Программа по алгебре 11 класс
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему

Смола Людмила Викторовна

Программа по алгебре к учебнику Колмогорова

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

        Настоящая программа по алгебре для 10-11 классов средней (полной) общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерных программ по математике,  «Временных требований к минимуму содержания среднего (полного) общего образования», примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 10-11 классы,  к учебному комплексу для 10-11 классов (Колмогоров А.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010. – с. 31-48)

        Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цель изучения

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения алгебре и началам анализа:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в средней школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): алгебра и начала анализа; геометрия. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане 

Планирование учебного материала по алгебре и началам математического анализа рассчитано на 3 часа в неделю, итого 102 часа в год.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

        В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,  технологии развивающего обучения, групповое обучение, ИКТ.

В работе учителя предусмотрено использование следующих средств обучения: печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал), электронные образовательные ресурсы (мультимедийный учебник, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии), аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы), наглядные плоскостные (таблицы).

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений / сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов и др.; под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Глазков Ю.А. Тесты по алгебре и началам анализа: к учебнику А.Н.Колмогорова, А.М.Абрамова и.др.; под.ред. А.Н.Колмогорова «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы» / Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я.Гиашвили – М.: Экзамен, 2010.
  4. Макарова О.В. Поурочное планирование по алгебре и началам анализа: 10 класс: к учебнику А.Н.Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы»: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.
  5. Рурукин А.Н., Бровкова Е.В., Лупенко Г.В. и др. Поурочные разработки  по алгебре и началам анализа: 11 класс: к учебнику А.Н.Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2011.

Содержание учебного курса

№ раздела

Тема

Кол-во часов

В том числе контр. раб.

Повторение

5

7

Первообразная

10

1

8

Интеграл

12

1

9

Обобщение понятия степени

14

1

10

Показательная и логарифмическая функции

20

1

11

Производная показательной и логарифмической функций

16

1

Итоговое повторение

24

1

  1. Повторение (5 часов)

Определение производной. Таблица производных. Правила дифференцирования. Производная сложной функции. Применение производной.

Основная цель –  повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 10 класса.

  1. Первообразная и интеграл (10 и 12 часов)

Первообразная. Первообразные степенной функции с целым показателем, синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению площадей и объемов.

Основная цель – ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.

Задача отработки навыков нахождения первообразных не ставится, упражнения сводятся  к простому применению таблиц и правил нахождения первообразных.

Интеграл вводится на основе рассмотрения задачи о площади криволинейной трапеции и построения интегральных сумм. Формула Ньютона – Лейбница вводится на основе наглядных представлений.

В качестве иллюстрации применения интеграла рассматриваются только задачи о вычислении площадей и объемов. Следует учесть, что формула объема шара выводится при изучении данной темы и используется затем в курсе геометрии.

При изучении темы целесообразно широко применять графические иллюстрации.

  1. Показательная и логарифмическая функции (36 часов)

Понятие о степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений. Показательная функция, ее свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Производная показательной функции. Число е и натуральный логарифм. Производная степенной функции.

Основная цель – привести в систему и обобщить сведения о степенях; ознакомить с показательной, логарифмической и степенной функциями и их свойствами; научить решать несложные показательные, логарифмические и степенные уравнения, их системы.

Следует учесть, что в курсе алгебры девятилетней школы вопросы, связанные со свойствами корней n-ой степени и свойствами степеней с рациональным показателем не рассматривались, изучение было ограничено действиями со степенями с целым показателем и квадратными корнями. Поэтому, эта тема изучается как новый материал. Серьезное внимание следует уделить работе с основными логарифмическими и показательными тождествами, которые используются как при изложении теоретических вопросов, так и при решении задач.

Исследование показательной и логарифмической и степенной функций проводится в соответствии с ранее введенной схемой. Проводится краткий обзор свойств этих функций в зависимости от значений параметров.

Раскрывается роль показательной функции как математической модели, которая находит широкое применение при изучении различных процессов.

Материал об обратной функции не является обязательным.

  1. Итоговое повторение  (24 часа)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры и начал анализа полной школы, подготовка к итоговой аттестации.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

АЛГЕБРА

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • строить графики изученных функций;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

уметь

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
  • вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА

уметь

  • решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей;

ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
  • вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
  • анализа информации статистического характера;


№ п.

Содержание материала

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учеников

Элементы содержания

Кодификатор ЕГЭ

Примечание

I четверть (27 уроков)

Определение производной

1

Уметь: 

  • уметь вычислять производные по таблице производных, производную суммы, произведения, частного функций;
  • находить производную сложной функции,
  • решать задачи на применение производной.

Касательная к графику функции. Понятие о производной, ее геометрический и механический смысл. Правила дифференцирования суммы, произведения, частного, степени. Схема исследования функции с помощью производной.

4.1.1

Таблица производных

1

4.1.3

Правила дифференцирования

1

4.1.4, 4.1.5

Производная сложной функции

1

4.1.5

Применение производной.

