Роль интегрированных уроков в обучении математике
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Математика интересный предмет для тех кто любит решать задачки, но таких детей становится с каждым днём меньше. Исторические, литературные сведения на математике интересны всем. Сочинение сказок, где герои числа и фигуры, создание проектов  -вот такая математика интереснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attest.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

                       Силантьевой Ольги Викторовны, учителя математики

ГБОУ СОШ с.Александровка Бахиловский филиал, 2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

5

2. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ)

6

3. ФРАГМЕНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ЗАМОРОЧКИ ПО КЭРРОЛЛУ»

7

4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

11

ВВЕДЕНИЕ

Проблема

Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика биологии  на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету .

Тема

«Роль интегрированных уроков в обучении математике»

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и  математика. Напротив, по своей сути, школьный предмет математика является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Актуальность проблемы.

1) Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.

2) Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

Цели

1) Создавать оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения математики на основе интеграции  разных предметов

2) активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках

3) формировать умение анализировать условия задач для применения нужных правил и свойств ; обратить внимание на метод поиска - рассмотрение  частных случаев

4) способствовать развитию навыков работе в группе, публичного выступления ,самостоятельности и активизации у учащихся творческих способностей

5) повысить уровень филологической культуры и математической грамотности

6) убедиться, что математика и литература – науки, дополняющие друг друга.

Задачи

1) изменить отношение к математике  через биографические факты любимых писателей и поэтов, увлекающихся математикой

2) развивать мыслительную, творческую деятельности, участвуя в межпредметных конкурсах, викторинах, олимпиадах

3) собрать материал и выпустить «Альманах: Задачи от литераторов»

4) порешать задачи великих литераторов и прочитать стихотворения математиков

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам  гуманитарных  дисциплин.


2. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ)

1) Мне не очень нравилась математика: трудно считать, решать задачи. Но после знакомства с биографией Софьи Ковалевской я посмотрела на эту науку по - другому. Теперь для занимательной математики: кроссвордов, задач, ребусов - у меня всегда хорошее настроение (Зоя Шидлёнок).

2) Оценок не было, их никто и не ждал, как было интересно. ( Оля Иванова)

3) Мне было не страшно, что я не найду информацию, не решу задачу. Мы работали в команде и я  взглянула на математику с интересом.(Люба Игошина).

3. ФРАГМЕНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ЗАМОРОЧКИ ПО КЭРРОЛЛУ»

Предлагается разработка интегрированного урока математики и литературы для учащихся 5-6 классов.

Цели урока:

*обучать учащихся высказывать свою точку зрения по отношению к героям повести Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»

*формировать умение анализировать условия задач для применения нужных правил и свойств ; обратить внимание на метод поиска - рассмотрение всех частных случаев

* способствовать развитию навыков работе в группе, публичного выступления ,самостоятельности и активизации у учащихся творческих способностей


4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

I Организационный момент.

II.  Актуализация ранее изученного материала

1) Биографическая страничка: каждый ученик (или группа) выбирает информацию по биографии Л.Кэрролла с номером на листочке должен прочитать её ( для группы - чья биография более последовательна)

III. Конкурс реквизитов.

На столе разложены реквизиты.

флакончик «Выпей меня»         коробочка с леденцами

карманные часы                гриб

веер                 трубка        шляпа        ключик

К каждому прикреплена задача.

Задачи

1) В карточном турнире приняли участие 4 человека. Сколько сыграно было партий, если играют в одной двое , без повторений с одним и тем же игроком.

 2) Расставьте в записи скобки так, чтобы получались различные результаты.

 4× 12 + 18 :6 + 3

Сколько различных случаев можно рассмотреть? Назови меньшее и большее значения.

3) В комнате стоят 12 стульев и 7 табуреток. У каждого стула 4 ножки, а у каждой табуретки 3 ножки. Все стулья и табуретки заняты людьми( по одному).Подсчитайте, сколько всего ног?

4) Гриб разделили на 4 части, потом каждый кусочек на 4 части, и ещё раз каждый разделили на 4 части. Сколько получил каждый друг Алисы? Сколько у неё осталось?

5)Часы показывают час дня. Найти ближайший момент времени когда часовая и минутная стрелки совпадут.

Ученики поочерёдно выбирают реквизит, рассказывают о нём или обыгрывают его и все решают одну и ту же задачу (кто быстрее); проводится проверка решения задач.    Таких реквизитов – задач предлагается 4-6 .

IV . Ролевая игра .

Игру проводит учитель литературы.

Учащимся предлагается

1)перечислить животных ;

2)выбрать понравившееся животное и инсценировать ситуацию из повести с этим животным

V.  Конструктивная игра.

Учитель математики показывает изготовление звёздочки по схеме: плоский лист – объёмное тело.

VI.  Подведение итогов.

Заключительное слово учителя литературы: «Сегодня зажглись новые звездочки. Это юные математики, поэты и писатели»: учащиеся высказывают мнение об  уроке.

«Не беда, что идти далеко. Не беда, что путь  наш был труден…»- подводит результаты учитель математики, и объявляет лучшую команду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа окончена. Альманах «Задачи от великих и не только…» готов. Литературно – математическая декада была насыщенной и интересной. Нас даже пригласили в другую школу, в другой 6 класс поделиться «заморочками».  

Самой замечательной была интегрированная работа по математике и литературе. Наше литературное путешествие уводило в чудесную сказку, в которой нужно было решать логические задачи, ребусы, кроссворды. Данные, полученные в нашей работе, изменили отношение к математике. Сейчас нам нравится отчётливо выражать свои мысли, развивать воображение, интуицию. Мы научились работать в группе, распределять роли, слушать и слышать друг друга. Проведя работу над проектом, мы можем о себе сказать: «Связанные одной целью».

CПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118

2)Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: пособие для учащихся. М.: Просвещение. 1991. – 80с.

3) Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи  в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988

4)Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.  М.: Просвещение .1984. – 160 с.

5) Образование: Традиции и инновации современных перемен; сборник м 1997г

6) Понамарёва Т. Д. Я познаю мир: великие учёные: энциклопедия.   М.: Астрель. 2004 -397с.

7) Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: пособие для учащихся. М.: Илекса. 2011. – 95с.

8) Штейберг Е.Р. ЖЗЛ, Великие россияне, биографическая библиотека

Ф. Повленкова, энциклопедия, М:. – Медиа Групп 2007г. – 639с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу организации интегрированного подхода в обучении математике

В статье рассмотрена методика подготовки и проведения интегрированных уроков....

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Обобщение опыта работы по теме: «Роль устных вычислений в обучении математике и дальнейшей адаптации »

В данной работе отражены: Теоретические основы формирования у умственно отсталых школьников устных приёмов вычислений.Актуальность проблемыПсихолого-педагогические особенности детей с нарушением...

Доклад на тему "Роль интегрированных уроков при обучении истории"

В данном докладе представлено определение интегрированного урока, дана мотивация интегрированных уроков, структура интегрированного урока и приведены различные формы интегрированных уроков....

Роль интегрированных уроков в обучении математике

Презентация к выступлению на семинаре...