Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Калитвянская Нина Викторовна

Справочный материал, алгоритмы решения заданий, решение мнекоторых заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx113.46 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

КАЛИТВЯНСКАЯ НИНА ВИКТОРОВНА

Задание В1

Задачи на проценты

  1. Число b составляет р % от а:    b = а ∙  .

Например:  Стоимость билета школьника составляет 30% стоимости взрослого. Который стоит 460 руб.

                                                  460 ∙  = 138 руб.

  1. Число а увеличивается на р % :    b = а ∙(1 + ).

Например:  Миксер стоил 520 руб.Сколько стал он стоить после повышения цен на 35%.

                                                    520 ∙(1 + ) = 702руб.

  1.  Число а уменьшается на р % :    b = а ∙(1 - ).

Например:   Набор стаканов стоит 250 руб. Сколько стал он стоить после скидки 30%.

                                                    250 ∙(1 - ) =175 руб.

  1. На сколько процентов b больше а (b > a):   ∙ 100%.

  1. На сколько процентов а меньше b (а < b):   ∙ 100%.

  1. Число а   увеличилось сначала  на р1 %  1 = ), а затем на  р2 % 2 = ):                     b = а ∙(1 + р1) ∙(1 + р2) = а ∙(1 + р1 + р2 + р1 ∙ р2).

  1. Число а  уменьшилось сначала  на р1 %  1 = ), а затем на  р2 % 2 = ):                     b = а ∙ (1 - р1)  ∙(1 - р2) = а ∙ (1 - р1 - р2 + р1 ∙ р2).

  1. Сложные проценты, если р % это ежегодное начисление:  

                                        аn = а ∙(1 + )n.                                                                      Например:  Клиент взял в банке  кредит 24000 руб.  на 2 года под 28%. Какую сумму денег он должен отдать в банк за 2 год, учитывая проценты.

                               24000 ∙ (1 + )2 = 24000 ∙ (1,28) 2 =  39321,6 руб.

Задание В3

  1. Иррациональные уравнения
  1. В левой части оставляем только корень, все слагаемые переносим в правую часть.
  2. Возводим левую и правую части уравнения в квадрат.
  3. Решаем полученное уравнение.
  4. Делаем проверку (корень и подкоренное выражение должны быть  неотрицательными), т.е. полученные корни подставляем в первоначальный вид уравнения.

Например:     +  х = 0

                            = - х

()2  =( - х)2

- 54 – 15 х = х2

х2 + 15х +54 = 0

х1,2 =  = 

х1 = -6                            х2 = - 9

Проверка:  х1 = -6        +  (-6)  = 0 верно, значит х1 = -6 является корнем

Х2 = -9        +  (-9)  = 0 верно, значит х2 = -9 является корнем

Ответ: х1 = -6, х2 = - 9

  1. Показательные уравнения
  1. Преобразуем уравнение, используя свойства степеней, чтобы в левой и правой части уравнения были степени с одинаковыми основаниями.

                                                      ab = ac

  1. Опускаем основания и приравниваем показатели степеней.

                                                       b = c

  1. Решаем полученное уравнение.

Например:    (0,5)4х +2 = 64х

                         (2-1)4х + 2 =(26)х

                                       2-4х – 2 = 2

                                      - 4х – 2 = 6х

                        - 10х = 2

                         х = - 0,2

                         Ответ: х = - 0,2

  1. Свойства степеней:

ab ∙ ac = ab + c                                     =        

 = ab - c                                           =

(ab)c = ab ∙ c                                         = a- n       

(a ∙ b)n = an ∙ bn                                                 a0 = 1              

  1. Логарифмические уравнения
  1. Преобразуем уравнение, используя свойства логарифмов, чтобы в левой и правой части уравнения были логарифмы с одинаковыми основаниями.

                                                          =

  1. Опускаем логарифмы и приравниваем выражения, стоящие под логарифмами.

                                                                             b = c

  1. Решаем полеченное уравнение.
  2. Делаем проверку (выражение, стоящее под логарифмом, должно быть положительным), т.е.  полученные корни подставляем в первоначальный вид уравнения.

Например:         = 2 +

                              =  +

                              =  

                              =  

                             9 – 3х = 75

                             - 3х = 66

                             х = - 22

   Проверка:  = 2 +  верно, значит х = - 22 является корнем.

