Методические рекомендации по составлению компетентостно-ориентированных заданий
методическая разработка по алгебре на тему

Карпекина Светлана Петровна

Применяю данные рекомендации при подборе и составлении компетентностно-ориентированных заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по составлению компетентностно-ориентированных заданий

Компетентностно-ориентированное задание является – деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, имеет определённую структуру, строится на актуальном материале, требует применение общих учебных умений. 
Структура компетентностно – ориентированного  задания.
1.    Введение в проблему.
2.    Формулировка задания: текст задания должен начинаться с глагола;    в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то, Как делать.
3.    Информация, необходимая для решения данной задачи.
4.    Форма предъявления результатов КОЗ.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося, а не воспроизведениеим информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.
Опираясь на требования к деятельности учащихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание. 

 
                                                                     Структурные элементы КОЗ.

Возникающие при проектировании ошибки:

Характеристика задания (информация для учителя)

Данный элемент структуры включает в себя: название, предмет, класс, формируемую компетентность, аспект и уровень.

Стимул

Погружает в контекст задания и мотивирует его выполнение, мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких-либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирующих ребят на активную работу.  Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений), не должен отвлекать учащегося от содержания задания. 

- непомерное удлинение и наличие отрицания.

Задачная формулировка

Точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся.

- несоответствие заявленному уровню;
- наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);
- ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;
- избыточность формулировки;
- использование формы представления результата, незнакомой учащимся.

Источник информации

 Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащихся по выполнению задания.

Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, а также информационные источники. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
Главное требование – учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме  того, источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица …) или сочетание отдельных видов информации

-  неоправданная громоздкость;
- использование источника, содержащего программный материал;
-  несоответствие возрасту;
- избыточность формулировки;
- недостаток информации.

Инструмент проверки

Определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично-верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной  или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено.
Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается  коммуникативная компетентность.
После того, как учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично-верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем. 

Бланк

Задаёт структуру предъявления результатов.


Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике.  Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать  основы компетенций. т. к. компетентностные задания направлены на:
•    формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении
•    развитие обще-учебных умений и навыков
•    формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности
•    развитие познавательного интереса учащихся
•    реализацию  принципа связи  обучения с жизнью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

Рекомендации по составлению развернутого плана (задание 28)

Рекомендации учащимся по решению задания 28 в ЕГЭ по обществознанию...

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии

Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....