План- конспект урока алгебры в 7 классе. "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Консект урока алгебры в 7 классе, на применение нескольких способов разложения многочлена на множители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alg7.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                      План – конспект

Открытого урока по алгебре в 7 классе для членов районного методического объединения учителей математики муниципального района

Челно- Вершинский Самарской области

учителя  Филипповой Валентины Николаевны

Дата проведения:

Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.

Цели:

 •Образовательные.

         Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации.

  •Развивающие.

         Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.

    •Воспитательные.

         Побуждать  учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.

Оборудование: компьютеры, магнитные доски, набор карточек для сбора задания 2 на магнитной доске, карточки - тесты.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

                                     План урока

I. Организационный момент. Постановка цели, мотивация.  2 мин.

II. Повторение и актуализация опорных знаний        .                    10мин.

III. Изучение новой темы .                                                         7мин.

IV. Физкультминутка.                                                                  1мин.

V. Закрепление нового материала:        18мин.

      а) на уровне первичного осмысления

      б) на уровне применения.

VI. Подведение итогов           1мин

VII. Постановка домашнего задания.                                           1мин.

                                              Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

 1.Здравствуйте, садитесь.

Ребята, французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

 2.Откроем тетради, проверим домашнее задание.

Учитель:

- вопросы по выполнению домашнего задания есть? Если нет, то сдать тетради на проверку

II. Повторение и актуализация опорных знаний.

   

 1. Игра «Смотри, не ошибись». Дети должны заполнить пропуски. Задание записано на доске. Выполняется по цепочке.

      …²– b² = ( a  – … ) ( a +  …)

     ( a + …)² = ( … + 2…b + b² )

     (… +  в )² = (а² + 2a… + …)

     ( m – …)² = m² – 20m + …

     (5а + …)²= 25а²+ … + 81

      (x² –1 ) = ( 1 + …)(… – 1)

2.Решение Теста 1.(прилагается)       (3мин). Проверка по готовым ответам.

3. Затем на магнитной доске двое учащихся  выполняют задание 2. (5мин).

    Провести классификацию данных многочленов по способу разложения на множители.

 В результате ученики собирают таблицу.

  Метод разложения  на множители

        

Способ

группировки

Вынесение общего множителя за

скобки

                                                                                         

       

Формулы

Сокращенного

умножения

                                     

                                 

20x³y²+4x²y                     а - b                                              2bx–3ay–6by+ax

b(a+5)–c(a+5)                 27b³+a                                    a²+ab–5a–5b

15a³b+3a²b³         x²+6x+9                                 2an–5bm–10bn+am

2y(x–5)+ x(x–5)         49m – 25n²                             3a²+3ab–7a–7b

Остальные учащиеся выполняют задания теста 2 по вариантам на карточках. После выполнения пары обмениваются вариантами, проводят взаимопроверку, сличают работу соседа с тем, что собрано двумя учениками на магнитной доске. Оценивают работу товарища.

III. Ознакомление с новым материалом.

Учитель:

При разложении многочленов на множители иногда используется не один, а несколько способов. Рассмотрим примеры.

Задание: разложить многочлен на множители

Три примера записаны на доске. Решаются примеры, записываются на доске  и в тетрадях

1.) a³ - а = а ( а² – 1 )= a( a – 1 ) ( a + 1 )        

Вопросы: Что использовали?

        1.) Вынесли общий множитель за скобки.

        2.) Применили формулу разности квадратов.

2.)( a² + 1)² – 4a² = ( a²+1)² – ( 2a )² = (a² + 1 – 2a )(a² + 1 + 2a) = ( a – 1)² (a + 1)²

        1.) Формула разности квадратов

        2.) Формулы квадрата суммы и разности.

3.)    4x² – y² + 4x +2y = ( 4x² – y²)+ ( 4x + 2y) =                                                                                                                                                     (   2x– y) (2x+y)+2(2x+y)=(2x+y)(2x–y+2)

В этом примере используется способ группировки, формула разности квадратов и вынесение общего множителя за скобки, т. е мы применяем несколько способов разложения многочлена на множители. Поэтому и тема сегодняшнего урока называется «Применение нескольких способов разложения многочлена на множители». Запишем в тетрадях тему урока.

Учитель:

- Ребята, разложение многочленов на множители нужная и важная операция, т.к. с ее помощью можно решать уравнения, неравенства, выполнять другие преобразования выражений

Итак, подведём итог.

 Чтобы разложить многочлен на множители, нужно соблюдать следующий порядок.

          1. Вынести общий множитель за скобку. ( Если он есть);

           2. Попробовать разложить многочлен на множители по формулам   сокращенного умножения;

         3.Попытаться  применить способ группировки (если предыдущие не привели к цели).

Алгоритм порядка разложения многочлена на множители дано в таблице и размещено на доске.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление нового материала

       а) Первичное осмысление и закрепление темы.

