Урок алгебры в 11 классе "Правила дифференцирования"
план-конспект урока по алгебре на тему

Мельникова Татьяна Михайловна

Обобщающий урок по теме «Правила дифференцирования»

Цель:

- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Правила дифференцирования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_kl_pravila_diff.docx79.52 КБ
Office presentation icon urok_v_11_klasse_pravila_diff.ppt397 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Правила дифференцирования»

Цель:

- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Правила дифференцирования»

Цели урока.

Образовательная: 

  • Обобщить и систематизировать правила дифференцирования;
  • Проверить сформировавшиеся  умения и навыки: 

- применения правил вычисления производной функции и  нахождения  значения производной в данной точке.

  • Развивать навыки устной работы.

Развивающая:

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся, логическое и алгоритмическое мышление, внимание, память.
  • Формировать  такие качества, как  самостоятельность; развивать умения учащихся действовать в незнакомой ситуации.

   

Воспитательная:

  • Повышать уровень ответственности отношения к учебному труду,
  • Способствовать  развитию  интереса к математике.

  • Методы и приемы: словесный, наглядный.
  • По типу: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Оборудование: раздаточный материал (разноуровневые карточки с практическими заданиями), плакат “Производная. Правила дифференцирования” с основными формулами. Компьютер,  меловая доска, слайдовая презентация урока.

Ход урока

1.Организационный момент.

    Приветствие. Постановка целей.  Эпиграф. Слайд 2.

- Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький.                                                                                (Конфуций)

- Какой путь к знанию выбираете для себя вы?

- Какой из путей вы считаете самым продуктивным?

Сегодня мы посмотрим, по  какому из путей к знанию движетесь вы.

2. Актуализация знаний.

а) Теоретический опрос.

  1. Дайте определение производной функции.
  2. Записать определение производной с помощью математических символов.
  3. Ответить на вопрос: «Когда функция дифференцируема в точке х?»
  4. Что называется дифференцированием?
  5. Записать правила дифференцирования.

- Производная суммы;
- О постоянном множителе;
- Производная произведения;
- Производная частного;

- Производная сложной функции.

6. Запишите производную степенной функции.

б) Устные упражнения. Слайд 3 - 4.

Чему равны производные следующих функций:

  1. у = 2х – 3
  2. у = х2 – 5х + 4
  3. у =
  4. у = (х – 3) 12 
  5. у = х2 – 3х + 4
  6. у = x4-3x2-7
  7. у = (3 – 4х)2 
  8. у =
  9. у = 4x5- 6x3+ 15x2_ 27
  10. у =  
  11. у = 305
  12. у = (х + 8)25         
  13. у = 5х6 +36x2-7
  14. у =

в) « Верю – не верю».

Каждому ученику выдается карточка белого и черного цвета. При утвердительном ответе поднимается белая карточка, при отрицательном – черная.

  • Верно ли, что производная суммы функций равна сумме производных этих функций?
  • Верно ли, что производная  3 равна 0?
  • Верно ли, что производная   равна ?
  • Верно ли, что производная  Х равна 1?
  • Верно ли, что производная функции у = х–5 равна  ?
  •  Верно ли, что производная произведения функций равна произведению производных этих функций?

3.Тренировочные упражнения.  Тест «Установи соответствие». Слайд 5.

1. f(x) = (4 – 3x) 

2. f(x) =

3. f(x) =

4. f(x) = (9x – 3x + 7)

5. f(x) =

а)  f '(x) = (144x – 24)(9x – 3x + 7)

б)  f '(x) =

в)  f '(x) =

г)  f '(x) =

д)  f '(x) = - 30(4 – 3x) 

1. f(x) =

2. f(x) =

3. f(x) =

4. f(x) = (20x + 4)

5. f(x) =

а) f '(x) =

б) f '(x) =  420(20x + 4)

в)f '(x) =  

г) f '(x) =  

д) f '(x) = -15(4 - 1,5x)

Ответ. 1 вариант. 1-д, 2-б, 3-г, 4-а, 5-в.