    Ответ: х = - 22

  1. Свойства логарифмов:

у =       ау = х                                         = х                                           

 +  =                              =

 -  =                                     =

= р                                            =

=    

                           

  1. Тригонометрические уравнения
  1. Преобразуем уравнение так, чтобы в левой части была тригонометрическая функция, а в правой части число, т.е.

                                                          = a

                                       = a

tg b = a

                                                  ctg b = a,                   где b зависит от х

  1. Для уравнений  = a и  = a проверяем, чтобы -1  а  1.
  2. Если а  , то уравнение не имеет корней.
  3. Если -1  а  1, то решаем уравнение.

         = a           b = (-1)n arc  + , n Z

         = - a           b = (-1)n+1 arc  + , n Z

        = a            b = arc  + , n Z

        = - a           b = arc  + , n Z

Частные случаи:

 = 0           b =  , n Z

 = 1           b =   + , n Z

 = - 1           b = -   + , n Z

 = 0            b =    + , n Z

 = 1            b =  2 , n Z

 = - 1            b = +  2 , n Z

  1. Для уравнений tg b = a и ctg b = a  число a – любое.

tg b = a       b = arc  + , n Z

                                              tg b =- a       b = - arc  + , n Z

                                                                      ctg b = a     b = arc  + , n Z

                                        tg b =- a       b = - arc  + , n Z

           

  1. Так как b зависит от х, то выражаем х.

Например:      Решите уравнение и в ответе запишите наибольший отрицательный корень  =

                                           =   + 2, n Z

                                          =  + 2, n Z      

                                                  2x + 4 = 1 + 8, n Z

                                                                     2x = 1 – 4 + 8, n Z

                                         x =  – 2 + 4, n Z

n = 0,     x1 = - 1,5;    х2 = - 2,5

n = 1,     x1 =  2,5;    х2 =  1,5

n = - 1,     x1 = - 5,5;    х2 = - 6,5

Ответ: х = - 1,5

  1. Рациональные уравнения
  1. Чтобы избавиться от знаменателей, нужно умножить каждое слагаемое левой  и правой  части на общий знаменатель.
  2. Решаем полученное уравнение.

Например:         =           2(2х – 1)

                              2(25х – 3) = 5(2х – 1)

                              50х – 6 = 10х – 5

                              40х = 1

                               х = 0,025

                     Ответ: х = 0,025

Задание В4

  1. Прямоугольный треугольник

А                                                          

                                                     1)           =  

                                                                    =

С                             В  

                                                                    =

                                 

                                                                     =     

                                                                 

                                                                   tg  =        

                                           

                                                              tg  =

2) Теорема Пифагора:            АВ2 = АС2 + ВС2

                              АВ =

                       АС =

                                 ВС =

3) Против угла равного 30лежит катет равный половине гипотенузы.

4) Высота, проведенная к гипотенузе, в прямоугольном треугольнике.

А                                                                         СН2 = АН ∙ ВН

                  Н                                                       АС2 = АН ∙ АВ

                                                                            ВС2 = ВН ∙ АВ

С                                     В                                  СН =

5) Центр описанной окружности прямоугольного треугольника совпадает с серединой гипотенузы.

                                                R =  - радиус описанной окружности

6) Радиус вписанной окружности в прямоугольный треугольник.

                                                  r =  

  1. Равнобедренный треугольник

                                                                                      А

                                                                                                  К

                                                                  В                     Н                    С

                                                                                         

  1. Высота, проведенная к основанию, является биссектрисой и медианой.
  2. Углы при основании равны.
  3. Чтобы найти высоту, проведенную к боковой стороне, нужно использовать формулы площадей треугольника.

 

ВК =   ,        где   =        или                                                                                                                                                                                 = , где р -полупериметр

  1. Трапеция
  1. Равнобедренная трапеция: проводим две высоты

      А                     В                            

                                                               ADH =    BKC             DH = KC

                                                             ABHK – прямоугольник       АВ = НК

                                                              DC = DH + HK + KC = AB + 2DH      

                       D          H                  K           C

  1. Прямоугольная трапеция: проводим высоту

               А                         В

                                                                     AB = DK

              D                         K       C

  1. Параллелограмм

        В                          С

                                                              Проводим высоту и используем приемы решения                    прямоугольного треугольника.

