённых учащихся 8-10 классов.
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Кривенкова Людмила Ивановна

Данная программа рассчитана на 68 часов.

В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы.

Она составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года.

Программа предполагает расширение и углубление знаний учащихся по темам: «Решение нестандартных задач», «решение уравнений и неравенств», «Функции и графики», «Решение текстовых задач» и «Решение уравнений и неравенств с параметром». Содержание программы соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также возрастным особенностям учащихся. Данная программа нацелена на то, чтобы учащиеся получили представление о математической деятельности и могли объективно оценить собственные возможности и  в дальнейшем определится с профилем обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_odarenke.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей-

центр дополнительного образования детей

Программа утверждена                                                          Утверждаю___________

на педагогическом совете                                                      директор: Маркова С.И.

«____» _____________20   г.                                                  «____» ____________20   г.    

протокол №

       «За страницами учебника»

Программа по математике

для учащихся 8-10 классов.

Срок реализации – 1год

                                                                          Составитель: педагог

дополнительного образования-

                                                                           учитель математики

   Кривенкова Людмила Ивановна

Ознакомлен _______________

Директор МОУ-Ковардицкая СОШ

Романова Л.В.

«____» ______________ 20    г.

                           

                            Муромский район

МОУ-Ковардицкая средняя школа

2010г.

Пояснительная записка.

Введение

Данная программа рассчитана на 68 часов.

В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы.

Она составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года.

Программа предполагает расширение и углубление знаний учащихся по темам: «Решение нестандартных задач», «решение уравнений и неравенств», «Функции и графики», «Решение текстовых задач» и «Решение уравнений и неравенств с параметром». Содержание программы соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также возрастным особенностям учащихся. Данная программа нацелена на то, чтобы учащиеся получили представление о математической деятельности и могли объективно оценить собственные возможности и  в дальнейшем определится с профилем обучения.

Актуальность

   В последние годы учителя многих сельских школ сталкиваются с проблемой ухудшения качества образования и уровня подготовки выпускников. Причин здесь немало. Это и неравное положение сельских школ в обеспечении материально-технической базы по сравнению с городскими, и недоступность для школьников современных средств обучения, но одна из главных причин – это демографическая ситуация на селе. Число школьников за последнее десятилетие снизилось в 2-3 раза, а количество детей с задержкой в психическом развитии увеличилось на 30-40%.  На фоне такой обстановки те ребята, которые обладают теми или иными способностями, становятся для учителя маленькими «звездочками». Но очень часто им достается мало внимания, так как основная масса класса имеют средние способности или ниже средних. И очень важно не упустить таких детей, дать им возможность достичь тех успехов, которые соответствуют их способностям.  

   Исходя из этого основной целью программы является:

Создание условий для развития одаренных учащихся средствами учебного предмета и через формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков.

Так как программа реализуется на учащихся 8-10 классов, то основная цель программы подразделяется на две, в зависимости от возрастных особенностей учащихся:

    Для учащихся 8-9 классов:

Цель: предоставить возможность учащимся 8-9 классов опробовать и развить свои способности и предметные знания, умения и навыки, оценить собственные возможности, получить представление о математической деятельности, а значит осознанно и ответственно определится с профилем обучения в старшей школе.

 

Для учащихся 10 классов:

Цель: возможность реализовать и развить свои способности, углубить знания, умения, навыки, подготовиться к решению задач повышенной сложности, встречающихся  различных КИМах; получить представление о математической деятельности, а значит обоснованно и осознанно определится с профилем образования в высшей школе.

  Исходя из основной цели данная программа должна решить следующие задачи: 

  • Расширить и углубить знания учащихся по темам «Решение уравнений и неравенств», «Функции и графики», «Решение текстовых задач».;
  • Познакомить школьников с различными приемами решения нестандартных задач;
  • Развивать умение работать со справочной и дополнительной литературой;
  • Учить культуре математической речи и математического мышления;
  • Сформировать у учащихся умение решать задания с параметром.

