Урок в 6 классе по музыке Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Утёс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

 

6 класс

Урок № 25

Дата проведения: 15.04.2017

Тема учебного раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки

Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний

Форма урока: Урок-размышление

Тема урока: Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"

Художественное название урока: «Две любви – две повести»

Проблемный вопрос: Что есть любовь?

Музыкальное содержание урока: Пётр Ильич Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Серафим Туликов Песня «Не повторяется такое никогда» Владислав Яковлевич Бобров Романс, посвященный княгине Гагариной

Цель урока: раскрыть идеи жизнеутверждающей силы любви и разрушительной силы вражды, через средства музыкальной выразительности на примере увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.

Планируемые результаты: Предметные: продолжить знакомить учащихся с жанром программной увертюры, показать процесс формирования образов литературы и музыки на примере трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетты» и одноимённой увертюры-фантазии П.И. Чайковского, выявлять различные виды контраста как основного приёма развития симфонической музыки, ознакомиться с образами увертюры, охарактеризовать их особенности и рассмотреть их в развитии; находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства, воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыкального и литературных произведений, уметь сопереживать их главным героям; познакомиться с произведениями крымских композиторов; знать понятия: увертюра, программная музыка, строение сонатной формы.

 

Метапредметные: способствовать развитию музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; расширять представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Личностные: формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе

 

Ресурсы: презентация урока, словарь эмоциональных терминов, портрет П.И.Чайковского, портрет В.Я. Боброва

Эпиграф урока: «Любовь – это всё. И это всё, что мы знаем о ней!» Эмили Дикинсон

 

Композиция

(этапы урока)

Ход урока

Вступление, экспозиция

Стартовая рефлексия. Озвучивание музыкального содержания урока.

Учащиеся входят в класс под звучание фрагмента увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского

Сегодня наша с вами встреча поможет ответить на вопрос: что есть Любовь? Мы попытаемся разрешить проблему, обращаясь к музыке композиторов разных эпох, но объединённой одной общей темой.

Определить тему урока вам помогут опорные слова: доброта, нежность, преданность, вражда, ненависть, любовь

Разработка

Актуализация опорных знаний с помощью стимулирующего приёма «Магический кристалл»

1. Кто изображён на портрете? (В. Шекспир)

2. Какое произведение этого автора явилось основой для создания произведений других жанров? (Ромео и Джульетта)

3. Где жил автор? (Англия)

4. В каком веке? (16-17в.)

5. Какие разделы составляют сонатную форму, а какие форму рондо?

 

Творческое задание «Магия Слова»

Группа хронографов Ученик 1: Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.
Ученик 2: Уильям Шекспир — знаменитый английский драматург, жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, в конце 16 – начале 17 веков. Эпоха Возрождения - время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, чем в эпоху Средневековья. Шекспир был незнатного рода, сыном ремесленника, образование получил лишь начальное, но был очень талантлив, обладал поэтическим даром. Но только после его смерти стали осознавать гениальность его произведений.

Группа исследователей Ученик 3: Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее программное произведение. Программное произведение – это произведение, в основе которого заложен сюжет из реальных событий истории и современности. Ученик 4: Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем. Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом

Слушание музыки. Звучат фрагменты увертюры-фантазии. Дети выбирают описание, соответствующее музыке. (Начинается увертюра с сумрачного вступления спокойного характера. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра. Вступление переходит в экспозицию, где главная партия начинается энергично, порывисто с синкопированным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами — образ Вражды. Широкая, напевная мелодия - это побочная партия, в которой воплощён образ Любви. Мелодия светла, изящна, чиста. Так выражен контраст образу Вражды)

Анализ музыкального произведения. Творческое задание «Магия Цвета и Формы» Звучит Тема Любви. Обучающиеся рисуют, а затем описывают свои работы.

 

Кульминация

Разрешение проблемы. Включение регионального компонента. Ученик 5. А вы знаете, что и в нашем краю были истории о любви: князя Александра Гагарина и княжны Гагариной. На мысе Плака, в живописнейшем уголке Южного берега Крыма, возвышается дворец, напоминающий средневековой замок, с родовым гербом князей Гагариных над главным входом и латинской надписью: «В древности – сила». Сказочный дворец построила княгиня Гагарина в память о своем погибшем муже, как напоминание о красивой и грустной любви, вспыхнувшей в сердце русского генерала в ответ на чистое чувство юной грузинской княжны. Ученик 6. Всего три года красавица Анастасия (Тассо) из древнего рода Орбелиани была женой князя Александра Гагарина, бывшего адъютанта графа Воронцова, генерал-губернатора Кутаиси. В Грузии, где они проживали, царили неспокойные времена, Александр был застрелен. Переживая утрату, молодая вдова несколько месяцев не выходила из своей комнаты. Затем, чтобы окончательно не потерять рассудок, в 1857 году уехала в Кучук-Ламбат – крымское имение мужа, где он мечтал построить для нее прекрасный рыцарский замок у моря. Анастасия Давидовна Гагарина жила уединенно, никогда больше не выходя в свет. Ученик 7. В 1902 году, когда ей исполнилось 70 лет, княгиня приступила к воплощению мечты Александра - строительству готического замка-двореца. Проектом занимался известный ялтинский архитектор Николай Краснов, и в 1907 году строительство было закончено. В тот же год княгиня Гагарина умерла, сразу после завершения строительства. Сто лет спустя перед дворцом была установлена скульптура «Памяти Любви». Бронзовый образ Анастасии Гагариной, выполненный заслуженным скульптором Украины Виктором Гордеевым, как бы обращен к замку-мечте, где ей так и не пришлось испытать счастье с любимым. Сейчас дворец занимает санаторий «Утес».