 2 вариант.  1-в, 2-д, 3-а, 4-б, 5-г.

4.Работа у доски. Слайды  6- 7.

№ 1. Найти производную функции:

а)  f (x) = 4х2 + 5х + 8;                              

б)  f (x) =  (3x + x2) · x2;      

в)  f (x)=  ;

г)  f (x) = (9-х3) 6 +   .                  

№ 2. Найти производную функции  f (x) и значение производной в точке х0=1:

                                       .

№ 3. Найти значения переменной х, при   которых верно равенство: f´ (x)=0.

                                              f (x) =( х-3)· х2 .

 № 4. Выяснить, при каких значениях х производная функции   f (x) принимает отрицательные значения,  если:

                                                    f (x) = х2- 7х +10.

Историческая справка. Слайды 8 - 9.

Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики.   Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому  Ньютону и немецкому математику Лейбницу.

Чтобы исследовать и выражать законы физики, Ньютону приходилось заниматься и математикой. Он, решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, создает общий метод решения таких задач – метод флюксий, т.е. производных. В книге «Метод флюксий» (1670-1671), которая была опубликована уже после его смерти, были заложены основы математического анализа.

  Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление. По его инициативе создается журнал, в котором группа математиков оттачивает методы нового математического анализа.

   

Физминутка:

- Немного отдохнем. Упражнение, которое я вам предлагаю, помогает активизировать мыслительную деятельность. Их можно использовать при подготовке к экзаменам и  даже во время  их сдачи.

 «Кулак – ребро – ладонь»

Показать три положения рук на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребята выполняют пробу вместе с педагогом, а затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

5.Работа по карточкам  (разноуровневая работа, выполняется учащимися на местах):

Карточка №1  (уровень А).

Найдите производную функции:

  1. у =  7х2 +5х – 12
  2. у = (х – 5)(2х – 5)
  3. у = http://festival.1september.ru/articles/417768/Image792.gif
  4. у = (2х + 4)3         
  5. Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х3 - 3х2 - 25

Карточка №2  (уровень В).

Найдите производную функции:

  1. у = (х3 – 2х2 + 5)6;
  2. у = (х3 – 1)(х2 + х + 1)
  3. у = http://festival.1september.ru/articles/417768/Image785.gif
  4. у = http://festival.1september.ru/articles/417768/Image774.gif
  5. Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = х4 - 2х2 + 1

     

Карточка №3 (уровень С).

Найдите производную функции:

  1. y =
  2. у = (х2 + 6)http://festival.1september.ru/articles/417768/Image789.gif 

3.   y = http://festival.1september.ru/articles/417768/Image778.gif

4.    y = http://festival.1september.ru/articles/417768/Image779.gif

5.Решите уравнение: f ' (x) = 0, если f (x) = -http://festival.1september.ru/articles/417768/Image787.gif 

6.  Резерв.  Программированный контроль. Слайд 10.

- Необходимо найти производную и вычислить ее значение в данной точке. Выбрать правильный ответ и записать его номер. Номера правильных ответов нужно написать в строчку, чтобы получилась запись из трёх цифр.

Задания

Варианты ответов

Вариант I

Вариант II

1

2

3

4

f(x)=(1+2x)(2x-1)

Найдите  

f(x)=(3-2x)(2x+3)

Найдите  

-16

17

16

-17

Найдите

Найдите

27

9

6

81

Найдите

Найдите

3

1

-1

-3

Ответы:

I вариант: 1, 2, 3                   II вариант: 3, 1, 4

7. Рефлексия

- Вспоминая эпиграф  урока, ответьте на вопрос: каким путем к знанию двигались  сегодня вы?

8. Домашнее задание

Составить проверочную карточку из трёх заданий по данной теме (разноуровневую) и карточку с ответами.