Новизна

Изучение темы «Уравнения и неравенства с параметром», не изучаемых в школьном курсе; рассмотрение приемов решения нестандартных задач; построение графиков функций, заданных в нестандартном виде.

 

К окончанию учебного года учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • Знать такие понятия как: деление многочленов; функциональная зависимость; параметры.
  • Уметь использовать: приемы решения нестандартных задач; понятие модуля для построения графиков функций; введение новой переменной для решения уравнений и неравенств; учебную и дополнительную литературу; полученные знания, умения, навыки на практике и в нестандартных ситуациях.
  • Овладеть навыками: решения олимпиадных и нестандартных задач; решения уравнений и неравенств содержащих модуль и  иррациональных; решения уравнений и неравенств с параметром; решения текстовых задач третьего уровня сложности; построения графиков функции содержащих модуль и заданных в нестандартном виде.

Ожидаемый результат:

  • Рост познавательной активности и интереса к предмету;
  • Успешная сдача экзаменов выпускниками;
  • Выбор естественно-математического профиля обучения в дальнейшем;
  • Участие в международной интеллектуальной игре «Кенгуру»

Тематическое планирование

тема

количество

часов

Нестандартные задачи

  • логические задачи и способы их решения
  • решение олимпиадных задач
  • зачетная работа

12

4

6

2

Уравнения

  • решение уравнений, содержащих модуль;
  • решение иррациональных уравнений;
  • решение уравнений с помощью введения новой переменной;
  • решение уравнений третьей и четвертой степеней.
  • зачетная работа

14

2

2

4

4

2

Неравенства

  • решение неравенств, содержащих модуль;
  • решение иррациональных неравенств
  • зачетная работа

10

4

6

2

Функции и графики

  • построение графиков функций;
  • чтение графиков.
  • зачетная работа

8

2

4

2

Текстовые задачи

  • выбор неизвестного и составление уравнений;
  • примеры решения нестандартных задач.
  • зачетная работа

8

2

4

2

Параметры

  • решение уравнений, содержащих параметр;
  • решение неравенств с параметром.
  • зачетная работа

16

6

8

2

                                                                                                                                                                                                 

        Итого:         68

Содержание программы.

Тема:  «Нестандартные задачи»

Эта тема не изучается по общей программе, так как предполагает решение задач повышенной сложности – олимпиадного уровня.

Ее цель: расширить знания учащихся по математике, продолжить развитие   способности к логическому мышлению, развития воображения.

На изучение данной темы отводится 12 часов. Каждое задание темы предполагает исследовательскую работу, поиск нестандартных путей решения. Планируется рассмотреть следующие вопросы: решение олимпиадных задач и как их составной части – логических задач, развивающих умение анализировать, и с помощью логических рассуждений находить пути решения.

Предполагаемые формы работы: групповая, парная,  форме диалога, самостоятельная.

Литература: (1), (2), (3), (9).

Тема: «Уравнения»

Данная тема изучается каждый год и в каждом классе. В данной программе предполагается расширение знаний по данной теме через рассмотрение различных приемов решения уравнений третьего уровня сложности по каждому разделу. На изучение данной темы отводится 14 часов и предполагается рассмотрение уравнений содержащих модуль, иррациональных уравнений и  уравнений высоких степеней.

Цель:  расширение и углубление знаний учащихся по теме «уравнения»; рассмотрение нестандартных приемов решения уравнений.

 Предполагаемые формы работы: лекционная, групповая, парная, самостоятельная.

Литература: (4), (5), (6), (8).

Тема: «Неравенства»

Цель: углубление и расширение знаний учащихся через рассмотрение неравенств третьего уровня сложности.

 На изучение данной темы предусматривается 10 часов и рассматривается решение уравнений с модулем и иррациональных, так как в школьном курсе данным заданиям уделяется мало внимания, а их решение способствует развитию логического мышления и внимания. Решение данных видов заданий также необходимо учащимся для успешного прохождения итоговой аттестации.

Предполагаемые формы работы: лекционная, групповая, парная, самостоятельная.

