Математическая увертюра
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Дудина Татьяна Владимировна

"Математическая увертюра" первый урок в теме "Доли и дроби" 5 класс Г.К. Муравина, О.В. Муравиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_uvertyura.docx53.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгтДаровской Кировской области

Математическая увертюра

учебное занятие в 5 классе разработала и провела учитель математики Дудина Т. В.

2015 год



Тема: Доли

Место урока в теме: первый урок в теме «Доли и дроби»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

формирование представлений о доле как части целого, умений        находить долю от целого и целого по его доле через систематизацию знаний и решение задач

Задачи:

образовательные:

  • Сформировать понятие доли как части целого через использование личностного опыта учащихся
  • Сформировать умение графически интерпретировать понятия половина, треть, четверть и т.д.
  • Научить решать задачи на нахождение доли от целого и целого по его доле

развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся
  • Расширять кругозор учащихся
  • Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся
  • Развивать умение видеть взаимосвязь между предметами (математика, музыка, русский язык)

воспитательные:

  • Создать условия для формирования доброжелательного отношения внутри коллектива
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к математике

Оборудование: компьютер, проектор, модели для каждого ученикакруг из цветной двусторонний бумаги желтого цвета, информационный лист с лексическим значением музыкальных терминов

Этапы урока:

Организационный

Актуализация знаний

Целеполагание

Открытие новых знаний

Первичное закрепление

Рефлексия

Подведение итогов урока

Инструктаж по домашнему заданию


Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный

Проверка готовности к уроку        

Настрой на учебную деятельность

2

Актуализация знаний

  • Предлагает выполнить задания устно:
  1. Сравните числа, расскажите, каким правилом сравнения вы  пользуетесь

2406 и 2409

589 и 1200

145 и 146

а и с ( см. рис)

    0       а      1      с

  1. Вычислите

456 – 31 – 69              482 + 177 + 18

874  99 + 874             25  78  40

  1. Выразите

11 дм=…см         2 ч=…мин

3 кг= …г             13 м=…см

а ц=…кг              х m=…кг

Дети выполняют задания:

  • Сравнивают числа
  • Вычисляют, применяя законы действий
  • Повторяют единицы измерения длины, массы, времени

3

Целеполагание

  • Демонстрирует видеоролик (без звука)

(см приложение 1)

После просмотра беседа по вопросам:

Что делают звери?

На что делят апельсин?

- В математике равные части называют доли

- Тема урока «Доли».

А что будем изучать в теме «Доли»

  • Совместно с учащимися ставит цель и задачи урока.

Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

Делят апельсин.

Делят на части, на дольки.

Примерные ответы:

что такое доли,

где встречаются,

зачем нужны,

будем решать различные примеры и задачи.

Оформляют работу в тетради (число, тема «Доли»), оставляя дополнительно пустую строку

4

Открытие новых знаний

- Доли образуются при делении целого на равные части.

- Как называются доля, если целое  разделить  

на 2 части?

на 3 части?

на 4 части?

на 5 частей?

на 6 частей?  …

- Слова половина, треть, четверть существуют, но смешных слов «пятерть, шестерть» не существует. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая» и т.д.

- А бывает «сотая», назовите сотую часть рубля.

  • Предлагает в парах выполнить задание  с последующей проверкой, № 366 (текст заданий см. приложение 2).

Корректирует при необходимости ответы учащихся.

  • Предлагает фронтально выполнить задания

 № 368, 369

  • Предлагает

1) изобразить в тетради отрезок длиной 6 см, а затем изобразить отрезок, равный

  • Половине этого отрезка;
  • Трети этого отрезка;
  • Четверти этого отрезка;
  • Шестой части исходного отрезка.

2) Сравнить полученные части отрезка.

Помогает сделать вывод по сравнению частей отрезка

  • Предлагает решить обратную задачу:

По части построить целый отрезок, от которого взята целая часть. № 371.

  • Подводит итог решения двух задач (прямой и обратной), организуя фронтальную работу по следующим вопросам

1) Что общего и чем отличаются задания № 370 и № 371?

2) Как найти долю от целого?

3)Как найти целое по его доле?

  • Предлагает реализовать план поиска доли от целого и целого по его доле  при решении задач № 372 (1, 3, 5)

Ответы:

 половина

 треть

 четверть

пятерть (могут быть и такие ответы)

шестерть

1 копейка

Выполняют № 366 письменно в тетрадях, работая в парах.При фронтальном обсуждении выполнения заданий с классом ученики проверяют правильность своих ответов.

Выполняют устно № 368, 369, обосновывают свои ответы.

Строят отрезки заданной длины (№ 370)

Сравнивают части отрезка 6 см, делают вывод:

Чем больше частей, на которые делится отрезок, тем меньше сама часть. (шестая часть самая маленькая из построенных отрезков, а вторая часть самая большая)

Строят отрезки по заданию № 371

Примерные ответы:

  1. В каждой задаче отрезок и его часть.

В одной: известна длина отрезка, нужно найти длину его части;В другой: известна длина части отрезка, нужно найти длину всего

  1. С помощью деления;
  2. С помощью умножения

Составляют план решения каждого типа задач.

