Главные вкладки

    Урок музыки по теме "Музыка моего народа".
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                          Урок музыки  в 4 классе          

    Тема полугодия:              Музыка моего народа.

    Тема урока:      «Создает музыку народ, а мы, композиторы только ее    аранжируем».    (М. И. Глинка)

    Жанр урока: Художественное исследование

    Цель урока : Освоение сущностных взаимосвязей между народным и композиторским музыкальным творчеством

    Задачи урока:

    Воспитательные: Погружение в интонационно-образную сферу произведений народной и профессиональной музыки с целью формирования у учащихся художественной эмпатии.

    Образовательные: Репродуцировать в устной форме фамилии авторов и названия произведений, освоить содержательную структуру вариационной формы,

    изучить некоторые важнейшие особенности русской народной песни.

    Развивающие:

    - Вокально-хоровые задачи: выучить первый куплет РНП «Вниз по матушке, по Волге» и два куплета РНП «Здравствуй, гостья зима»; совершенствование навыков кантилены, «долгого» певческого дыхания, грамотного звукообразования, формирование навыка исполнения распевов;

    - Формирование навыков целостного анализа музыкальных произведений:

    - провести интонационно-содержательный анализ РНП «Вниз по матушке, по Волге» и Вариаций А. С. Даргомыжского на тему указанной песни (совместно с учителем).

                                                             Ход урока.

    Вход под музыку «Светит  месяц».

    Музыкальное приветствие (здравствуйте, ребята – до-соль, здравствуйте, учитель-соль-до).

    - Мы входили в класс под музыку. Как вы думаете, кто ее написал?

                                   (это русская народная песня)

    - И это не случайно. Ведь тема нашего урока звучит так:(цитата Глинки)

    - Эти слова сказал великий русский композитор М. И. Глинка, и к концу урока мы с вами постараемся понять, какой же смысл вложил Глинка в эти слова.

                    Слушание р.н.п. «Вниз по матушке ,по Волге»

    - Сейчас мы с вами послушаем одну из красивейших р.н.п., название которой  вы  узнаете  чуть  позже.  А  кто  будет внимательным слушателем, тот наверняка поймет, о чем рассказывает музыка и как.

    Слушаем 2 куплета в записи.

    - Итак, внимательные слушатели, о чём рассказывает песня? Как ?

      Беседуем о мелодии, о содержании песни .Класс делится на две группы, одна группа обсуждает особенности мелодии, другая – текст песни. Ключевые слова записываем в столбик на доске :  ТЕКСТ----- МЕЛОДИЯ. Сопоставляем характер мелодии с содержанием текста.

    - А почему мелодия звучит плавно,  медленно,  спокойно,  а не отрывисто, быстро и резко ?

    Рассматриваем картинки с изображением рек  через мультимедийный проектор

    - Обратите внимание на движение мелодии.

    Рассматриваем нотную запись на доске- 2 фразы. Называем ноты 1-ой фразы, пропеваем их.

    - Как движется мелодия ? (поступенно, а дальше - скачок).

                 Поём со словами.

    - Что необычного? (тянутся гласные на несколько нот).

     - Это - распев, одна из основных особенностей р.н.п. В нотной записи распев обозначается плавной линией, которая называется ЛИГА.

    Исполняем 1-ую фразу со словами, я продолжаю дальше 2-ую фразу.

    -  Что необычного услышали ?

    (прерывается слово, в конце 1-ой фразы слово допевается не до конца, а в начале 2-ой - слово начинается сначала)

    -  Как вы думаете, почему так?

    Выясняем, как исполнялись песни раньше: запевает солист, подхватывает хор. Доучиваем первый куплет до конца, исполняем: первый ряд - солисты, 2 и 3 ряды - хор.

    Поем без аккомпанемента ,выясняем, что это ещё одна особенность р.н.п.

    • Откуда взято название песни?

    (это слова первой фразы)

    - Это тоже типично для народной песни. Работу над этой песней мы продолжим на следующих уроках, а сейчас мы с вами вновь переносимся в концертный зал и послушаем музыку великого русского композитора Александра Даргомыжского.

    Слушаем вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» .

    На экране - портрет композитора.

    -        Что знакомое было в этой музыке?

    • Почему не все узнали эту мелодию?
    • Как композитор её изменил?
    • Мелодия звучала один раз или несколько?
    • Как называется такая форма музыкального произведения?

    (форма вариаций)

    -        Почему же Даргомыжский, композитор, взял мелодию р.н. песни и
    использовал её в своём сочинении ?

    (он хотел показать красоту мелодии, раскрыть её внутренние возможности).

    • Ведь неслучайно М.И.Глинка произнёс свои слова (цитата на
      доске).
    • А сейчас послушайте отрывок из ещё одного произведения.

                            (играю музыку песни «Здравствуй, гостья зима»

    -     Узнали?

    -        Вы сказали, что это русская народная песня, а я играла двумя руками - т.е.
    мелодию и аккомпанемент .Кто же написал сопровождение ?

                         На экране – портрет Н. Римского-Корсакова.

                                   Исполняем 1-ый куплет.

    - Какая особенность есть в этой мелодии? (распев)

    Вокально- хоровая работа над песней « Здравствуй,гостья зима».

                                      Рефлексия.

    - Вы     были     старательными     исполнителями,     внимательными

    слушателями. О каких особенностях р.н. песен мы сегодня узнали?

    - Но   самое   главное   состоит   в   том,   что   под   пером   великих

    композиторов  - назовите их -    народная   музыка

    приобретает новые краски, новую образную выразительность, о

    которой   её   создатели   даже   не   подозревали.    Композиторы

    возвращают    народу    его    собственное    творчество    в    более

    прекрасном,   преображенном   виде,   раскрывая   высокую   душу

    народа  до     классического   совершенства.   Вот   в   чём   состоит

    истинный смысл слов М.И.Глинки : «Музыку создает народ, а мы,

    композиторы, её аранжируем»

    Настало время прощания (прощаемся по - музыкальному).

    Выход под « Светит месяц».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки в 4 классе по теме: "Музыка моего народа"

    Урок музыки в 4 классе Тема урока: «Музыка моего народа» Учитель музыкиНикитаева Т.И.МОУ «СОШ № 9»г. ТихвинЛенинградская область...

    УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

    Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

    Конспект урока "Музыка моего народа"

    Урок музыки в начальной школе по теме "Народное творчество России"....

    Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

    Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

    Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

    Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

    Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

    Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...