1

4.2.1, 4.2.2

§ 7. Первообразная (10 часов)

26

Определение первообразной

2

Знать и понимать:

  • первообразная, связь с производной, основное свойство, общий вид, график первообразной, таблица первообразных,
  • первообразная суммы, разности, первообразная функции с постоянным множителем, первообразная сложной функции

Дифференцирование, первообразная.

4.3.1

27

Основное свойство первообразной

2

Вид первообразной, график первообразной, таблица первообразных

4.3.1

28

Три правила нахождения первообразной

4

Первообразная  суммы, разности. Первообразная функции с постоянным множителем. Первообразная сложной функции.

4.3.1

Подготовка к контрольной работе

1

Контрольная работа №1 по теме «Первообразная»

1

§ 8. Интеграл (12 часов)

29

Анализ контрольной работы. Площадь криволинейной трапеции

3

Знать и понимать:

  • криволинейная трапеция, геометрический смысл первообраз ной, площадь криволинейной трапеции,
  • интеграл функции, знак интеграла, подынтегральная функция, верхний и нижний пределы интегрирования, формула Ньютона-Лейбница.

Криволинейная трапеция

4.3.2

30

Формула Ньютона - Лейбница

3

Интеграл функции, знак интеграла, подинтегральная функция, верхний и нижний пределы интегрирования, формула Ньютона- Лейбница.

4.3.2

31

Применение интеграла

3

4.3.2

Подготовка к контрольной работе

1

Контрольная работа №2 по теме «Интеграл»

1

Анализ контрольной работы

1

II четверть (21 урок за четверть)

§ 9. Обобщение понятия степени (14 часов)

32

Корень n-й степени и его свойства

4

Знать и понимать:

  • корень n-й степени, арифметический корень n-й степени, основные свойства,
  • иррациональные уравнения и способы решения,
  • определение степени, свойства степени,
  • степенная функция, ее свойства и график.

Корень n -степени из неотрицательного числа, извлечение корня, подкоренное выражение, показатель корня, радикал

1.4.1,

33

Иррациональные уравнения

4

Иррациональное уравнение. Решение иррациональных уравнений.

2.3.1

34

Степень с рациональным показателем

4

Определение степени, свойства степени.

1.4.2, 1.4.3

Подготовка к контрольной работе

1

Контрольная работа № 3 по теме «Степень и ее обобщение».

1

§ 10. Показательная и логарифмическая функции (20 часов)

35

Анализ контрольной работы. Показательная функция

3

Знать и понимать: определение, свойства показательной функции и ее график; показательные уравнения, их корни, неравенства

Формула, график показательной функции, ее свойства.

3.3.6

36

Решение показательных уравнений и неравенств

4

Показательные уравнения, их корни, неравенства и системы уравнений.

2.1.5,

2.2.3

III четверть (30 уроков)

37

Логарифмы и их свойства

4

Знать и понимать:

- определение и свойства логарифмической функции, ее графики

- виды логарифмических уравнений, неравенств и систем, способы их решения

Определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифма, график  и свойства.

1.3.1

1.3.2

38, 40

Логарифмическая функция и ее свойства. Логарифмическая функция как обратная к показательной

3

Формула, график логарифмической функции, ее свойства.

3.3.7

39

Решение логарифмических уравнений и неравенств

4

Логарифмическое уравнение, потенцирование, равносильные логарифмические уравнения, функционально-графический метод, метод потенцирования, метод введения новой переменной, метод логарифмирования

2.1.6

2.2.4

Подготовка к контрольной работе

1

Контрольная работа №4 по теме «Показательная и логарифмическая функции»

1

§ 11. Производная показательной и логарифмической функций (16 часов)

41

Анализ контрольной работы. Производная показательной функции. Число е.

4

Знать и понимать:

-  Формулы производной и первообразной показательной и логарифмической функции.,

  • обратная функция, обратимость,
  • число е ,экспонента, формулы производной, первообразной.

Число е, экспонента, формулы производных и первообразной. Определение, свойства показательной функции и ее график.

1.3.3

42

Производная логарифмической функции.

3

Определение, свойства логарифмической функции и ее график, производная логарифмической функции.

4.1.5

43

Степенная функция

3

Определение и свойства степенной функции, ее графики, формулы производной.

3.3.4

44

Понятие о дифференциальных уравнениях

4

Простейшее дифференциальное уравнение, непосредственное интегрирование, решение уравнения, вторая производная.

Подготовка к контрольной работе

1

Контрольная работа №5 по теме «Производная логарифмической функции»

1

Анализ контрольной работы

1

IV четверть (24 урока за четверть)

Итоговое повторение (24 часа)

Перестановки

1

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по основным темам, подготовка к экзамену

Размещения

1

Сочетания

1

Понятие вероятности события

1

Свойства вероятностей события

1

Относительная частота события

1

Условная вероятность. Независимые события.

1

Тригонометрические функции

2

Производная и её применения

2

Первообразная и интеграл

2

Показательная функция

2

Логарифмическая функция

2

Итоговая контрольная работа №6

2

Анализ контрольной работы

1

Подготовка к экзамену

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...