Урок музыки по теме "Музыка моего народа".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Урок музыки  в 4 классе          

Тема полугодия:              Музыка моего народа.

Тема урока:      «Создает музыку народ, а мы, композиторы только ее    аранжируем».    (М. И. Глинка)

Жанр урока: Художественное исследование

Цель урока : Освоение сущностных взаимосвязей между народным и композиторским музыкальным творчеством

Задачи урока:

Воспитательные: Погружение в интонационно-образную сферу произведений народной и профессиональной музыки с целью формирования у учащихся художественной эмпатии.

Образовательные: Репродуцировать в устной форме фамилии авторов и названия произведений, освоить содержательную структуру вариационной формы,

изучить некоторые важнейшие особенности русской народной песни.

Развивающие:

- Вокально-хоровые задачи: выучить первый куплет РНП «Вниз по матушке, по Волге» и два куплета РНП «Здравствуй, гостья зима»; совершенствование навыков кантилены, «долгого» певческого дыхания, грамотного звукообразования, формирование навыка исполнения распевов;

- Формирование навыков целостного анализа музыкальных произведений:

- провести интонационно-содержательный анализ РНП «Вниз по матушке, по Волге» и Вариаций А. С. Даргомыжского на тему указанной песни (совместно с учителем).

                                                         Ход урока.

Вход под музыку «Светит  месяц».

Музыкальное приветствие (здравствуйте, ребята – до-соль, здравствуйте, учитель-соль-до).

- Мы входили в класс под музыку. Как вы думаете, кто ее написал?

                               (это русская народная песня)

- И это не случайно. Ведь тема нашего урока звучит так:(цитата Глинки)

- Эти слова сказал великий русский композитор М. И. Глинка, и к концу урока мы с вами постараемся понять, какой же смысл вложил Глинка в эти слова.

                Слушание р.н.п. «Вниз по матушке ,по Волге»

- Сейчас мы с вами послушаем одну из красивейших р.н.п., название которой  вы  узнаете  чуть  позже.  А  кто  будет внимательным слушателем, тот наверняка поймет, о чем рассказывает музыка и как.

Слушаем 2 куплета в записи.

- Итак, внимательные слушатели, о чём рассказывает песня? Как ?

  Беседуем о мелодии, о содержании песни .Класс делится на две группы, одна группа обсуждает особенности мелодии, другая – текст песни. Ключевые слова записываем в столбик на доске :  ТЕКСТ----- МЕЛОДИЯ. Сопоставляем характер мелодии с содержанием текста.

- А почему мелодия звучит плавно,  медленно,  спокойно,  а не отрывисто, быстро и резко ?

Рассматриваем картинки с изображением рек  через мультимедийный проектор

- Обратите внимание на движение мелодии.

Рассматриваем нотную запись на доске- 2 фразы. Называем ноты 1-ой фразы, пропеваем их.

- Как движется мелодия ? (поступенно, а дальше - скачок).

             Поём со словами.

- Что необычного? (тянутся гласные на несколько нот).

 - Это - распев, одна из основных особенностей р.н.п. В нотной записи распев обозначается плавной линией, которая называется ЛИГА.

Исполняем 1-ую фразу со словами, я продолжаю дальше 2-ую фразу.

-  Что необычного услышали ?

(прерывается слово, в конце 1-ой фразы слово допевается не до конца, а в начале 2-ой - слово начинается сначала)

-  Как вы думаете, почему так?

Выясняем, как исполнялись песни раньше: запевает солист, подхватывает хор. Доучиваем первый куплет до конца, исполняем: первый ряд - солисты, 2 и 3 ряды - хор.

Поем без аккомпанемента ,выясняем, что это ещё одна особенность р.н.п.

  • Откуда взято название песни?

(это слова первой фразы)

- Это тоже типично для народной песни. Работу над этой песней мы продолжим на следующих уроках, а сейчас мы с вами вновь переносимся в концертный зал и послушаем музыку великого русского композитора Александра Даргомыжского.

Слушаем вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» .

На экране - портрет композитора.

-        Что знакомое было в этой музыке?

  • Почему не все узнали эту мелодию?
  • Как композитор её изменил?
  • Мелодия звучала один раз или несколько?
  • Как называется такая форма музыкального произведения?

(форма вариаций)

-        Почему же Даргомыжский, композитор, взял мелодию р.н. песни и
использовал её в своём сочинении ?

(он хотел показать красоту мелодии, раскрыть её внутренние возможности).

  • Ведь неслучайно М.И.Глинка произнёс свои слова (цитата на
    доске).
  • А сейчас послушайте отрывок из ещё одного произведения.

                        (играю музыку песни «Здравствуй, гостья зима»

-     Узнали?

-        Вы сказали, что это русская народная песня, а я играла двумя руками - т.е.
мелодию и аккомпанемент .Кто же написал сопровождение ?

                     На экране – портрет Н. Римского-Корсакова.

                               Исполняем 1-ый куплет.

- Какая особенность есть в этой мелодии? (распев)

Вокально- хоровая работа над песней « Здравствуй,гостья зима».

                                  Рефлексия.

- Вы     были     старательными     исполнителями,     внимательными

слушателями. О каких особенностях р.н. песен мы сегодня узнали?

- Но   самое   главное   состоит   в   том,   что   под   пером   великих

композиторов  - назовите их -    народная   музыка

приобретает новые краски, новую образную выразительность, о

которой   её   создатели   даже   не   подозревали.    Композиторы

возвращают    народу    его    собственное    творчество    в    более

прекрасном,   преображенном   виде,   раскрывая   высокую   душу

народа  до     классического   совершенства.   Вот   в   чём   состоит

истинный смысл слов М.И.Глинки : «Музыку создает народ, а мы,

композиторы, её аранжируем»

Настало время прощания (прощаемся по - музыкальному).

Выход под « Светит месяц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Конспект урока "Музыка моего народа"

Урок музыки в начальной школе по теме "Народное творчество России"....

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Урок: "Творчество моего народа"

Цель урока: Расширить представление детей о народной культуре.Обобщить знания учащихся о русских народных песнях; выявить жанровые особенности  плясовых, хороводных и игровых песен, продолжить зн...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...