Обобщение педагогического опыта за 2009-2014 г.г.
учебно-методический материал по теме

Обобщение педагогического опыта по теме: "Информационные технологии в практике работы учителя математики"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.rar2.94 МБ

Подписи к слайдам:

Обобщение педагогическогоопыта по теме:«Информационные технологии в практике работы учителяматематики»2014 г.
Цели педагогической деятельности1.Совершенствование преподавания математики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.2.Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе деятельностного подхода к обучению.3. Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.
Возникновение опыта относится к 2005-2006 уч. году, становление продолжается и сегодня.Условия реализации опыта:Учащиеся обучаются – на базовом уровне.
Педагог:ФИО: Почебутова Лариса Ильинична Стаж работы: 22 года Образование: высшее, окончила ИГПИ В 1991 году Специальность по диплому: математика и информатика Квалификация: учитель математики и информатики Категория: высшая, с февраля 2010 года Образовательное учреждение: МОУ СОШ №3, г. Усть-Кут
Актуальность и перспективность опыта:
Колоссальный объем информации и новых знаний по предметам математики и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения: загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения; желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;повышение интереса к овладению знаниями;организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.
Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:
Педагогическая идеяИспользование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить познавательную активность учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Цель педагогического опыта: создать условия для повышения мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза – применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.Объект реализации педагогической идеи: процесс обучения математике учащихся 5 – 11 классов с использованием ИКТ.Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: компьютер на уроке – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся.
Педагогическая идея опыта использования ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время. Обучение строится в зависимости от способностей учащегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности. Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.
Теоретическая база
Реализация педагогической идеи применения ИКТ на уроках построена на применении основных педагогических принципов:развивающего обучения;научности и посильной доступности;целеполагания и мотивации;сознательности и прочности усвоения знаний;самостоятельности и творческой активности;наглядности.
При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:частично – поисковый метод;метод проектов.интерактивный диалог;управление моделями, представляющими учебные ситуации;автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Повышение профессиональногоуровня
«Педагогические измерения» (ОГАОУ ДПО, г. Иркутск, 2010 г.)«Содержательные особенности ЕГЭ по математике» (ФГБОУ ВПО «ВСГАО», г. Усть-Кут, 2010-2011 г.г.)«Обновление содержания и методики преподавания математики» (ИИПКРО, г. Иркутск, 2011 г.)4. «Использование электронно-образовательных ресурсов в процессе обучения в основной школе по математике» (Академия АЙТИ, г. Москва, 2011-2012уч.г.).5. «Реализация требований ФГОС второго поколения при обучении математике». (ИДО ВСГАО, г. Иркутск, 2012-2013).6. «ФГОС: содержание и технологии введения» (ИПКРО, г. Иркутск, 2014 г.)
Всероссийские педагогические видеоконференции
Семинары
Участник регионального полимодального научно-методического семинара андрогогического взаимодействия – прошла стажировку в Головном Координационном Центре Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Иркутской области по проблеме «Образовательная среда, ориентированная на развитие самоактуализирующейся личности обучающегося и педагога», участвовала в реализации Мегапроекта министерства образования Иркутской области «Развитие государственно-общественного управления в образовании Иркутской области (2011-2012 г.г.)
В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ОГЭ, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности учащихся:поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у учащихся в решении различных задач по предметам;поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций; использование этих программ в модельных экспериментах;выбор оптимального решения по результатам экспериментов;отображение существенных связей и факторов между явлениями;приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.
Технология опытаДля создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся. При преподавании математики с использованием ИКТ ставлю следующие задачи:Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;Организовать поиск решения различными способами;Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу учащегося средствами ИКТ;Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.
Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном уроке с использованием ИКТ можно: усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам; организовать деятельностный подход в обучении; достичь привлекательности уроков; дифференцировать процесс обучения;проверить знания учащихся.
Из опыта работы
http://pedsovet.su (сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су)http://www.valeryzykin.ru (блог школьного учителя математики)http://arm-math.rkc-74.ru (автоматизированное рабочее место учителя математики)http://www.etudes.ru/ (математические этюды)http://www.valeryzykin.ru (компьютер школьного учителя математики)http://video-repetitor.ru (видео – репетитор подготовки к ЕГЭ) и др.
Из опыта работы
Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по математике используем ресурсы интернета (http://ege.yandex.ru/mathematics/ ЕГЭ по математике), выполнение тестов в режиме on-line на сайте mathege.ru позволяет учащимся проверить свои знания. Материалы данных сайтов использую на уроках, элективных и факультативных курсах, предлагаю учащимся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Из опыта работы

