Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Козина Наталья Александровна

Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего количества мальчиков.  Данный урок относится к типу урока-обобщения и закрепления знаний и, проведен в виде обсуждения проблемы ответом на поставленный вопрос с элементами личностно ориентированного урока. В начале урока была поставлена цель, задачи. В ходе урока видно преобладание учебных заданий продуктивного характера, что четко прослеживается в  подборе и  в подготовке информации о содержании и химическом составе сигаретного дыма, вдыхаемого курильщиком и, конечно же, окружающими людьми, которых называют «пассивными курильщиками». Так же была проведена анкета, результаты которой я свела в диаграммы, чтобы заинтересовать учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._otnosheniya.docx779.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБУОШИ  «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Методическая разработка урока математики 

 

Урок – проблема 

6 класс

Козина Наталья Александровна,

учитель математики,

первая квалификационная категория

                                                                                       

с. Новый Порт

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Форма проведения:  урок-проблема с постановкой вопроса «Жить или курить?»

Цели урока:  

 I. Обучающие:

  1. Способствовать грамотному усвоению темы «Отношения. Решение задач на проценты» на примеpax решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся  к изучению учебного материала «Отношения. Проценты».

Знания, умения, навыки:

- Отрабатывать навыки учащихся рациональному решению задач и примеров.

      - Знание понятийного аппарата учащихся: проценты, отношения.

- Уметь применять полученные знания в процессе решения задач.

 II. Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в выполнении работ.
  2. Воспитывать личностные качества: взаимопомощи, целеустремленности, находчивости.
  3. Продолжать формировать навыки работы у доски.
  4. Преодоление неуверенности в своих силах.
  5. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современной жизни «Жить или курить?»
  6. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения,  понятии «здоровый образ жизни».

 III. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся интерес к предмету с помощью разнообразных видов учебных занятий.
  2.  Формирование наблюдательности, внимания.
  3. Развивать устную и письменную речь.
  4. Помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.

Задачи: 

1.  Организовать  деятельность   учащихся   по  обобщению   знаний  и способов деятельности при закреплении умения решать задачи;

2. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

3. Развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

4. Показать учащимся связь математики с другими науками: химией, биологией, валеологией.

Оборудование урока:  мультимедиа проектор, карточки с заданиями.

Подготовка к уроку: предварительное анкетирование учащихся (Приложение 1),  учащиеся готовят небольшие сообщения о вреде курения, создание презентации (Приложение 2).

Структура урока:

1.

Организационный момент.

1 мин.

2.

Вводное слово учителя.

3 мин.

3.

Устные упражнения

5 мин.

4.

Решение задач

а) задача №1 о вредных веществах в табачном дыме.

б) задача №2 о курящих школьниках

в) задача №3 о продолжительности жизни

г)  задача №4 о новорожденном ребенке(сам.работа)

д) задача №5  о росте курящих

25 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5мин

5.

Постановка домашнего задания

2 мин.

6.

Итог урока

4 мин.


ХОД  УРОКА

Эпиграф:  Наше будущее -  здоровое будущее без вредных привычек,

 одной из которых является пагубная привычка - курение.

  1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему человечества - наше будущее, здоровое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка - курение.

С вами было проведено анкетирование по вопросам (анонимно):

Вопросы анкеты:

  1. Укажите ваш пол:

а)  жен.       б)   муж.

  1. Кто курит в семье?

а) папа     б) мама     в) брат     г) сестра   д) никто

  1. Куришь ли ты?

а) да     б) нет

  1.  Пробовал ли?

а) да       б) нет

5. Нравится ли тебе курить? (если куришь)

 а) да       б) нет

6. Нравятся ли тебе курящие люди?
а) нравятся  б) не нравятся    в) все равно

В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.

Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытается ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Отношения. Решение задач на проценты». (Слайды 1, 2).

II. Устный счет

Проведем «зарядку для ума». Учащиеся отвечают с места (Слайд 3):

 А) Прочитать число и представить в виде процента. На доске записан ряд чисел (дробей): 0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; 3/4; 0,017, 3 : 100.

Б) Следующий ряд чисел - процент представить в виде дроби: 13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%.

В) Фронтальный опрос по вопросам: отношения, нахождение дроби от числа, нахождение числа по дроби, процент.

III. Решение задач.

У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме ( слайд 4.) 

Задача №1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет  часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет  от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.

