Координатная плоскость. Урок введения новых знаний. Математика - 6
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Урок  - изучение нового материала.Знакомство с понятием прямоугольной системы координат, положением точек в ПСК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinatnaya_ploskost.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Математика - 6

Координатная плоскость

(Урок освоения новых знаний)

Цель: создать условия для успешного освоения новых знаний, развития личеностных умений

Планируемый результат.

Личностный – осознание важности и необходимости знаний для человека

Предметный – знают понятие КП, абсциссы, ординаты, координаты точки; умеют находить координаты точки и отмечать точку по заданным координатам

Метапредметный – сравнивают, анализируют, делают выводы;

                                  умеют вносить коррективы в действие после его завершения на основе  характера сделанных ошибок;

                                  сотрудничают, аргументировано отвечают на поставленные вопросы.

План

  1. Организационный момент (организация рабочего места, мотивация к действию)
  2. Устный счет (активизация мышления)
  3. Введение новых знаний; первичное закрепление
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Конспект урока

1. Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к уроку? Садитесь.

На экране вы видите высказывание «Учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с интересом» А. Франс

Как вы думаете кто такой Анатоль Франс? (высказывают предположения, что это математик, ученый, писатель)

Это писатель, как говорят сейчас, гуманитарий, человек далекий от математики. Прав ли он? (беседа о сознательном подходе к учению)

Думаю, сегодня будем изучать новый материал с удовольствием.

2. Начнем с разминки.  

а) Устный счет

;    ;  ;  ;  ;  ;  

Подведем итоги.

Где ошибались? В чем причины? Повторим правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

б) А сейчас игра «Найди ошибку» (слайды 1 и 2 с числовыми прямыми)

Можно ли определить координату точки А? Почему? Какой недочет видите на рисунке второго слайда?  После исправления ошибок и недочетов укажите координаты точек А и В.  Моделями чего могут являться эти числовые прямые? (дорога, термометр)

Надеюсь, вы сконцентрировались и готовы продолжить знакомство с математикой.

3. Тема нашего урока «Координатная плоскость». Что в названии темы знакомо? А что нового? Над чем предстоит работать? (ученики высказывают свои предположения, намечают план работы над новым материалом: выяснить, что такое координатная плоскость, научиться работать с КП)

 У меня в руках билет в театр. Как вы считаете, какое отношение он имеет к теме урока?

(в ходе обсуждений приходим к выводу, что указанные на нем ряд и место являются  прообразами координаты точки на числовых прямых). Итак, логично соединить 2 прямые (горизонтальную и вертикальную) в одну систему. Вводится понятие декартовой системы координат. В тетрадях изображаем прямоугольную систему координат (ПСК) с указанием названий осей координат, начала координат, единичных отрезков. Акцентируется  важность указания каждого элемента. Затем работа со слайдом 3. Вернемся к театральному билету. На нем указан  4 ряд 7 место. Найдем положение  зрителя в зале. (На доске и в тетрадях отмечаем точку А(4;7).

Сформулируйте 1 учебную задачу , над которой мы работали (найти положение точки по заданным координатам).  Работа в тетрадях. Отметить точки С( - 2; -3) и Д(6; - 2) с последующей взаимопроверкой.

Какое задание мы еще можем выполнить? Формулируем обратную учебную задачу – определение координат точки по ее положению на координатной плоскости.  Вместе определяем  координаты точки В, записываем их. Затем к  доске  выходят два ученика и записывают координаты точек F и E со слайда 3.

Возьмите листок с заданиями для самостоятельного решения и выполните задание №1 (промежуточный контроль)

Вариант 1.

Задание №1 а) В прямоугольной системе координат отметить точку К(-6;1).

                       б) Записать координаты точки N (точка отмечена в ПСК)

Вариант 2.  

Задание №1 а) В прямоугольной системе координат отметить точку М(3;3).

                       б) Записать координаты точки R (точка отмечена в ПСК)

Какое расположение точек не рассматривали? (желательно, чтобы ученики сами выдвинули гипотезу о положении точек на осях координат). Один из учеников на доске по своему желанию расставляет точки. Затем вырабатываем правило определения координат точки, находящейся на  оси Ох и Оу. (слайд4). Ученики выходят к доске и записывают координаты точек Y, X, S, T.

Продолжаем заполнение листка самостоятельной работы. Выполните задание №2

Вариант1.

Задание №2. а) В ПСК отметить точку А(0;2)

                        б)Записать координаты точки С (точка отмечена в ПСК)

Вариант2.

Задание №2. а) В ПСК отметить точку В(-5;0)

                        б)Записать координаты точки Д (точка отмечена в ПСК)

 Кроме точек в прямоугольной системе координат можно изображать различные линии и фигуры.  У нас на доске в ПСК отмечено несколько точек.  Давайте изобразим отрезок и прямую (по желанию учащихся). А на листке самостоятельной работы вам предстоит выполнить обратное задание №3*: по заданным координатам отметить точки и построить определенного вида линию.

Вариант1. В ПСК провести луч с началом в точке F(-1;0) и проходящий через точку К (5,4)

Вариант 2. В ПСК провести отрезок, концами которого являются точки А(0;4) и

В (-1;-4)

4. Рефлексия

Что нового узнали?

Чьим именем названа прямоугольная система координат?

Как называются оси координат?

Как называется точка пересечения осей координат?

Где могут пригодиться эти знания? ( связь с географией – широта и долгота, мореплавание – лоцманские карты, шахматы, игра «Морской бой», таблица квадратов натуральных чисел)

Достигли ли намеченной цели?

Что хотели бы еще узнать?

Каковы планы на следующий урок?

5. Домашнее задание. Пункт14, №417(а), 419(а), 427, *437(в) – записать координаты точек

(прокомментировать)

И в завершении урока на листке самоконтроля отметьте свое настроение. Удалось ли нам сохранить хорошее настроение?

М.В. Ломоносов , великий русский ученый, однажды сказал: «Математику уже затем учить надо, что она…». Как бы вы продолжили его фразу? Выберите из предложенных вариантов ответов и запишите соответствующую букву на листке самоконтроля. В конце урока листки собрать.

  а) «…жизнь упрощает»;

  б) «…ум в порядок приводит»;

  в) «…позволит не получить двойку». (контроль мотивации)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

Урок математики введения нового знания в 5 классе .

Знакомство с эталоном сложения и вычитания десятичных дробей;Получение первоначальных навыков сложения и вычитания десятичных дробей...

Из опыта работы по проблемному введению новых знаний на уроках математики.

В своей работе я делюсь своими педагогическими находками по проблемному введению знаний на уроках математике, точнее на этапе постановки учебной проблемы....

Разработка урока введения нового знания (по теме "Времена года")

Урок введения нового знания (на примере интегрированного урока «Времена года» в 3 классе). Задачи, предполагаемые результаты и ход урока....