Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ- сопровождались исполнением специальных обрядовых действий.
У фольклора тоже есть своя история...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor_narodov_rosii.docx | 20.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыкальный фольклор народов России.
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально – образным строем русской песни.
Задачи: - знакомство с музыкальными образами народных песен, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
- познакомить школьников с музыкальной культурой 19 века на примере одного из распространенных жанров того времени – романс, показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки.
-расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;
- умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал: А. Обухов «Калитка»
Ход урока
Здравствуйте, ребята..
Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой….
Тема нашего урока: Музыкальный фольклор народов России.
Мы с вами уже знакомились с фольклором в 4 классе, давайте вспомним:
-Что обозначает слово «фольклор» ?
(народная мудрость, устное народное творчество)
- Как вы понимаете слово «обряд»?
(ОБРЯД, традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива)
- Как вы понимаете слово «Обычай»?
(Обычай (Традиция) — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие)
- Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале, передается в народном творчестве и каждый народ имеет свои корни.
Обряды и обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ- сопровождались исполнением специальных обрядовых действий.
У фольклора тоже есть своя история:
- Древнерусский фольклор
- Фольклорные жанры восточных славян эпох Древнерусского государства (IX—XII века) и феодальной раздробленности (XII—XV века)[2]:
- сказка;
- героический эпос: былина, предание, причитания, славы и плачи, заговоры, паремии или речевые клишированные формулы (пословицы, поговорки, загадки, поверья, приметы, пожелания, клятвы, божбы, проклятия и пр.) и т. д.
- Новые фольклорные жанры после принятия христианства[2]:
- духовный стих и христианская легенда;
- новые жанры централизованного Русского государства (с конца XV по XVII века)[2]:
- новые фольклорные формы и жанры Российской империи (XVIII — нач. XX века)[2]:
Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.
В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.
Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?
Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.
Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства.
Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда». Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Калитка».
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса
И черёмух серебряный иней
Жемчугами украсит роса.
Отвори потихоньку калитку
И войди в темный сад, ты как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Там, где гуще сплетаются ветки,
У калитки тебя подожду
И на самом пороге беседки
Кружева с милых уст отведу.
Отвори потихоньку калитку
И войди в темный сад, ты как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Прослушайте ее.
Посмотрите сколько градаций у романсов и песен. Различны образы романсов, как вы знаете, но различны и песни: от протяжной лирической народной песни до эстрадной песни, которую мы с вами поем лежит целая пропасть.
А споем мы с вами произведение которое уж вошло нашу с вами жизнь и в жизнь нашего города и песня эта стала как народная.
Исполнение Н. Богословский «Спят курганы тёмные»;
Подведение итогов. Вопросы учителя:
- Прослушанные на сегодняшнем уроке романсы современные или этот жанр мы можем охарактеризовать как старинный русский романс?
- Актуальны ли сегодня образы и проблематика романсов? Почему?
Домашнее задание.
- Подобрать стихи, на которые вы бы хотели написать романс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"
На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....
Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...
Урок музыки по теме "Музыка моего народа".
Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи....
Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Цель урока: расширить, закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...
Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов....
Урок музыки по теме: "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни)"
Технологическая карта урока «Музыка» 2 класс...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...