Разработка урока на тему "Нахождение числа по его дроби"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Давлитшина Лиза Кашиповна

Урок с применением новых обучающих структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_chisla_po_ego_drobi.docx798.84 КБ
Файл chislo_po_ego_drobi_.pptx388.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ПОДГОРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЮТАЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В VI КЛАССЕ

 НА ТЕМУ  

ДАВЛИТШИНА Л.К.,

УЧИТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ.

ПОДГОРНЫЙ, 10.12.2014.

Цель: ввести правило нахождения числа по его дроби и показать его применение при выполнении упражнений и решении задач.

Задачи урока:

Образовательные: отработать навыки нахождения числа по его дроби; учить решать примеры и текстовые задачи; проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.

Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, стремления к преодолению трудностей, расширения кругозора; активизация  внимания учащихся с помощью применения мультимедийных средств,

Воспитательные:  воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, за своих героев. воспитание настойчивости, упорства в достижении цели,  ответственности за общий результат.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Анализ контрольной работы.

1. Сообщить учащимся результаты контрольной работы и указать ошибки.

2. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.

II. Актуализация опорных знаний.

      1.  Устная работа . Применяем структуру  Релли Робин для развития коммуникации, сотрудничества. Проговариваем партнеру по плечу, затем меняемся. Повторить правила умножения, деления дробей, нахождения дроби от числа.

2. Покори гору. Учащиеся на табличках вписывают ответы: 1 вариант – слева, 2 вариант – справа. Оцениваем Кто достиг горы – «5», кто на 5 лестнице  - «4», кто прошел 3 лестницы – «3»

img33

  1. Постановка учебной задачи.
  1. У. Прочитайте задачи (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Какая из них лишняя и почему?
  • В школе 360 учащихся, из них 4/9 составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?
  • В зрительном зале 120 мест. Во время спектакля занято 2/3 всех мест. Сколько мест занято в зрительном зале?

       - Расчистили от снега  катка, что составляет 800 м2 .     Найти площадь катка.

/ Третья задача лишняя потому, что в первых двух задачах надо найти часть числа, а в последней все число, т.е. найти целое/.

  • У. Как можно назвать вид таких задач?

/Д. Нахождение числа по дроби./

  • У. Значит какова тема сегодняшнего урока?

/. Нахождение числа по его дроби./

  •  У. Запишите тему урока в тетрадях. Сформулируйте цель урока, используя слова: научиться, знать, уметь (слова записаны на доске).

/Дети формулируют цель урока/

  • У. Для чего нам нужно уметь решать такие задачи?

/ Дети высказывают свои мнения./(многие профессии связаны с дробями)

  • Как вы думаете, как решать такой вид задач?

/Дети выдвигают предположение/

  • У. Оцените свою работу на этом этапе урока.

  1.  «Открытие» детьми нового знания (работа в парах).
  • У. Для того, чтобы научиться решать задачи такого вида новым способом, вы будете работать в парах по карточке № 1(Приложение №2).

/Дети выполняют задание./

  • У. Проверим, как вы справились с заданием на карточке № 1.

/ Каждая группа зачитывает самостоятельно сделанный  вывод./

  • У. Правильность вывода проверим, прочитав правило.

/ Отгибают часть листа карточки № 1 и читают правило./

  • У. Вот как можно запомнить это правило в стихах (Приложение №3).
  • Верно ли вы выдвинули предположение о нахождении числа по значению его дроби?

У. Оцените свою работу на этом этапе урока.

  1. Первичное закрепление нового способа нахождения числа по его части
  • У. Проверьте, верно ли найдено число по его дроби, если:

     2/5 равны 3               3 : 2/5 = 3 ∙ 5/2 = 15/2

    3/4 равны 12                12 ∙ 3/4= 12 ∙ 3/4 = 9

    5/7 равны 25                 25 : 5/7 = 125/7 = 1 7 6/7

    ( записано на доске)

     / Находят и исправляют ошибки, проговаривая алгоритм./

5. Разобрать решение задачи 2 на страницах 104–105 учебника.