Слушание романса крымского композитора Боброва Вячеслава Яковлевича, посвященного этой истории любви.

Показ и разучивание песни. Дыхательные упражнения, распевание на одном звуке (в пределах кварты вверх и вниз). Беседа о содержании и разучивание песни С.Туликова «Не повторяется такое никогда»

Реприза

Рефлексия. Дети сами формируют вопрос и с помощью приёма «Магический кристалл» задают вопрос тем ребятам, от которых хотели бы услышать ответ.

Кода

Итог урока. Учитель: Так что же такое любовь, как вы думаете? (Ответы учащихся) Сегодня вы все молодцы и умнички! Мне остается только похвалить вас за активную работу и внимательность! До новых творческих встреч! Дети: Любовь - это трепетное чувство, созидающая сила! Мы совершили увлекательное путешествие к Южному Берега Крыма!

Вывод: Миром правит любовь!

Оценка учебной деятельности учащихся на уроке

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


  1. 6 класс
  2. Урок № 25
  3. Дата проведения: 15.04.2017
  4. Тема учебного раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки                                                                            
  5. Тип урока: Урок изучения и закрепления знаний 
  6. Форма урока: Урок-размышление
  7. Тема урока: Программная увертюра. Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"                                                                          
  8. Художественное название урока: «Две любви – две повести»
  9. Проблемный вопрос: Что есть любовь?
  10. Музыкальное содержание урока:                                                                                                                                         Пётр Ильич Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"                                                                          Серафим  Туликов  Песня «Не повторяется такое никогда»                                                                                               Владислав Яковлевич Бобров Романс, посвященный княгине Гагариной
  11. Цель урока: раскрыть идеи жизнеутверждающей силы любви и разрушительной силы вражды, через средства музыкальной выразительности на примере увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.

Планируемые результаты:                                                                                                                               Предметные:  продолжить знакомить учащихся с жанром программной увертюры, показать процесс формирования образов литературы и музыки на примере трагедии  В.Шекспира  «Ромео и Джульетты» и одноимённой увертюры-фантазии П.И. Чайковского, выявлять различные виды контраста как основного приёма развития симфонической музыки, ознакомиться с образами увертюры, охарактеризовать их особенности и рассмотреть их в развитии;  находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства, воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыкального и литературных произведений, уметь сопереживать их главным героям;  познакомиться с произведениями крымских композиторов;    знать понятия: увертюра, программная музыка, строение сонатной формы.    

  1. Метапредметные: способствовать развитию музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; расширять представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Личностные: формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории; личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе                                                                                                                          

  1. Ресурсы: презентация урока, словарь эмоциональных терминов, портрет П.И.Чайковского,                       портрет В.Я. Боброва
  2. Эпиграф урока: «Любовь – это всё. И это всё, что мы знаем о ней!» Эмили Дикинсон
  1. Композиция
  2. (этапы урока)
  1. Ход урока 
  1. Вступление, экспозиция
  1. Стартовая рефлексия. Озвучивание музыкального содержания урока.
  2. Учащиеся входят в класс под звучание фрагмента увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского
  3. Сегодня  наша с вами встреча поможет ответить на вопрос: что есть Любовь? Мы попытаемся разрешить проблему, обращаясь к музыке композиторов разных эпох, но объединённой одной общей темой.
  4. Определить тему урока вам помогут опорные слова: доброта, нежность, преданность, вражда, ненависть, любовь
  1. Разработка
  1. Актуализация опорных знаний с помощью стимулирующего приёма «Магический кристалл»
  2. 1. Кто изображён на портрете? (В. Шекспир)
  3. 2. Какое произведение этого автора явилось основой для создания произведений других жанров? (Ромео и Джульетта)  
  4. 3. Где жил автор? (Англия)
  5. 4. В каком веке? (16-17в.)
  6. 5. Какие разделы составляют сонатную форму, а какие форму рондо?