А       Н                   D

Задание В6

  1. Площадь треугольника

                     В

                                                                =  

                                                                =  

            c            h        a                          =          

                                                                 = r  p  , где  r -  радиус вписанной окружности        

                                                                                                   р = - полупериметр

     A         b       H                C                 =  , где  R – радиус описанной окружности

  1. Площадь параллелограмма

               В                                          С

                                  d1                                                  S = h  AD  

                    h                                                                            S = AB ∙ AD ∙

                                    d2                                                             S =  ∙ d1 ∙ d2

   A             H                            D

 

         Для ромба  S =  ∙ d1 ∙ d2

  1. Площадь трапеции

                                   а

                        h                                             S =  ∙ h , где а и b  - основания трапеции

   

                               b                              

  1. Площадь круга

                 r                                                   S =

  1. Площадь кругового сектора

                                                              S = R2 где угол   выражен в радианах

                   r                                                          

                                                              S =  ,    где угол α выражен в градусах

Задание В7

  1. Логарифмические выражения
  1.  = b
  2. = ac  = ac 
  3. =  = bc
  4. =  =  
  5.  = ()n = b
  6. = p
  7.  =  
  8.  =  = c
  9.  =  = c
  10.   = 1
  11.   =   

  1. Степенные выражения

Свойства степеней:

ab ∙ ac = ab + c                                     =        

 = ab - c                                           =

(ab)c = ab ∙ c                                         = a- n       

(a ∙ b)n = an ∙ bn                                                 a0 = 1              

Например:

                                      74 ∙ 37 : 213 =  =  = 71 ∙ 34 = 7 ∙ 81 = 567

  1. Тригонометрические выражения
  1. Основные тригонометрические тождества

 +  = 1;                                = 1;

1 +  = ;                                 1 +  = .

  1. Формулы суммы и разности аргументов

 =     

 =    

=

  1. Формулы двойного аргумента

=  -                          

=  – 1                            

= 1 -

  1. Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведение

  1. Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму

 

  1. Формулы приведения
  1. представляем угол в виде суммы или разности, используя:   = 90°, °,  = 270°, 2 = 360°.
  2. определяем, меняется или нет функция

                                 (90°) – меняется

                             °) – не меняется

                                (270°) – меняется

                                2 (360°) – не меняется

  1. определяем угол, для этого смотрим в какой четверти находится первоначальный угол первоначальной функции

  1. Значение тригонометрических функций некоторых углов

0

0

1

0

-1

1

0

-1

0

0

1

-

0

-

-

1

0

-

0

  1. Радианное измерение углов

Углы в градусах

°

30°

45°

60°

90°

180°

270°

360°

Углы в радианах

°

Задание В8

  1. Касательная к графику функции в точке с абсциссой х0

Значение производной функции в точке с абсциссой х0

                                       0) = k = tg

       k – угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой х0

       y = kx + b – уравнение касательной

       α – угол между касательной и положительным направлением оси Ох

                                               у               у = kx +b                                                          y                      

                                                     α              x                                                                          α       x

                                                                                                                                                     y = kx + b

                                      k > 0     0) > 0                                                        k < 0   0) < 0                                                       

         

                                  0) = tg  =  =

 т. е. ищем прямоугольный треугольник, к котором целое число клеток в катетах.

  1. Касательная параллельная прямой  y = kx + b
  1. Дана функция f(x) и прямая  y = kx + b   параллельная касательной. Найти  0).      

 0) = k

  1. Находим производную функции. Если она есть.
  2. Приравниваем её к k.
  3. Решаем уравнение и находим х0.

В.  Дан график производной. Найти абсциссы х0 в которых касательные параллельны прямой y = kx + b.                                             У                          у =  (х)      

  1. Проводим прямую у = k.                                                                                      у = k
  2. Точки пересечения прямой  у = k с                                                      0                                               графиком производной и есть                                        х1       х2                   х3                   х                                                       искомые х0.

  1. Возрастание и убывание функции.

Если 0) > 0, то функция убывает.

Если 0) < 0, то функция возрастает.

  1. Точки экстремума (min и max)
  1. В точках экстремума производная равна нулю, т.е.  0) = 0.
  2. На графике это точка пересечения графика 0) с осью Ох.
  3. Точка min – производная при переходе через эту точку меняет знак с  на знак  .
  4. Точка max – производная при переходе через эту точку меняет знак с  на знак  .