Пшеницей засеяно 2400 га, что составляет 0,8 всего поля. Найдите площадь всего поля.

Решение.

Так как 2400 : 0,8 = 24000 : 8 = 3000, то площадь всего поля равна 3000 га.

Ответ: 3000 га.

6. Решить задачу 3 (решение на странице 105 учебника).

VI.   Закрепление изученного материала.

1. Решить задачу № 647 на доске и в тетрадях.

Решение.

1) 300 :  (м) длина дистанции.

Ответ: 800 м.

2. Решить задачу № 648 с комментированием на месте.

Решение.

1) 1,5 :  (м) длина всей сваи.

Ответ: 8 м.

3. Решить задачу № 650 (решение рассказывает 1 ученик, затем оформляют).

Решение.

18% = 0,18

1) 68,4 : 0,18 = 6840 : 18 = 380 (км/ч) средняя скорость самолета с прежним двигателем.

Ответ: 380 км/ч.

ФИЗПАУЗА.             ОС  МИКС-ФРИЗ-ГРУПП.

  1. Умножьте  1/2   на 6. (Сформулируйте правило, почему получилось 3)

2.   Чему равно произведение взаимно обратных чисел. (почему)

3.   Назовите знаменатель дроби 5/9.

Отработка навыков нахождения дроби от числа и числа по его лроби.                                        

                              «Прочитай фамилию героя»

 

 

Шарипов Фатых Зарипович – командир танковой роты 398-го танкового батальона 183-й танковой бригады (10-й танковый корпус, 40-я армия, Воронежский фронт), старший лейтенант.

Родился 20 января 1921 года в селе Байряки-Тамак ныне Ютазинского района Республики Татарстан в крестьянской семье. Татарин. Окончил 3 курса Бугульминского педагогического училища, работал учителем. Призван в армию в 1940 году Бавлинским райвоенкоматом. Окончил Казанское танковое училище в 1942 году.

В действующей армии – с мая 1942 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Был дважды тяжело ранен.

Особо отличился при форсировании реки Днепр в ходе Сумско-Прилукской наступательной операции и в боях на  Букринском плацдарме.

В ночь на 23 сентября 1943 года под огнем противника во главе своей  роты переправился через Днепр в районе села Балык (ныне Балыко-Щучинка, Кагарлыкский район Киевской области), овладел селом Балык и в течение 3 суток отражал контратаки противника. В боях по расширению плацдарма овладел тактически важной высотой. Лично уничтожил 5 вражеских танков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, Шарипову Фатыху Зариповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Вооруженных Силах. В 1946 году окончил Ленинградскую высшую офицерскую школу бронетанковых и механизированных войск. Служил на преподавательской работе в военных учебных заведениях. С 1951 года подполковник Ф.З.Шарипов – в  запасе. Жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Работал в Ленинградском мореходном училище.

Скончался 29 июня 1995 года. Похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Награжден орденами Ленина (10.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами  Красной Звезды (16.07.1943; 30.08.1943), медалями.

Именем Героя названа улица в селе Байряки-Тамак. Оно занесено на мраморную табличку мемориального комплекса в парке Победы в Казани. В городе Бавлы на Аллее Героев установлен Бюст Ф.З.Шарипова.

ИТОГ данного этапа.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа

 (решить по одной задаче, 1-на «3»,2-на «4», 3 – на «5»)

Вариант 1

1. а) В саду среди всех деревьев было 33 вишни, что составляло 0,3 всех деревьев. Сколько деревьев росло в саду?

б) Скосили Image597луга. Найдите площадь луга, если скосили 21 га.

        2. Было отремонтировано 29 % всех станков цеха, после чего осталось  ещё 142    

            станка. Сколько станков в цехе?

