факультатив по математике для 5 класса
элективный курс по алгебре (5 класс) на тему

Суровнева Валентина Михайловна

разработка факультатива по математике"За страницами учебника математики" для 5 класса...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult_5kl_-surovneva.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                  Рекомендовано:                                                    Согласовано:                               

методическим объединением учителей                                 зам.директора по научно-

                                                                                                    методической работе

_________________________________                               _____________________________

Протокол №____________                                                      от«_______»______________20____г.                                «______»______________20___г.

Рабочая учебная программа

факультатива по математике

для 5 класса на 2012-2013 учебный год

                                                                                                  

                       

                       

                               

                                                              Составитель учебной программы-

                                                                  Суровнева Валентина Михайловна,

                                     учитель математики.

Пояснительная записка

 Данная программа направлена на развитие у обучающихся интереса к сложной математической науке, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, для обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.

 Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий.

Принципы построения занятий:

- доступность;

- индивидуальность;

- преемственность;

- результативность.

Формы и методы проведения занятий:

- учебное исследование;

- игра;

- соревнование;

- конкурс;

- мастерская;

- «путешествия в прошлое».

Данная программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5 классов и соответствует уровню их образования.

Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его.

Цель программы дополнительного образования: создание условий для развития личности ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи: сохранение и развитие познавательного интереса к математике;  выявление и развитие индивидуальных математических способностей обучающихся; воспитание культуры общения: сотрудничества, сопереживания, само- и взаимоуважения.

Отличительными особенностями данной образовательной программы являются: интересное и разнообразное математическое содержание за рамками ФГОС, нестандартные приёмы проведения занятий, активные формы и методы, индивидуальный подход к каждому ребёнку независимо от его математической подготовки и педагогическая поддержка обучающихся.

Программа реализуется в 5 классе в течение одного учебного года (35 часа). Занятия с группой обучающихся проводятся 1 раз в неделю, согласно расписанию.

Ожидаемые результаты:

- сохранение и развитие познавательного интереса к математике;

- создание условий для творческой самореализации ребёнка (проверяется через участие в предметных конкурсах, олимпиадах, индивидуальных творческих проектах);

- перенос эмоционального благополучия ребёнка с занятий кружка на учебную деятельность.

Программа предусматривает два открытых (для родителей, педагогов, других обучающихся) итоговых двухчасовых занятия (в первом и во втором полугодиях) в игровой, соревновательной форме, выставки творческих работ.

Никакие отметки в течение всего учебного года не предусмотрены. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания творческого характера предлагаются только для желающих обучающихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны:

знать:

  • геометрические фигуры;
  • определение ребуса, головоломки, загадки;
  • старые русские меры;

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п\п

Изучаемый материал

кол-во

часов

1

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики.

Сложение, вычитание натуральных чисел.

Занимательные ребусы, головоломки, загадки.

1

1

1

2

Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), их свойства.

Геометрические головоломки со спичками.

Геометрические расчеты на Бородинском поле

1

1

1

3

«Магические» фигуры, числа

1

4

Развитие вычислительной культуры.

Организация устного счёта: некоторые приёмы, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.

1

2

5

Задачи на «переливание».

1

6

Задачи на взвешивание.

1

7

Задачи на "движение"

2

8

Логические задачи.

3

9

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

2

10

Олимпиадные задачи различного уровня.

3

11

Метрическая система мер.

Старые русские меры.

Как измеряли в древности.

1

1

1

12

Меры длины, времени, веса в задачах повышенной сложности.

1

13

Простейшие комбинаторные задачи. Комбинации и расположения.

2

14

Математические игры, конкурсы

7

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

13. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

14. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

 15. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.