Задание В9

Объёмы и площади поверхностей.

  1. Параллелепипед.

             В1                                       С1                                   V = а ∙ b ∙ c

                                                                             Sбок = 2с ∙ (а + b)

А1                                                 D1                                                   Sполн = Sбок + 2Sосн = 2с ∙ (a + b) + 2ab

                       d                                             

                                                                         Диагональ параллелепипеда   

 c        B                               C        

                                        а                                         d2 = a2 + b2 + c2     

 A                b            D

2.    Прямая призма.

  1. В основании правильный треугольник.

                                                                             V = h ∙ Sосн = h ∙  a2

                                                                       Sбок = 3a∙h

                                              h                       Sполн = Sбок + 2Sосн = 3a∙h +  a2           

                                                                            если цилиндр вписан в призму, то

                          a                                                 r =

            a                      a                           если цилиндр описан около призмы, то       

                                                                              R =     

  1. В основании правильный четырехугольник (квадрат).             

                                                                                    V = h ∙ Sосн = h∙a2

                                                                              Sбок = 4a∙h       

          h                                                                  Sполн = Sбок + 2Sосн = 4a∙h + 2 a2           

                                           а                             если цилиндр вписан, то    r =          

                         а                                               если цилиндр описан, то    R =     

  1. В основании правильный шестиугольник.

                                                                                                   V = h ∙ Sосн = h ∙  a2

                                                                                               Sбок = 3a∙h                                                                                                                    

                                                                    h                          Sполн = Sбок + 2Sосн = 6a∙h + 3 a2                                                                               

                                                                                        если цилиндр вписан, то r =

                                                                    a                                 если цилиндр описан, то R = а

  1. В основании прямоугольный треугольник.

                                 a                                                  V = h ∙ Sосн = h∙a∙b

                b          C                                             Sбок = h∙(a + b + c)                                                                                               

                                                                      Sполн = Sбок + 2Sосн = h∙(a + b + c) + h∙a∙b

                                                           если цилиндр вписан, то r =

                                                           если цилиндр описан, то R =  , где  с = - гипотенуза   

C.    В основании ромб.               

                                                                   

        a          d1                                           V = h ∙ Sосн = h∙d1 ∙d2

            d2                                                    Sбок = 4a∙h

                                                                   Sполн = Sбок + 2Sосн = 4a∙h + d1 ∙d2

                                                         

3.  Цилиндр.

                                                                            V = h ∙ Sосн = h∙π∙r2

                                                                             Sбок = 2π∙r ∙h                       

                                                                             Sполн = Sбок + 2Sосн =2π∙r ∙h + 2 π∙r2= 2π∙r∙(r + h)

                      H            h     

                           

4.   Конус.

                                                                   V = ∙h ∙ Sосн =  ∙h∙π∙r2

                                                                   Sбок = π∙r ∙l

              h                                                  Sполн = Sбок + Sосн = π∙r ∙l + π∙r2= π∙r∙(r + l)

                                                                   

                         

5.   Усеченный конус.

                                                    V = ∙h∙(S1 +  + S2)          

                                                      Sбок = π∙(r + R)∙l

                                                      Sполн = Sбок + Sосн1 +  Sосн2 = π∙(r + R)∙l + π∙r2 + π∙R2    

6.   Куб.

                                                      V = а3

                                                Sбок = 4a2

                                                Sполн = 6 a2

                                                                 

7.   Пирамида.

  1. Правильная треугольная пирамида.

                                                                       

                                                                           V = ∙h ∙ Sосн =  ∙h∙а2                                                                           

                             h   ha                                      Sбок =  ha∙a =

                a                                                          Sполн = Sбок + Sосн = +  a2

  1. Правильная четырехугольная пирамида.

                                                                              V = ∙h ∙ Sосн =  ∙h∙а2

                           h          ha                                      Sбок =4 ∙  ha∙a =

                                           a                                  Sполн = Sбок + Sосн = + a2

  1. Правильная шестиугольная пирамида.

                                                                            V = ∙h ∙ Sосн =  ∙h∙а2

                                      h     ha                             Sбок =6 ∙  ha∙a =                    

                 a                                                           Sполн = Sбок + Sосн = +  a2

8.   Правильный тетраэдр с ребром а

                                                                                V =  ;           Sбок =  ha∙a =  a2

       a        h     ha                                                      Sполн = Sбок + Sосн =  a2 +  a2=

                                                                                 R =  a – радиус описанной сферы

     a                                                                          R =  a  - радиус вписанной сферы

9.    Сфера. Шар.