  1. Творческое задание «Магия Слова» 
  2. Группа хронографов                                                                                                      Ученик 1: Это легенда о любви двух юных героев, которые происходят из двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Из-за родовой вражды, которая длится уже не одно поколение, герои не могут быть вместе. Все заканчивается их трагической смертью.
    Ученик 2: Уильям Шекспир — знаменитый английский драматург, жил за 200-ти лет до П.И. Чайковского, в конце 16 – начале 17 веков. Эпоха Возрождения - время большой творческой свободы и в науке, и в искусстве, чем в эпоху Средневековья. Шекспир был незнатного рода, сыном ремесленника, образование получил лишь начальное, но был очень талантлив, обладал поэтическим даром. Но только после его смерти стали осознавать гениальность его произведений.
  3. Группа исследователей                                                                                                                                                  Ученик 3: Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее программное произведение. Программное произведение – это произведение, в основе которого заложен сюжет из реальных событий истории и современности.                                                                                        Ученик 4: Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем. Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом 
  4. Слушание музыки.                                                                                                          Звучат фрагменты увертюры-фантазии. Дети выбирают описание, соответствующее музыке.                                                                                                                                    (Начинается увертюра с сумрачного вступления спокойного характера. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра. Вступление переходит в экспозицию, где главная партия начинается энергично, порывисто с синкопированным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами — образ Вражды. Широкая, напевная мелодия - это побочная партия, в которой воплощён образ Любви. Мелодия светла, изящна, чиста. Так выражен контраст образу Вражды)                                                                           

Анализ музыкального произведения.                                                                              Творческое задание «Магия  Цвета и Формы»                                                                                                                                                                                                     Звучит Тема Любви. Обучающиеся рисуют, а затем описывают свои работы.                                                      

  1. Кульминация

Разрешение проблемы. Включение регионального компонента.                   Ученик 5.  А вы знаете, что и в нашем краю были истории о любви: князя Александра Гагарина и княжны Гагариной.                                                                                     На мысе Плака, в живописнейшем уголке Южного берега Крыма, возвышается дворец, напоминающий средневековой замок, с родовым гербом князей  Гагариных над главным входом и латинской надписью: «В древности – сила». Сказочный дворец построила княгиня Гагарина в память о своем погибшем муже, как напоминание о красивой и грустной любви, вспыхнувшей в сердце русского генерала в ответ на чистое чувство юной грузинской княжны.                                                                                                          Ученик 6.  Всего три года красавица Анастасия (Тассо) из древнего рода Орбелиани была женой князя Александра Гагарина, бывшего адъютанта графа Воронцова, генерал-губернатора Кутаиси. В Грузии, где они проживали, царили неспокойные времена, Александр был застрелен. Переживая утрату, молодая вдова несколько месяцев не выходила из своей комнаты. Затем, чтобы окончательно не потерять рассудок, в 1857 году уехала в Кучук-Ламбат – крымское имение мужа, где он мечтал построить для нее прекрасный рыцарский замок у моря. Анастасия Давидовна Гагарина жила уединенно, никогда больше не выходя в свет.                                                      Ученик 7.  В 1902 году, когда ей исполнилось 70 лет, княгиня приступила к воплощению мечты Александра - строительству готического замка-двореца. Проектом занимался известный ялтинский архитектор Николай Краснов, и в 1907 году строительство было закончено. В тот же год княгиня Гагарина умерла, сразу после завершения строительства. Сто лет спустя перед дворцом была установлена скульптура «Памяти Любви». Бронзовый образ Анастасии Гагариной, выполненный заслуженным скульптором Украины Виктором Гордеевым, как бы обращен к замку-мечте, где ей так и не пришлось испытать счастье с любимым. Сейчас дворец занимает санаторий «Утес».

Слушание романса крымского композитора Боброва Вячеслава Яковлевича, посвященного этой истории любви. 

Показ и разучивание песни.                                                                                                                         Дыхательные упражнения, распевание на одном звуке (в пределах кварты вверх и вниз). Беседа о содержании и разучивание песни  С.Туликова                     «Не повторяется такое никогда»                                                                                                                 

  1. Реприза

Рефлексия.                                                                                                                                               Дети сами формируют вопрос и с помощью приёма «Магический кристалл» задают вопрос тем ребятам, от которых хотели  бы услышать ответ.

  1. Кода

Итог урока.                                                                                                                       Учитель: Так что же такое любовь, как вы думаете? (Ответы учащихся)                                                                    Сегодня вы все молодцы и умнички! Мне остается только похвалить вас за активную работу и внимательность! До новых творческих встреч!                        Дети:  Любовь - это трепетное чувство, созидающая сила! Мы совершили увлекательное путешествие к Южному Берега Крыма!                                               

Вывод: Миром правит любовь!                  

Оценка учебной деятельности учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 8 класс-Искусство (Музыка), тема"Портрет"

Урок посвящён знакомству с жанром портрета  - 8 класс...

Интегрированный урок 8 класс (литература-музыка) "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Интегрированный урок  (литература - музыка) для обучающихся 8 класса. Тема: "Лев Николаевич Толстой и музыка".  Цели и задачи урока: -расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н....

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Комбинированный урок в классе фортепиано " Музыка родной природы"

Комбинированный урок "Музыка родной природы" создан в помощь преподавателям Детских школ искусств и музыкальных школ для занятий на уроках фортепиано для учащихся младших классов. Такой...

Конспект урока 7 класс Когда музыка не нуждается в словах

Тема: Когда музыка не нуждается в словах...

Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена ...

«Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

Урок музыки для обучающихся 6 класса...