9.Итог урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Правила дифференцирования» Мельникова Т.М. учитель математики

Слайд 2

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)

Слайд 3

у = 2х – 3 у = х 2 – 5х + 4 у = √ х у = (х – 3) 12 у = х 2 – 3х + 4 у = x 4 -3x 2 -7 у = (3 – 4х) 2 у = Устные упражнения Чему равны производные следующих функций:

Слайд 4

у = 4x 5 - 6x 3 + 15x 2_ 27 у = х у = 305 у = (х + 8) 25 у = 5х 6 +36x 2 -7 у =

Слайд 5

Установи соответствие 1в 1. f(x) = (4 – 3 x ) 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (9 x – 3 x + 7) 5 . f(x) = а) f '( x ) = (144 x – 24)(9 x – 3 x + 7) б) f '( x ) = в) f '( x ) = г) f '( x ) = д) f '( x ) = - 30(4 – 3 x ) 2 в 1. f(x) = 2. f(x) = 3. f(x) = 4. f(x) = (20 x + 4) 5. f(x) = а) f '( x ) = б) f '( x ) = 420(20 x + 4) в) f '( x ) = г) f '( x ) = д) f '( x ) = -15(4 - 1,5 x )

Слайд 6

№ 1. Найти производную функции а) f (x) = 4 х 2 + 5 х + 8; б) f (x ) = (3 x + x 2 ) · x 2 ; в) f (x)= ; г) f (x) = (9- х 3 ) 6 +

Слайд 7

№ 2. Найти производную функции f (x) и значение производной в точке х 0 =1: № 3. Найти значения переменной х, при которых верно равенство: f´ (x)=0. f (x ) =( х-3) · х 2 . № 4. Выяснить, при каких значениях х производная функции f (x) принимает отрицательные значения, если: f (x ) = х 2 - 7х +10.

Слайд 8

Историческая справка Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу. Чтобы исследовать и выражать законы физики, Ньютону приходилось заниматься и математикой. Он, решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, создает общий метод решения таких задач – метод флюксий, т.е. производных. В книге «Метод флюксий» (1670-1671), которая была опубликована уже после его смерти, были заложены основы математического анализа. Исаак Ньютон (1643- 1727 гг.)

Слайд 9

Известен не только как математик, но и философ, доктор права. Изобрел механический калькулятор (арифмометр), чертежи подводной лодки. Создал комбинаторику как науку, описал двоичную систему счисления. Лейбниц создает дифференциальное и интегральное исчисление. По его инициативе создается журнал, в котором группа математиков оттачивает методы нового математического анализа. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716 гг.)

Слайд 10

Задания Варианты ответов Вариант I Вариант II 1 2 3 4 f ( x )=(1+2 x )(2 x -1) Найдите f ( x )=(3-2 x )(2 x +3) Найдите -16 17 16 -17 Найдите Найдите 27 9 6 81 Найдите Найдите 3 1 -1 -3 Резерв. Программированный контроль Необходимо найти производную и вычислить ее значение в данной точке. Выбрать правильный ответ и записать его номер. Номера правильных ответов нужно написать в строчку, чтобы получилась запись из трёх цифр.

Слайд 11

С П А С И Б О !!! УРОК ОКОНЧЕН! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Правила дифференцирования (f(x)+g(x)) и (c f(x))" - Конспект урока

ЦелиОбучающая:Осуществить контроль за усвоением и формированием ЗУН  учащихся по теме «Производная. Производная степенной функции»Ввести правила дифференцирования (f(x)+g(x))΄ и (c f(...

Из опыта работы по организации дифференцированной самостоятельной работы на уроках алгебры.

Необходимым условием образовательного процесса является дифференциация и индивидуализация обучения. На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача ...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....

Дифференцированная самостоятельная работа к уроку алгебры в 7 классе по теме: "Умножение одночленов".

Самостоятельная работа обеспечивает индивидуальный подход к учащимся....

«Организация дифференцированного подхода на уроках алгебры и начал математического анализа в 11 классе. Производная и её применение»

Тип урока: урок-практикумДидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и активизации обучения....