Использую при подготовке и проведении занятий электронные пособия по предмету и две коллекции: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/),Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Качество знаний по предметам

Результативность работы
Результативность работыкачество знаний по предмету
Учебный год
Выполнение
Средний балл
Максимальный балл
МОУ СОШ №3
Область
2011-2012
100%
36%
35,39%
48
2012-2013
100%
50,4%
44,8%
60
2013-2014
100%
44%
35,6%
60
Результаты ЕГЭ по математике
Учебный год
Выполнение
Средний балл
Максимальный балл
МОУ СОШ №3
Область
2011-2012
100%
36%
35,39%
48
2012-2013
100%
50,4%
44,8%
60
2013-2014
100%
44%
35,6%
60
Результаты ГИА по математике
Учебный год
МОУ СОШ №3
Область
 
Выполнение/ качество
Выполнение/качество
2011-2012
90% / 30%
82,5% / 35,5%
2012-2013
87% / 73%
87,9% / 47,71%
Организатор дистанционных конкурсов
Организатор дистанционных конкурсов
Участие школьников в дистанционных конкурсах
Международная математическая игра «Кенгуру- математика для всех».2. Всероссийская олимпиада по математике «Олимпус», «Альбрус».3. Всероссийский дистанционный конкурс по математике проекта «Инфоурок».4. Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок».5. VIII Международный конкурс «Новогодняя открытка»
cписок победителей и призёров
2009-2010 г.г.
2013-2014 г.г.

Катышевцева А.(8 класс, 2 результат)
Успешный ученик
Результативность работы
Муниципальный уровеньолимпиада по математике
«Кенгуру»
Катышевцева А.(6 кл.,1место в районе)
2010-2011 г.г.
2011-2012 г.г.
Томшин В. (6 кл., призер)
«Кенгуру»
Катышевцева А.(7 кл. 3 место в регионе)Новиков Е. (7 кл., 3 место в районе), Крючкова К.(8 кл., 4 место в районе)
Всероссийский конкурс по математике проекта «Инфоурок».
Титовец А. (6 кл, 1 место)Наумова Е.(5 кл., 1 место)Галыгин С.(5 кл., 2 место)Томшин В.(8 кл., 3 место)
Международный конкурс по математике проекта «Новый урок».
Титовец А. (6 кл, 3 место)Наумова Е.(5 кл., 2 место)Галыгин С.(5 кл., 2 место)Гомзякова Я. (5 кл. 3 место)
VIII Международный конкурс «Новогодняя открытка»Калачев П. (8 кл, 3 место)
Дистанционные конкурсы для учителей
II Международный Конкурс-тендер «IT-учитель года» в рамках IV Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (2013 г., 8 место).2. I Международная дистанционная общепедагогическая олимпиада для учителей «ФГОС в терминах и на практике» в рамках V Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» (2014 г., 14 место).
Муниципальные конкурсы для учителей
«Лучшая разработка урока, внеклассного мероприятия с использованиемЭОР» (I место)
Обобщение педагогического опыта
Выступление на заседанииях методических объединнений
2010-2011 г.г.1.В рамках аттестации проведен районный семинар для учителей математики «ИКТ-технологии в практике работы», урок по теме «Свойства степени с натуральным показателем» проведен с использованием электронного пособия.2011-2012 уч.г.2.Публикация методической разработки, размещение на сайте электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» материала: урок по теме «Решение логарифмических уравнений».3.Школьная методическая неделя: мастер класс по теме «Использование электронно-образовательных ресурсов».4. Представление методической разработки с использованием ЭОР по теме: «Параллельные прямые» на муниципальном уровне.2012-2013 уч.г.5. III Всероссийская научно-практическая конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»: статья по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики» (сертификат участника +печатная работа в сборнике конференции).
Обобщение педагогического опыта
Выступление на заседанииях методических объединнений
6. V Всероссийская научно-практическая конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»: статья по теме «Активизация творческой деятельности на уроках математики» (сертификат участника +печатная работа в сборнике конференции).
Внеклассные формы работы по предмету
Своя игра
Брейн -ринг
Помогите Золушке
Исследовательская деятельность школьников

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Самоанализ педагогической деятельности за 2009 - 2014 г.г.

Материал представляет собой систематизацию и обобщение педагогического опыта педагога....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...