Показываются формулы химических веществ (слайд 5): СО - окись углерода; HCN - синильная кислота;

                        Слайд 5

У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно. Решение проверяется по презентации ( слайды 6, 7).

                Слайд 6

  1. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Приведите пример. Обсуждение. Ученики отвечают на вопрос и  приводят примеры заболеваний  легких, сердца, печени, болезни ног ( слайд 8).

                        Слайд 8

Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят? Из ответов учеников делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».

4. Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. Ученики делают краткие сообщения (слайд 9).

Задача №2.Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков -60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек. Какую часть курящие мальчики составляют от всех курящих учеников? Ответ округлить до сотых, выразить в процентах. Задачу решают самостоятельно. У доски решает 1 ученик. Ответы сравнивают,  сверяют с тем, что решено у доски.  (Ответ: 518 курящих, 52% курящих мальчиков).

Вывод. Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность,  неуравновешенность,  из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Давайте посмотрим на результаты вашего анкетирования  (слайды 10, 11).

5. Устная работа. Обсуждение.

Статистика. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 - 5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько

учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному? Сообщения учащихся.

Вывод: Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

6. Задача на карточках. Один ученик у доски зачитывает условие, записывает краткую запись и решает.  Остальные решают самостоятельно.

Задача №3.  (Слайд 12)

Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. (Ответ: 47,6 года). Обсуждение, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.

  1. Как вы думаете, кто является примером для подражания для тех, кто начинает курить?
    (На данном этапе можно огласить итоги анкетирования по вопросу «Кто курит в семье?», проведенного в данном классе. Слайд № 13).

Ученики: В первую очередь - взрослые и, конечно же, родители. Поэтому, нужно бороться с вредными привычками наших родителей. Известно, что дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

8. Самостоятельная работа. Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, родители которого курят. (Слайды 14, 15)

Задача №4.Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать - меньше на 300г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама;

Ответ округлите до сотых (=4%, =9%)

На местах самостоятельно решают по вариантам: 1-й вариант - а), 2-й вариант - б). Обсуждение и высказывание мнений учащихся.

Ученики: Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

9. Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения.) Во всем мире в настоящее время ведется борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте, в общественных местах. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего работника.

Знаете ли вы, что если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 32 ошибки.

10. Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе этого факта. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека.

Задача № 5.  (слайды 18, 19).Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 2010 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40, ну а к  началу 2014 года - мужчин 90 человек, женщин - 45. На основе полученной информации задается вопрос задачи для решения по вариантам

Вопрос. Определить количество курящих на конец 2007 года. (Ответ округлить до целого числа). (Проверяют коллективно, сравнивают с презентацией.)

Обсуждение - вывод ученика на основе полученных данных.

IV. Постановка домашнего задания. (Домашнее задание раздается на листах.)

(Слайд 16) Решить любые 3 задачи, чтобы получить отметку «5», на «4» - 2 задачи, на «3» - 1 задачу.

№1. Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 рублей, ежемесячная зарплата 8 500 руб. (в месяце 30 дней)

№2. После курения 1 сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50–100 мг).

№3. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 51$ ниже, чем некурящим. Заработная плата – 340$. На сколько процентов меньше заработная плата курящих, чем у некуряших?

№4. До 1час 12мин рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч. Сколько процентов занимает работа курящего от работы некурящего?

V. Подведение итогов.

 Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошел в конце 90-х годов в  Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание - рак легких. На основании решения суда, компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».

На этом у нас все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки - жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому. Предлагаются ответы на поставленные учителем вопросы, результаты анкетирования по вопросу: «Как ты относишься к курящим людям»  (Слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс

Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"...

Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"

Урок по физике в 11 классе  по теме «Методы  решения задач по теме   «Определение фокусного расстояния линзы» при...

Методическая разработка по теме "Решение задач экономического содержания на уроках математики" для учащихся коррекционных школ 8 вида.

Составным элементом экономического воспитания является формирование у учащихся уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Учащиеся должны осознавать, что все ок...

Методическая разработка по теме: «Решение задач на размещения, сочетания и вероятность» (11 класс)

В методической разработке подобраны задачи на размещения, сочетания и вероятность....

Методическая разработка семинара – практикума «Решение задач по теме «Первое начало термодинамики» в 10 классе

Семинар – это такая форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации, обеспечивающая активное участие всего класса в...

Методическая разработка по математике "Решение задач на проценты", 6 класс

Методическая разработка по математике "Решение задач на проценты", 6 класс...