Решают задачи по действиям с пояснениями

5

Первичное закрепление

- А где вы еще встречали дроби?

При необходимости подводит к связи доли - ноты

- Примером применения долей является нотная запись в музыке.

  • Демонстрирует на экране изображение и название нот

(работа со слайдами, приложение 3)

Целая

Половинная

Четвертная

Восьмая и т.д.

- Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

- Что значит записать ноты, а как их читать?

- Условной записью показывают длительность ноты.

Покажите  на «модели»               длительность нот

Целой

Половинной

Четвертной

Восьмой

Шестнадцатой

- Мы работали с моделью, а на что она похожа?

- Покажите на модели

целый блин;

половину блина;

четверть блина;

восьмую блина;

шестнадцатую блина.

- А шестнадцатая часть блина – это много?

Разделимся на 4 группы (по рядам)

1 группа – демонстрирует целый блин

2 группа – половину

3 группа – четверть

4 группа – шестнадцатую часть блина.

А теперь споем, о том что демонстрируем

Будем петь, пользуясь подсказкой – моделью

(модель, демонстрирует и «текст», и длительность исполнения текста):

1 группа – блин

2 группа – полблина

3 группа – четверть блина,

- А что петь 4 группе? Шестнадцатая часть блина?

- Мы сравнивали части блина. Шестнадцатая часть блина – это очень мало, поэтому 4 группа поет

 «Нет блинов, одна сметана».

А сколько раз они должны спеть свою партию, пока 1 группа поет «Блин».

- Верно, 8 раз.

Молодцы!

Дети дают различные ответы. В том числе ноты

 демонстрируют целый круг

 сгибают модель пополам

 сгибают еще пополам

 сгибают еще пополам

 сгибают еще пополам

Различные ответы, среди них «блин».

- Очень мало.

Организуются  в 4 группы

Поют по группам

1 группа – блин

2 группа – полблина

3 группа – четверть блина,

Поют вместе, вступая последовательно, пользуясь подсказкой – моделью:

так что пока 1группа поет «блин», 2 группа споет два раза свою фразу. А 3 группа  успевает 4 раза спеть свои  слова

 ???

- Восемь раз?

Поют:

Начинает 1группа

- Блииин

Присоединяется 2 группа (звучит одновременно):

- Блииин  + полблина, полблина

Присоединяется 3 группа:

- Блииин  + полблина, полблина + четверть блина, четверть блина, четверть блина, четверть блина

Присоединяется 4 группа …

6

Рефлексия

  • Предлагает расправить модель
  • Предлагает детям оценить свою работу на уроке ис помощью модели показать оценку:

Демонстрируют оценку своей работы с помощью модели

Мне было все понятно на уроке,

со всеми заданиями я справился

Мне нужно еще поработать, так

 как есть вопросы  мне непонятные                          

7

Поведение итогов

- Ребята, мы отлично потрудились, но есть незаполненная строка в нашей работе.

- Возьмите, пожалуйста, информационные листы (приложение 4)

- Звучалали рапсодия на уроке?

- А что такое увертюра?

Подумайте, какое из лексических значений можно отнести к нашему уроку.

Совместно с детьми формулирует вывод:

Самостоятельное произведение – это урок сегодня.

И он является вступлением к изучению новой большой  темы «Дроби»

«Концертная увертюра» - читаем мы в примерах информационного листа, а как назвать наш урок  - … увертюра

Запишите название урока

Знакомятся лексическим значением музыкальных терминов

Да, можно назвать рапсодией то, что мы пели.

Читают информационный лист:

  1. Музыкальное вступление к опере, балету,кинофильму.
  2. Самостоятельное музыкальное произведение для оркестра в одной части.(Концертная увертюра)

Математическая увертюра

Записывают в пустую строку название урока «Математическая увертюра»

8

Инструктаж по домашнему заданию

- Выполнить решение задач № 372 (2, 4, 6)

- Решить задачи по действиям с пояснениями,

затем записать решение выражением

- выучить лексическое значениеслов «увертюра» и «рапсодия»

- знать  строение целой ноты

Записывают в дневник



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрическая увертюра на тему геометрии

Данная работа позволяет кратко ознакомить учащихся:1) с новым для них предметом,2) с историей развития науки геометрии,3) с основными геометрическими фигурами на плоскости,4) с основными геометрически...

Мастер-класс "Увертюра П.И. Чайковского 1812 год".

Мастер - класс "Увертюра П.И. Чайковского 1812 год" разработан в рамках конкурса работ "Династия Романовых и культурное наследие России". Данный материал может быть использован на уроке Основ правосла...

Увертюра 1812 год

Подросткам всегда сложно слушать классическую музыку, данная работа поможет увлечь школьников во время слушания музыки и понять замысел композитора...

Урок в 6 классе по музыке Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Утёс

6 класс Урок № 25Дата проведения: 15.04.2017Тема учебного раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний Форма урока: Урок-размышлениеТема уро...

«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Урок музыки для обучающихся 6 класса...