Решить из учебника номера 392- 394 все (1,3)

 № 392

1.  2a²–2=2( a² –1 )=2( a–1)( a+1)

3.  9x³–81x = 9x(x²–9)=9x(x–3)(x+3)

   № 393 (1,3)

  1. 2a²+4ab+2b²=2(a²+2ab+b²)=2(a+b)²=2(a+b)(a+b)

     3.  5x²+10xy+5y²=5(x²+2xy+y²)=5(x+y)²=5(x+y)(x+y)

     № 394 (1,3)

 1. (x²+1)²–4x²=(x²+1)²–(2x)²=(x²+1–2x)(x²+1+2x)=(x–1)²(x+1)²

3.  4y²–(y–c)²=(2y)²–(y–c)²=(2y–(y–c))(2y+(y–c))=(2y–y+c)(2y+y–c)=(y+c)(3y–c)

б). Работа по карточкам.

Трое учащихся работают у доски. (Савельева Ю и Дегтярёва Н.) – по карточкам. Дементьева П- выполняет номер 394 (1,3) из учебника.

      Карточка 2

Доказать равенство

a³–b³=(a–b)(a²+ab+b²)

       Карточка 1

Доказать равенство

a³+b³=(a+b)(a²–ab+b²)


Остальные учащиеся работают на компьютерах. Выполняют задания и проверяют.

 Девочки объясняют, как они доказывали равенства.

Учитель говорит, что эти равенства называют формулами суммы и разности кубов. Иногда эти формулы применяются при разложении многочленов на множители.

      Учитель:        Запишите в тетрадях эти формулы. Их нужно знать.

VI. Подведение итогов урока.

На уроке мы познакомились со способами разложения многочленов на множители. В дальнейшем нам поможет рационально производить вычисления.

 VII. Постановка домашнего задания.

Если вы получили на уроке оценку:

               

392-394 все (2,4)

«5»

405(3,4)

                 

        

«4»

392- 394 все (2,4)

398 (3,4)


        

        

                                           

                         

                              Тест 1

1. Соединить линиями соответствующие части определения.

        

Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов

Разложение

многочлена на

множители - это

               

                                   

Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов


        

Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов

2. Завершить утверждение.

Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется ….(вынесением общего множителя за  скобки).

3. Восстановить порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.

Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно

вынести в каждой группе общий множитель(в виде

многочлена) за скобки

  1        

сгруппировать его члены так, чтобы слагаемые в

каждой группе имели общий множитель

  2        

                 3

   

Вынести в каждой группе общий множитель в виде одного члена за скобки

4. Отметить знаком плюс «+» верные выражения.

+

a) a² + b² - 2ab =   ( a – b )²

б)  m²+ 2mn - n² =   ( m – n )²

в)  2pt - p² -  t² =  (p-t)²

+

г)  2cd+c²+d²=(c+d)²
                                Тест 2

Вариант 1.

Задание 1. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.

                                                   

     

Вынесение общего

множителя за скобки

20 x³y² + 4 x²y

4a²–5a+9

        

2bx– 3ay – 6 by + ax

Формула сокращенного

умножения


a‘ – b³      

9x² + y‘

        

27b³ + a‘

Не раскладывается

на множители

a² +ab –5a– 5b 

Способ    

группировки

b( a + 5) – c( a + 5)

        

                                     Тест 2

Вариант 2

Задание 2. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.

Вынесение общего

  множителя

  за скобки

 15 a³b + 3 a²b³

                                           

Формула

сокращенного

умножения


 9 x² + 5 x + 4

        

 2 an – 5bm – 10bn + am

x² + 6x + 9

Не раскладывается

на множители

                                                                         

 4 a'  + 25 b²

49 m' – 25 n² 

    Способ

  Группировки

3 a² + 3 ab – 7a – 7b 


                                                                       

2 y ( x – 5) + x( x –5 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Презентация к уроку алгебры в 7 классе "Три способа разложения многочлена на множители"

Учебник: Алгебра, 7 класс, Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и дрПрезентация к уроку потеме "Три способа разложения многочлена на множители"...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки"

Данный материал содержит в себе технологическую карту урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочлена на множители способом группировки", а также раздаточный материал....

Презентация по алгебре на тему "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"(7 класс).

Применение различных способов разложения многочлена на множители." Презентация может быть использована при объяснении нового материала или на уроках повторения данной темы, здесь рассматриваются ...

Проверочная работа по теме: "Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Проверочная работа по алгебре (7 класс): Применение нескольких способов разложения многочлена на множители. Работа включает в себя различные задания по указанной теме: 1) разложение многочлена на множ...

Применение нескольких способов разложения многочлена на множители

Этой методической разработкой урока алгебры в 7 классе автор предлагает актуализировать знания и умения учащихся, приобретенные за время изучения темы “Многочлены”. Применение автором диал...