3. В первый час автобус прошёл 40 % всего пути, во второй час Image598всего пути, а в третий – остальные 44 км. Какое расстояние прошёл автобус за эти три часа?

Вариант 2

1. а) На линию вышли 32 автобуса, что составляет 0,4 всех автобусов автопарка. Сколько всего автобусов в автопарке?

б) Серёжа прочитал 24 страницы, что составляет Image597всей книги. Сколько страниц в книге?

2. В первый час автомашина прошла 27% намеченного пути, после чего ей осталось пройти 146 км. Сколько километров составляет длина намеченного пути?

3. Трактористы вспахали поле за три дня. В первый день они вспахали Image599поля, во второй день 60% поля, а в третий день – остальные 36 га. Найдите площадь поля.

работы проверяются с применением ОС ( ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН)

Встаньте пожалуйста те, у кого ответ 1 задачи а) 110  б) 49га  -  1  вариант. Садитесь, спасибо.

Встаньте те, у кого ответ 1 задачи а) 80  б) 56 стр.  -  2  вариант

Встаньте те, у кого ответ 2 задачи -   200 ст - 1  вариант

Встаньте те, у кого ответ 2 задачи – 200км  -  2  вариант

Встаньте те, у кого ответ 3 задачи  - 165км -  1  вариант

Встаньте те, у кого ответ 3 задачи -  240 га -  2  вариант

IV. Итог урока.   Что я сегодня узнал? Чему научился? Могу ли применить правило при решении задач?

1. Сформулируйте правило нахождения числа по данному значению его дроби.

2. Расскажите, как найти число по данному значению его процентов.

Домашнее задание: выучить правило п. 18; решить № 680, 683, 678 (3; 4).

  1. Повторение (задание по дидактическим материалам) (запасной вариант).

Приложение 1.

ЗАДАЧА 1.

В школе 360 учащихся, из них 4/9 составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?

ЗАДАЧА 2.

В зрительном зале 120 мест. Во время спектакля занято 2/3 всех мест. Сколько мест занято в зрительном зале?

ЗАДАЧА 3.

       Расчистили от снега  2/5 катка,  что составляет 800 м2 .     Найти площадь катка.

Приложение 2.

Карточка № 1

1. Решите задачу так, как вы решали в пятом классе.

Расчистили от снега  катка, что составляет 800 м2 . Найдите площадь катка.

Решение: __________________________________________________________

__________________________________________________________________  

2. Попробуйте найти другой способ решения этой задачи, используйте знания по теме: « Умножение и деление обыкновенных дробей»

Решение:

 Как найти число по данному значению его дроби?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

-----------------------------линия сгиба---------------------------------

Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.

  1. Рабочая карта урока.___________________________________________

задание

теория

Разминка

Покори гору

задачи

Фамилия героя

общая отметка за урок

отметка

  4 - а,       9 - ш ,        45 - р,             49 - в,               26 - п ,             2 –о,             25 – и

9

4

45

25

26

2

49


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Сегодня 10 декабря 2014 года.

Слайд 2

План урока Анализ контрольной работы. Гимнастика ума. Работа по карточке по новой теме Работа у доски. «Верно, неверно?» Решение задач. Физпауза . Тест «Прочитай фамилию героя». Самостоятельная работа. Подведение итогов.

Слайд 3

Повторение: Вопросы : -Сформулируйте правило умножения дробей. -Сформулируйте правило деления дробей. - Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.

Слайд 4

П О К О Р И Г О Р У Математика-гимнастика ума

Слайд 5

Какая задача лишняя? Приложение 1. ЗАДАЧА 1. В школе 360 учащихся, из них 4/9 составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе? ЗАДАЧА 2. В зрительном зале 120 мест. Во время спектакля занято 2/3 всех мест. Сколько мест занято в зрительном зале? ЗАДАЧА 3. Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 800 м 2 . Найти площадь катка.

