Роль интегрированных уроков в обучении математике
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Математика интересный предмет для тех кто любит решать задачки, но таких детей становится с каждым днём меньше. Исторические, литературные сведения на математике интересны всем. Сочинение сказок, где герои числа и фигуры, создание проектов -вот такая математика интереснее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_attest.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»
Силантьевой Ольги Викторовны, учителя математики
ГБОУ СОШ с.Александровка Бахиловский филиал, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ | 5 |
2. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ) | 6 |
3. ФРАГМЕНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ЗАМОРОЧКИ ПО КЭРРОЛЛУ» | 7 |
4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика биологии на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету .
Тема
«Роль интегрированных уроков в обучении математике»
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика. Напротив, по своей сути, школьный предмет математика является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.
Актуальность проблемы.
1) Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.
2) Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.
Цели
1) Создавать оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения математики на основе интеграции разных предметов
2) активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках
3) формировать умение анализировать условия задач для применения нужных правил и свойств ; обратить внимание на метод поиска - рассмотрение частных случаев
4) способствовать развитию навыков работе в группе, публичного выступления ,самостоятельности и активизации у учащихся творческих способностей
5) повысить уровень филологической культуры и математической грамотности
6) убедиться, что математика и литература – науки, дополняющие друг друга.
Задачи
1) изменить отношение к математике через биографические факты любимых писателей и поэтов, увлекающихся математикой
2) развивать мыслительную, творческую деятельности, участвуя в межпредметных конкурсах, викторинах, олимпиадах
3) собрать материал и выпустить «Альманах: Задачи от литераторов»
4) порешать задачи великих литераторов и прочитать стихотворения математиков
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам гуманитарных дисциплин.
2. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКИ (ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ)
1) Мне не очень нравилась математика: трудно считать, решать задачи. Но после знакомства с биографией Софьи Ковалевской я посмотрела на эту науку по - другому. Теперь для занимательной математики: кроссвордов, задач, ребусов - у меня всегда хорошее настроение (Зоя Шидлёнок).
2) Оценок не было, их никто и не ждал, как было интересно. ( Оля Иванова)
3) Мне было не страшно, что я не найду информацию, не решу задачу. Мы работали в команде и я взглянула на математику с интересом.(Люба Игошина).
3. ФРАГМЕНТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ЗАМОРОЧКИ ПО КЭРРОЛЛУ»
Предлагается разработка интегрированного урока математики и литературы для учащихся 5-6 классов.
Цели урока:
*обучать учащихся высказывать свою точку зрения по отношению к героям повести Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»
*формировать умение анализировать условия задач для применения нужных правил и свойств ; обратить внимание на метод поиска - рассмотрение всех частных случаев
* способствовать развитию навыков работе в группе, публичного выступления ,самостоятельности и активизации у учащихся творческих способностей
4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученного материала
1) Биографическая страничка: каждый ученик (или группа) выбирает информацию по биографии Л.Кэрролла с номером на листочке должен прочитать её ( для группы - чья биография более последовательна)
III. Конкурс реквизитов.
На столе разложены реквизиты.
флакончик «Выпей меня» коробочка с леденцами
карманные часы гриб
веер трубка шляпа ключик
К каждому прикреплена задача.
Задачи
1) В карточном турнире приняли участие 4 человека. Сколько сыграно было партий, если играют в одной двое , без повторений с одним и тем же игроком.
2) Расставьте в записи скобки так, чтобы получались различные результаты.
4× 12 + 18 :6 + 3
Сколько различных случаев можно рассмотреть? Назови меньшее и большее значения.
3) В комнате стоят 12 стульев и 7 табуреток. У каждого стула 4 ножки, а у каждой табуретки 3 ножки. Все стулья и табуретки заняты людьми( по одному).Подсчитайте, сколько всего ног?
4) Гриб разделили на 4 части, потом каждый кусочек на 4 части, и ещё раз каждый разделили на 4 части. Сколько получил каждый друг Алисы? Сколько у неё осталось?
5)Часы показывают час дня. Найти ближайший момент времени когда часовая и минутная стрелки совпадут.
Ученики поочерёдно выбирают реквизит, рассказывают о нём или обыгрывают его и все решают одну и ту же задачу (кто быстрее); проводится проверка решения задач. Таких реквизитов – задач предлагается 4-6 .
IV . Ролевая игра .
Игру проводит учитель литературы.
Учащимся предлагается
1)перечислить животных ;
2)выбрать понравившееся животное и инсценировать ситуацию из повести с этим животным
V. Конструктивная игра.
Учитель математики показывает изготовление звёздочки по схеме: плоский лист – объёмное тело.
VI. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя литературы: «Сегодня зажглись новые звездочки. Это юные математики, поэты и писатели»: учащиеся высказывают мнение об уроке.
«Не беда, что идти далеко. Не беда, что путь наш был труден…»- подводит результаты учитель математики, и объявляет лучшую команду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа окончена. Альманах «Задачи от великих и не только…» готов. Литературно – математическая декада была насыщенной и интересной. Нас даже пригласили в другую школу, в другой 6 класс поделиться «заморочками».
Самой замечательной была интегрированная работа по математике и литературе. Наше литературное путешествие уводило в чудесную сказку, в которой нужно было решать логические задачи, ребусы, кроссворды. Данные, полученные в нашей работе, изменили отношение к математике. Сейчас нам нравится отчётливо выражать свои мысли, развивать воображение, интуицию. Мы научились работать в группе, распределять роли, слушать и слышать друг друга. Проведя работу над проектом, мы можем о себе сказать: «Связанные одной целью».
CПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ливанский В.М. «Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
2)Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: пособие для учащихся. М.: Просвещение. 1991. – 80с.
3) Максимова В.Н.» Межпредм4етные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988
4)Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся. М.: Просвещение .1984. – 160 с.
5) Образование: Традиции и инновации современных перемен; сборник м 1997г
6) Понамарёва Т. Д. Я познаю мир: великие учёные: энциклопедия. М.: Астрель. 2004 -397с.
7) Шевкин А. В. Текстовые задачи по математике: пособие для учащихся. М.: Илекса. 2011. – 95с.
8) Штейберг Е.Р. ЖЗЛ, Великие россияне, биографическая библиотека
Ф. Повленкова, энциклопедия, М:. – Медиа Групп 2007г. – 639с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу организации интегрированного подхода в обучении математике
В статье рассмотрена методика подготовки и проведения интегрированных уроков....
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...
Обобщение опыта работы по теме: «Роль устных вычислений в обучении математике и дальнейшей адаптации »
В данной работе отражены: Теоретические основы формирования у умственно отсталых школьников устных приёмов вычислений.Актуальность проблемыПсихолого-педагогические особенности детей с нарушением...
Роль интегрированного урока в обучении немецкому языку
Выдержки из доклада...
Доклад на тему "Роль интегрированных уроков при обучении истории"
В данном докладе представлено определение интегрированного урока, дана мотивация интегрированных уроков, структура интегрированного урока и приведены различные формы интегрированных уроков....
Роль интегрированных уроков в обучении математике
Презентация к выступлению на семинаре...