Конспект урока 6 класс урока музыки по теме: Музыкальный фольклор народов России
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Куликовская Наталия Геннадьевна

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ- сопровождались исполнением специальных обрядовых действий.

У фольклора тоже есть своя история...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor_narodov_rosii.docx20.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  Музыкальный фольклор народов России.

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально – образным строем русской песни.

Задачи: - знакомство с музыкальными образами народных песен, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

- познакомить школьников с музыкальной культурой 19 века на примере одного из распространенных жанров того времени – романс, показать жанр старинного русского романса, как одного из жанра вокальной музыки.

-расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки;

-  умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;

- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал: А. Обухов «Калитка»

Ход урока

Здравствуйте, ребята..

Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой….

Тема нашего урока: Музыкальный фольклор народов России.

Мы с вами уже знакомились с фольклором в 4 классе, давайте вспомним:

-Что обозначает слово «фольклор» ?

(народная мудрость, устное народное творчество)

- Как вы понимаете  слово «обряд»?

(ОБРЯД, традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива)

- Как вы понимаете слово «Обычай»?

(Обычай (Традиция) — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие)

- Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале, передается в народном творчестве и  каждый народ имеет свои корни.

Обряды и  обычаи глубоко вошли в жизнь русского народа и стали ее неотъемлемой частью. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ- сопровождались исполнением специальных обрядовых действий.

У фольклора тоже есть своя история:

Романс – название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

Учитель. Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

Дети. Романс – вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента – гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

Учитель. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда». Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Калитка».

Лишь только вечер затеплится синий,

 Лишь только звёзды зажгут небеса

 И черёмух серебряный иней

 Жемчугами украсит роса.

 Отвори потихоньку калитку

 И войди в темный сад, ты как тень.

 Не забудь потемнее накидку,

 Кружева на головку надень.

 Там, где гуще сплетаются ветки,

 У калитки тебя подожду

 И на самом пороге беседки

 Кружева с милых уст отведу.

 Отвори потихоньку калитку

 И войди в темный сад, ты как тень.

 Не забудь потемнее накидку,

 Кружева на головку надень.

Прослушайте ее.

Посмотрите сколько градаций у романсов и песен. Различны образы романсов, как вы знаете, но различны и песни: от протяжной лирической народной песни до эстрадной песни, которую мы с вами поем лежит целая пропасть.

А споем мы с вами произведение которое уж вошло нашу с вами жизнь и в жизнь нашего города и песня эта стала как народная.

Исполнение Н. Богословский «Спят курганы тёмные»;

Подведение итогов. Вопросы учителя:

- Прослушанные на сегодняшнем уроке романсы современные или этот жанр мы можем охарактеризовать как старинный русский романс?

- Актуальны ли сегодня образы и проблематика романсов? Почему?

Домашнее задание.

  1. Подобрать стихи, на которые вы бы хотели написать романс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Мастер - класс по музыке на тему: " Музыкально- творческая деятельность на уроках музыки".

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому развитие творческих способностей ребенка было и остае...

Урок музыки по теме "Музыка моего народа".

Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи....

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...