Слайд 6

Нахождение числа по его дроби

Слайд 7

Цели и задачи : знать правило нахождения числа по его дроби ; уметь анализировать условие задачи, относить ее к тому или иному типу и решить её; научиться находить число по его дроби .

Слайд 8

Нахождение числа по его дроби Дробь Число Значение дроби

Слайд 9

ПРАВИЛО Чтобы найти число по д анному значению его дроби, надо это зн ачение разделить на дробь.

Слайд 10

Девиз: «Мало знать , надо применять ». И . В. Гёте.

Слайд 11

Первичное закрепление. Проверьте, верно ли найдено число по его дроби, если: 2/5 равны 3 3 : 2/5 = 3  5/2 = 15/2 3/4 равны 12 12  3/4= 12  3/4 = 9 5/7 равны 25 25 : 5/7 = 125/7 = 1 7 6/7

Слайд 12

? м 300 м Лыжник прошел на лыжах 300м., что составило 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции? № 647 30 0 : = 800 (м ) 3 8

Слайд 13

1,5 м Свая возвышается над водой на 1,5 м, что составляет 3/16 длины всей сваи. Какова длина всей сваи? № 648 3 1,5 : = 8 (м) 16

Слайд 14

Физпауза . МИКС-ФРИЗ-ГРУПП Умножьте 1/2 на 6. Чему равно произведение взаимно обратных чисел. 3. Назовите знаменатель дроби 5/9.

Слайд 15

от а) 14 39 б) 100 в) от от Найдите дробь от числа.

Слайд 16

которого равны а) 14 б) в) ? которого равны 6 ? которого равны ? Найдите число по его дроби. г) которого равны 0.2 5 ?

Слайд 17

Используя найденные ответы заполните пропуски и прочитайте текст. Герой Советского Союза –наш земляк. 4 - а, 9 - ш , 45 - р , 49 - в, 26 - п , 2 –о, 25 - и 9 4 45 25 26 2 49 ш а р и п о в

Слайд 18

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за умелые действия при переправе через Днепр, захват плацдарма, за мужество, смелость и героизм, старшему лейтенанту Шарипову Фатыху Зариповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Фатых Зарипович Шарипов

Слайд 19

Самостоятельная работа 1 задача - «3» 2 задача - «4» 3 задача - «5»

Слайд 20

Давайте проанализируем. Мы умеем решать задачи двух видов: нахождение дроби от числа и нахождение числа по его дроби . Кто заметил на что следует обратить внимание в задаче, чтобы правильно применить правила и выбрать действие? Находим от чего-то – умножением /часть/. Что составляет – делением /целое/.

Слайд 21

Я всё понял, у меня всё получалось! Мне не всё удавалось , придется дома повторить ещё раз Мне было очень трудно и непонятно. Надо обратиться к учителю. Оцени свою работу на уроке. Поставь себе отметку за урок

Слайд 22

Домашнее задание П. 18 – выучить правило. Решить задачи № 680. 683, 678(3,4).

Слайд 23

Рефлексия. Понравился ли вам урок, ребята ? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось? За что ты можешь похвалить себя? одноклассников? учителя? Есть ли место подвигу в жизни?

Слайд 24

Спасибо, за урок!

Слайд 25

Используемая литература. Математика 6 класс. Н.Я. Виленкин – М.: Мнемозина, 2001 Дидактический материал по математике 6 класс – М.: Просвещение, 2003 Интернет – ресурсы festival@1september.ru http :// school - assistant . ru /? predmet = matematika & theme = naxozdenie _ chisla _ po _ ego _ drobi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби" представлена в форме урока - путешествия. В работе представлен большой объем игрового и занимательного материала для повышения ...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на натуральное число" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на натуральное число" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

разработка урока на основе модульной технологии "Нахождение дроби от числа" 6 класс.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать,...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка урока математики:"Нахождение числа по его дроби"

Методическая разработка урока математики для 6 класса, к УМК Н.Я.Виленкин:"Нахождение числа по его дроби". Урок закрепления изученного....