Литература: (4), (5), (6), (8).

Тема: «Функции и графики»

Цель: углубить и расширить знания о построении графиков функций, заданных в нестандартном виде и установление четкой зависимости графика функции от ее коэффициентов.

 На изучение данной темы отводится 8 часов и предполагается рассмотреть следующие вопросы: построение графиков функций содержащих модуль, функций, заданных в нестандартном виде;  зависимость графика функции от коэффициентов, входящих в ее задание и практическое применение графиков.

Данная тема предполагает исследовательскую работу, анализ полученных данных.

 Предполагаемые формы работы: групповая, парная, самостоятельная, в форме диалога.

Литература: (3), (8), (10).

Тема: «Текстовые задачи»

Цель: показать практическое применение математики на примере решения текстовых задач; развитие культуры математической речи и мышления.

  На изучение темы отводится 8 часов и рассматриваются задачи нестандартного вида и задачи, при решении которых применяется решение уравнения с двумя переменными. Необходимость изучения данной темы обусловлена изменениями в текстах заданий итоговой аттестации учащихся.

 Предполагаемые формы работы: парная, самостоятельная, в форме диалога.

Литература: (3), (8), (9).

Тема: «Параметры»

Цель: расширение и углубление знаний учащихся по теме «решение уравнений и неравенств» путем введения параметра; сформировать у учащихся навык решения данных заданий.

 Данная тема не изучается в школьном курсе, но она способствует развитию внимания, умения анализировать и логически мыслить. Умение решать данный вид заданий необходим учащимся для успешного прохождения итоговой аттестации.

На изучение темы отводится 16 часов и рассматривается решение уравнений и неравенств с параметром. Данная тема предполагает исследовательскую работу, умение проводить анализ, логически мыслить.  

Предполагаемые формы работы: лекционная, групповая, парная, самостоятельная.

Литература: (7), (8).

Литература

  1. И.Л.Бабинская «Задачи математических олимпиад» 2007, М. Просвещение Ф.М.Шустер «Материал для внеклассной работы по математике» 2005
  2. А.В.Фарков «Учимся решать олимпиадные задачи» 2007г. М. Айрис-пресс
  3. Тексты школьных и районных олимпиад (2005-2009гг.)
  4. Н.Ю.Сканави «Решение уравнений» 2005г. М. ОНИКС 21 век «Мир и образование»
  5. З.Н.Альхова «Внеклассная работа по математике» 2007г. Саратов изд-во «Лицей»
  6. Е.В.Мирошкина «Уравнения и неравенства» изд-во «Учитель» Волгоград 2009г.
  7. П.В.Чулков «Уравнения и неравенства с параметром» 2006г., М. Дрофа
  8. Тексты КИМов (2008-2010гг.)
  9. П.А.Вакульчик « Нестандартные и олимпиадные задачи по математике» 2004, Универсал-пресс
  10. В.В.Прасолов «Функции и графики» М. Дрофа 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 6 - 9 классов. учебник “ English” авторы: В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа и др.

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 6 - 9 классов составлена на основе примерных программ по иностранному языку за курс основной школы издательства «Дрофа» Москва 2007г. и ориентирован...

Лекции по теории литературы для одарённых учащихся (10-11 классы)

ЛЕКЦИЯ 1. ТИПИЗАЦИЯ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕЛЕКЦИЯ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕЛЕКЦИЯ 3. ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ. ИДЕЯ, ТЕМА, ХАРАКТЕРЫЛЕКЦИЯ 4...

Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)

Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)...

Программа по математике для основной общеобразовательной школы 6 класса по учебнику Н.Я. Виленкина

Программа по математике для основной общеобразовательной школы 6  класса.Предметная линия учебников «Математика»  Н.Я. Виленкина и др. класса...

Рабочая программа по истории России для учащихся 6-8 классов по учебнику Н.М.Арсентьева, Издательство "Просвещение"

Рабочая программа по истории России для учащихся 6-8 классов по учебнику Н.М.Арсентьева, Издательство "Просвещение"...