Математика в классах физико-химического профиля.
статья по алгебре (10, 11 класс) на тему

Белкина Ирина Валентиновна

Методика преподавания  (ее особенности) математики в классах физико-химического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodovanie_matematiki_v_profilnom_klasse.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание математики в классе

физико-химического профиля.

   Сегодня выпускник средней школы оказывается в ситуации непростого выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности. Формы профильного обучения должны помочь молодому человеку самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям и желаниям личности, должны сформировать мотивацию на дальнейшее углубленное изучение математики. Профильная подготовка школьников позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка. Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления ряда накопившихся издержек, порожденных кризисом образования. Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на  знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. В рамках этих требований система профессионального образования и обучения призвана решать триединую задачу развития :

- личности, способной реализовать свой потенциал в профессиональном и личном плане;

- общества – за счет уменьшения различий и неравенства между гражданами;

- экономики –путем обеспечения соответствия умений на рынке труда.

   Целью профильного обучения в 10 А классе является создание условий для образования ребят с учетом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильным интересом и намерениями в отношении продолжения образовании. Поэтому, приступая к работе в данном классе, я задумалась над вопросом «Как сделать так, чтобы обучение детей было непрерывным, интересным и полезным?».Главное – отказ от обучения по принципу «Эту задачу нужно решать так». Акцент делаю на том, почему задачу нужно решать именно так, почему не проходит какой-то иной способ, зачем в решении столько, казалось бы, лишних условий. Активно использую методики, в которых учащимся предлагаются ошибочные способы решения задач ( или решения с какими-то недочетами).Это позволяет держать класс «в тонусе» : ученики привыкают к тому, что нельзя принимать «на веру» ни одну из фраз учителя. Тем самым в школьниках воспитывается абсолютно необходимый самоконтроль и критическое отношение к материалу.

   В течении работы с физико-химического профиля  классом я столкнулась со следующими проблемами :

- неумение отличить то, что они понимают, от того, что они не понимают;

- неумение логически мыслить, отличать истинное рассуждение от ложного, необходимые условия и достаточные;

- неправильное представление о главном и второстепенном;

- неумение вести диалог : понять вопрос преподавателя и ответить именно на него , а также сформулировать свой вопрос.

   И в профильных классах основной формой обучения, да и всей учебной деятельности, остается урок-форма организации учебной деятельности учителя и ученика – логически законченный. В своей работе я применяю следующие виды уроков:

   - урок-лекция. Мне нравится блочно-модульная система обучения, где этот вид урока используется в самом начале блока(тема). А дальше блок делится на модули, где идет конкретизация темы, выработка умений и навыков с различными формами самостоятельной работы. На вводной лекции излагаю материал в логической последовательности, даю целостное представление о содержании темы, ее взаимосвязи с другими темами, практическое значение. Методика вводной лекции разработана достаточно подробно и дает хорошие результаты.(«Числовые последовательности», «Показательная функция», «Логарифмическая функция»);

  - урок- семинар. Такую форму урока  применяю при изучении тем : «История развития числа», «Способы решения уравнений и систем уравнений»;

  - урок поабзацной проработки текста, особенно часто использую на уроках геометрии, приучая работать с книгой при знакомстве  с новым пособием;

  - бинарный урок. Особенно удачен при изучении темы «Показательная функция» математика+биология;

  - система повторительно-обобщающих уроков. На этих уроках основное время занимает самостоятельная работа учащихся, поэтому они чаще всего переходят в уроки-практикумы, охватывающие задания разной сложности : от обязательного уровня, до задача повышенной сложности.

   На своих уроках я использую следующие технологии:

- технология уровневой  дифференциации. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание. Ученики постоянно заняты посильным трудом. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации;

- технология проблемного обучения. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну и важность объекта познания. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока : при объяснении, закреплении, контроле;

-групповые технологии позволяют организовать активную самостоятельную работу на уроке. Например, решение геометрических задач у доски в паре. Учащиеся при этом чувствуют себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей.

   Системная работа по использованию мною современных  педагогических  технологий  и их элементов приводит к тому, что успеваемость по математике – 100 процентов, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

   Основные задачи курса математики в профильном классе :

1)успешное овладение навыками решения различных задач курсов «Алгебра», «Геометрия», «Физика», «Химия»;

2)полнее развивать потенциальные творческие способности выпускников, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала;

3)качественная подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, а так же учиться дальше не испытывая трудностей с математическими обоснованиями и расчетами.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 8 класс,социально-экономический профиль

Рабочая программа алгебры 8 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа по математике ориентирована на уча...

Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля

Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...

календарно-тематическое планирование по математике 10 класс физико-математический профиль

Поурочное планирование по математике для физико-математического профиля...

рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля

рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....

Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....