Координатная плоскость. Урок введения новых знаний. Математика - 6
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Урок  - изучение нового материала.Знакомство с понятием прямоугольной системы координат, положением точек в ПСК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinatnaya_ploskost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Математика - 6

Координатная плоскость

(Урок освоения новых знаний)

Цель: создать условия для успешного освоения новых знаний, развития личеностных умений

Планируемый результат.

Личностный – осознание важности и необходимости знаний для человека

Предметный – знают понятие КП, абсциссы, ординаты, координаты точки; умеют находить координаты точки и отмечать точку по заданным координатам

Метапредметный – сравнивают, анализируют, делают выводы;

                                  умеют вносить коррективы в действие после его завершения на основе  характера сделанных ошибок;

                                  сотрудничают, аргументировано отвечают на поставленные вопросы.

План

  1. Организационный момент (организация рабочего места, мотивация к действию)
  2. Устный счет (активизация мышления)
  3. Введение новых знаний; первичное закрепление
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Конспект урока

1. Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к уроку? Садитесь.

На экране вы видите высказывание «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с интересом» А. Франс

Как вы думаете кто такой Анатоль Франс? (высказывают предположения, что это математик, ученый, писатель)

Это писатель, как говорят сейчас, гуманитарий, человек далекий от математики. Прав ли он? (беседа о сознательном подходе к учению)

Думаю, сегодня будем изучать новый материал с удовольствием.

2. Начнем с разминки.  

а) Устный счет

;    ;  ;  ;  ;  ;  

Подведем итоги.

Где ошибались? В чем причины? Повторим правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

б) А сейчас игра «Найди ошибку» (слайды 1 и 2 с числовыми прямыми)

Можно ли определить координату точки А? Почему? Какой недочет видите на рисунке второго слайда?  После исправления ошибок и недочетов укажите координаты точек А и В.  Моделями чего могут являться эти числовые прямые? (дорога, термометр)

Надеюсь, вы сконцентрировались и готовы продолжить знакомство с математикой.

3. Тема нашего урока «Координатная плоскость». Что в названии темы знакомо? А что нового? Над чем предстоит работать? (ученики высказывают свои предположения, намечают план работы над новым материалом: выяснить, что такое координатная плоскость, научиться работать с КП)

 У меня в руках билет в театр. Как вы считаете, какое отношение он имеет к теме урока?

(в ходе обсуждений приходим к выводу, что указанные на нем ряд и место являются  прообразами координаты точки на числовых прямых). Итак, логично соединить 2 прямые (горизонтальную и вертикальную) в одну систему. Вводится понятие декартовой системы координат. В тетрадях изображаем прямоугольную систему координат (ПСК) с указанием названий осей координат, начала координат, единичных отрезков. Акцентируется  важность указания каждого элемента. Затем работа со слайдом 3. Вернемся к театральному билету. На нем указан  4 ряд 7 место. Найдем положение  зрителя в зале. (На доске и в тетрадях отмечаем точку А(4;7).

Сформулируйте 1 учебную задачу , над которой мы работали (найти положение точки по заданным координатам).  Работа в тетрадях. Отметить точки С( - 2; -3) и Д(6; - 2) с последующей взаимопроверкой.

Какое задание мы еще можем выполнить? Формулируем обратную учебную задачу – определение координат точки по ее положению на координатной плоскости.  Вместе определяем  координаты точки В, записываем их. Затем к  доске  выходят два ученика и записывают координаты точек F и E со слайда 3.

Возьмите листок с заданиями для самостоятельного решения и выполните задание №1 (промежуточный контроль)

Вариант 1.

Задание №1 а) В прямоугольной системе координат отметить точку К(-6;1).

                       б) Записать координаты точки N (точка отмечена в ПСК)

Вариант 2.  

Задание №1 а) В прямоугольной системе координат отметить точку М(3;3).

                       б) Записать координаты точки R (точка отмечена в ПСК)

Какое расположение точек не рассматривали? (желательно, чтобы ученики сами выдвинули гипотезу о положении точек на осях координат). Один из учеников на доске по своему желанию расставляет точки. Затем вырабатываем правило определения координат точки, находящейся на  оси Ох и Оу. (слайд4). Ученики выходят к доске и записывают координаты точек Y, X, S, T.

Продолжаем заполнение листка самостоятельной работы. Выполните задание №2

Вариант1.

Задание №2. а) В ПСК отметить точку А(0;2)

                        б)Записать координаты точки С (точка отмечена в ПСК)

Вариант2.

Задание №2. а) В ПСК отметить точку В(-5;0)

                        б)Записать координаты точки Д (точка отмечена в ПСК)

 Кроме точек в прямоугольной системе координат можно изображать различные линии и фигуры.  У нас на доске в ПСК отмечено несколько точек.  Давайте изобразим отрезок и прямую (по желанию учащихся). А на листке самостоятельной работы вам предстоит выполнить обратное задание №3*: по заданным координатам отметить точки и построить определенного вида линию.

Вариант1. В ПСК провести луч с началом в точке F(-1;0) и проходящий через точку К (5,4)

Вариант 2. В ПСК провести отрезок, концами которого являются точки А(0;4) и

В (-1;-4)

4. Рефлексия

Что нового узнали?

Чьим именем названа прямоугольная система координат?

Как называются оси координат?

Как называется точка пересечения осей координат?

Где могут пригодиться эти знания? ( связь с географией – широта и долгота, мореплавание – лоцманские карты, шахматы, игра «Морской бой», таблица квадратов натуральных чисел)

Достигли ли намеченной цели?

Что хотели бы еще узнать?

Каковы планы на следующий урок?

5. Домашнее задание. Пункт14, №417(а), 419(а), 427, *437(в) – записать координаты точек

(прокомментировать)

И в завершении урока на листке самоконтроля отметьте свое настроение. Удалось ли нам сохранить хорошее настроение?

М.В. Ломоносов , великий русский ученый, однажды сказал: «Математику уже затем учить надо, что она…». Как бы вы продолжили его фразу? Выберите из предложенных вариантов ответов и запишите соответствующую букву на листке самоконтроля. В конце урока листки собрать.

  а) «…жизнь упрощает»;

  б) «…ум в порядок приводит»;

  в) «…позволит не получить двойку». (контроль мотивации)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

Урок математики введения нового знания в 5 классе .

Знакомство с эталоном сложения и вычитания десятичных дробей;Получение первоначальных навыков сложения и вычитания десятичных дробей...

Разработка урока введения нового знания (по теме "Времена года")

Урок введения нового знания (на примере интегрированного урока «Времена года» в 3 классе). Задачи, предполагаемые результаты и ход урока....

урок введения новых знаний

Технололгическая карта урока Введение нового материала. 6 класс....