Некоторые особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Сарычева Ольга Владимировна

Материал содержит советы по методике изучения темы "Уравнения" в 5 классе и  приложения для подготовки и проведения зачёта, подсказанные собственным опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.

По учебнику Н.Я. Виленкина  я преподаю математику много лет. Хочу поделиться некоторыми методическими наработками по теме «Уравнения». Возможно, эти  мелочи будут кому-то полезны.    

 Итак, пункт 10 учебника.                                                                                                                                                                                                                              № 375.        

               Уравнение (у+64)-38=48 решено двумя способами.  Рассмотрим один из них.

Сначала найдём неизвестное уменьшаемое    у+64 :

У+64=48+38,  у+64=86, а потом найдём неизвестное слагаемое  у:     у=86-64, у=22.

Для освоения такого способа учащиеся должны хорошо знать компоненты арифметических действий. Поэтому перед изучением темы необходимо провести подготовительную работу -  повторить теоретический материал (есть в учебнике).

 Кроме того, можно выдать памятки, как найти неизвестные компоненты (Приложение 1). Причём повторяем не только компоненты сложения и вычитания, но и (забегая вперёд) умножения и деления, так как всё это уже изучалось в начальной школе.

 На следующем уроке я провожу письменный  мини-зачёт на знание компонентов (Приложение 2).

После письменного опроса приступаем к решению уравнений, проговаривая  обязательно каждый этап решения, задаём вопросы и вслух отвечаем на них:

- Какое действие здесь выполняется последним?                                                                                                 –Вычитание.   (  на примере того же уравнения (у+64)-38=48  )                                                                                                                                                           -Называем компоненты вычитания.                                                                                                                                              –Уменьшаемое, вычитаемое, разность.                                                                                                                –Какой компонент неизвестен?                                                                                                                                    -Уменьшаемое.                                                                                                                                                                        –Как найти неизвестное уменьшаемое?                                                                                                            –Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.  

И так каждое уравнение. Когда ученик объясняет сам себе каждый свой шаг вслух, результат обучения лучше по сравнению с «молчаливым» решением. Поэтому на таких уроках хорошо использовать приём работы в парах.

Ещё одно наблюдение.  Полезно решать подобные уравнения,  используя цветные карандаши: обводим в рамку неизвестный компонент, слегка закрашивая его каким-нибудь цветом. Это даёт возможность абстрагироваться, увидеть уравнение по-другому. Кроме того, цвет несёт положительные эмоции, а сам процесс раскрашивания успокаивает, даёт возможность сосредоточиться на алгоритме решения.

В заключение хочу сказать, что у каждого учителя свои методические находки. Порой они очень похожи. Вполне вероятно, что изложенное выше больше  пригодится молодым.

Приложение 1                     

 

Слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Множитель × множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Делимое : делитель = частное

1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Множитель × множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Делимое : делитель = частное

1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Множитель × множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Делимое : делитель = частное

1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Слагаемое + слагаемое = сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Множитель × множитель = произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

Уменьшаемое – вычитаемое = разность

1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Делимое : делитель = частное

1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Приложение 2

  Вариант 1      Подпишите названия компонентов над числами:

3           +           5          =           8            

9         -             2           =       7

4             ×         8        =         32

  1.           :          7       =          5  

  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо _________________________________________ ______________________________________________________________________________
  2. Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________________________
  3. Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
  4. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ______________________________________________________________________________
  5. Чтобы найти неизвестное делимое, надо ________________________________________________________

  1. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо ________________ ________________________________________________________ ______________

  Вариант 2    Подпишите названия компонентов над числами:    

       12           -           7         =        5

8            +           2         =       10

3            ×           4         =       12

18          :            9         =        2

  1.  Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо _________________________________________________________________________
  2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ___________________________________________________________________________
  3. Чтобы найти неизвестный делитель, надо ___________________________________________________________________________
  4. Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
  5. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ____________________________________________________________________________

Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...

«Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9 классах»

Работа содержит теоретические аспекты обучению уравнений в 5-9 классах с использованием самостоятельной работы, методико-педагогические основы использования самостоятельной работы, как средства обучен...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов

Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...

Некоторые особенности содержания обучения одаренных детей

Какие учебные материалы можно использовать в работе с старшеклассниками....