                                                                     V =  πR3

                R                                                   S = 4 πR2

а)  Шар, вписанный в параллелепипед (с измерениями: a, b, c).

                        а = 2R,    b = 2R,    c = 2R            Vпарал = 8R3           

b)  Шар, описанный около параллелепипеда (с измерениями: a, b, c).

              R =  =

c)  Шар, вписанный в цилиндр .

                                  r = R – радиус основания цилиндра

                                  h = 2R – высота цилиндра

                                  Vцил = 2πR3

10.   Объём многогранника.

                                                                  V = V1 + V2

 

V1

V2

11.   Равносторонний треугольник.

                                                    S  =  a2

                                                    r =  - радиус вписанной окружности

                                                             R =    -  радиус описанной окружности 

                                                     ha =   a  - медиана, высота и биссектриса

Задание В11

  1. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
  1. Находим производную функции (х).
  2. Приравниваем полученную производную к нулю и решаем уравнение: 0) = 0.
  3. Из полученных корней выбираем те, которые принадлежат отрезку.
  4. Находим значение функции в выбранных корнях и на концах отрезка.
  5. Из полученных значений выбираем наибольшее или наименьшее.

  1. Нахождение точек экстремума (min или max).
  1. Находим производную функции (х).
  2.  Приравниваем полученную производную к нулю и решаем уравнение: 0) = 0.
  3. Если производная функции меняет знак с «+» на «-» при переходе через полученный корень, то эта точка - max.
  4. Если производная функции меняет знак с «-» на «+» при переходе через полученный корень, то эта точка – min.

  1. Производная произведения.

(uv), = u,v + uv,

  1. Производная дроби.

     = 

  1. Производные основных функций.

()= - ;                                                      ( ) = ;  

р)= p xp – 1;                                              (sin x) = cos x;

х) = ех;                                                       (cos x) = - sin x;        

()= ;                                                     (tg x) = ;

()= ;                                            (сtg x) = - ;

(ах)’ = ахln a.

  1. Производные сложных функций.

()= -  ∙ u;                                             ( ) =  u;  

u) = еu∙u;                                                 (sin u) = cos u ∙ u;

(uр)= p up – 1 ∙ u;                                      (cos u) = - sin u ∙ u;

()=  ∙ u;                                            (tg u) =  ∙ u;

()=  ∙ u;                                  (сtg u) = -  ∙ u;

(аu)’ = аuln a u.

Задание В12

  1. Задачи на движение.
  1. S = v ∙ t ,    v =  ,       t =    ,       где S – путь,   v – скорость,  t – время

v

S

t

1 тело

2 тело

  1. Тела движутся навстречу друг другу.

Время встречи t =    ,      

   

 где S0 – расстояние между первым и вторым в начальный  момент,

  v1 – скорость первого,    

v2 – скорость второго.

  t =        +  =  ,  

 где  - время движения первого до встречи,

  - время движения второго до встречи.

  1. Одно тело догоняет другое.

Время, за которое второй догоняет первого  t =   ,

где S0 – расстояние между первым и вторым в начальный  момент,  

 v1 – скорость первого,  

 v2 – скорость второго.

t =        -  =  ,  

где  - время движения первого,

   - время движения второго.

  1. Движение по течению и против течения реки.

vпо теч. = vсобств. +  vтеч.                                                                 

vпр теч. = vсобств.  -  vтеч.

vсобств. =

vтеч. =

v

S

t

по течению

против течения

  1. Задачи на работу.

А = Р ∙ t,              P =  ,          t =  .

где А – работа,

Р – производительность (т.е. часть работы, выполненной за единицу времени),

 t – время за которое была выполнена работа.

Время выполнения работы при совместной работе  t =  ,

где t1 – время выполнения работы первым,

 t1 - время выполнения работы вторым.

t =     +  =

А

Р

t

1

2

  1. Задачи на сплавы, смеси и растворы.

cm =   ∙ 100%,               mk =   ∙ ,                   mo =   ∙ 100%

m0 – общая масса,

сm – процентное отношение массы компонентов,

mk  - масса компонентов.

m0

mk

cm

1

2

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...