Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Колесниченко Алёна Сергеевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответсвии ФГОС и обладает высоким познавательным и прикладным характером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Колесниченко Алёна Сергеева

Класс: 5

Тема урока: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: закрепление навыков умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, подготовка к контрольной работе, обозначить перспективу практического применения знаний и умений.

Задачи: 

  • Образовательная: совершенствование умений и навыков умножения и деления десятичных дробей на натуральное число при решении примеров и задач, подготовка к контрольной работе;
  • Развивающая: совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений, решение текстовых задач, развивать навыки применения знаний в конкретной ситуации, навыки логического мышления, развивать познавательный интерес, демонстрация практического применения полученных знаний;
  • Воспитательная: Формирование интереса к предмету математики, формирование активной жизненной позиции, ответственности и стремления к успеху.

Технологии:

      Элементы развивающего обучения,

      Элементы информационно-коммуникативные

      Элементы исследовательской деятельности

Форма работы учащихся: 

  1. Фронтальная
  2. индивидуальная

Методы:  репродуктивный, частично-поисковый

Планируемые результаты в виде предметных и универсальных учебных действий:

Личностные:

Формирование готовности и способности к самообразованию, навыков сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • Умение самостоятельно ставить цели
  • Выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем и организовывать сотрудничество для их решения
  • Умение контролировать и оценивать свои действия
  • Умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие

Познавательные: 

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
  • Умение ориентироваться в своей системе знаний
  • Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
  • Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Предметные: уметь решать примеры на умножение и деление десятичных дробей на натуральное число, уметь применять полученные навыки для решения задач.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Учебник Н.Я. Виленкин «Математика». 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, Москва, Мнемозина, 2009

4. Раздаточный материал

Продолжительность урока: 45 минут

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Время

1

Организационный.

Знакомство с числом пи, определение темы урока и целепологание.

5 мин

2

Актуализация знаний

7 мин

3

Практическое применение знаний.

Анализ домашнего задания, применение знаний в практической деятельности, анализ полученных результатов

15 мин

4

Закрепление полученных знаний.

Решение примеров и задач с взаимопроверкой на доске.

10 мин

5

Самостоятельная работа с самопроверкой. Самостоятельное выполнение заданий в тетради с самопроверкой

5 мин

6

Домашнее задание.

Выдача раздаточного материала с заданиями разного уровня сложности с ответами для организации самопроверки.

1 мин

7

Рефлексия.

Положить сой рисунок в одну из трех шляп, которые обозначают разный уровень готовности к контрольной работе.

2 мин

Список литературы:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, «Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», Москва, Мнемозина, 2009
  2. Н.А. Курдюмова, «Нестандартные уроки математики», Москва, Школьная пресса, 2004
  3. И.В. Баранова, З.Г. Борчугова, Н.Л. Стефанова «Задачи по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1988
  4. Интернет-ресурсы


Дидактичес

кая структура

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.Организационный этап

Приветствие учащихся.

На экране появляется памятник числу пи. Знакомство учащихся с этим числом, определение связи этого числа с датой и с данным уроком. Слайд№1.

 Слайд № 2

Слайд №3

Слайд №4

«Посмотрите на схему на доске». На доске расположена схема, состоящая из четырех геометрических фигур, вырезанных из бумаги, на которых написаны примеры:

  1. квадрат: 5,9:?=5,9
  2. прямоугольник: ? * 1,2=2,4
  3. ромб: 0,3*10=?
  4. Трапеция: 1,2*3+0,4=?)

«Найдите на схеме задание, ответом на которое будет являться 1 и назовите геометрическую фигуру, в которой оно написано.-Это квадрат. Давайте посмотрим, как будет называться следующий этап нашего урока»

(На обратной стороне квадрата написано «РАЗМИНКА»)

Учитель приветствует учащихся, организация внимания детей, знакомство с числом пи. Задает наводящие вопросы относительно связи числа пи и даты урока и темы урока. Предлагает сформулировать тему урока.

Учащиеся слушают учителя, рассуждают относительно числа пи, определяют тему урока, считают устные примеры.

5 мин

II.Актуализация знаний

-Откройте тетради, напишите число, классная работа.

-Поставьте в столбик 5 цифр. Я буду диктовать вам вопросы, вы пишите ответ в тетради около номера вопроса. Когда будете готовы поднимаете руку. 

(идет фронтальная проверка правильного ответа после каждого вопроса. Если ответ правильный, ученики сами ставят в тетради около ответа «+», если ответ не правильный, то ставят «-»)

1) Запишите дробь   в виде десятичной дроби

2) напишите третью цифру года основания г. Санкт-Петербург

3) Найдите значение выражения 13,13:13

4)Сколько передних и задних лап у утки

5) Округлите дробь 0,56 до десятых

После выполнения разминки выполните следующие задания устно:

  1. Найди ошибку

1)  138,5 · 100=1385  

2)  153,45 : 100=15345

  1. Поставь пропущенное действие

1)  3,7 ? 2 - 3,4 = 4

2)  8,5 : 5 ? 10,7=12,4

Организует повторение округления десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, создает возможность развития логического мышления, организует проверку правильности выполнения устных заданий

устно выполняют предложенные задания, в тетрадях выписывают только ответы на устные вопросы. При выполнении заданий, которые написан на слайдах, выходят к доске и пишут правильные ответы. Осуществляют самопроверку выполнения заданий.

7 мин

III.Практическое применений знаний

Посмотрите на схему на доске и найдите задание, ответом на которое будет 2. Это прямоугольник. На обратной стороне прямоугольника написано слово «Практика».

Вашим домашним задание было выбрать понравившейся вам кабинет в школе, измерить его длину и ширину. Длину округлить до сотых, а ширину до целого и посчитать площадь этого кабинета.

Учитель обсуждает с учениками способы выполнения измерений. Далее идет демонстрация измерительного прибора «лазерный длинномер».

 С помощью этого прибора учащиеся вместе с учителем выполняют задание:

  1. Измерить кабинет математики.
  2. Длину округлить до сотых
  3. Ширину округлить до целого
  4. Посчитать площадь кабинета,

«Давайте посмотрим, какие кабинеты вы выбрали, и какие данные у вас получились» Ученики поочереди выходят к доске и вешают с помощью магнита карточку с показанием площади кабинета.

Идет анализ полученных данным и учащимся предлагается проанализировать применение данных о площади школьных кабинетов в бытовых условиях.

Учитель: «Существуют санитарные нормы, определяющие какая площадь должна приходится в кабинете на 1 ученика». Проверим соответствует ли этот кабинет указанным нормам. Слайд №6

Ученик считает, сколько площади приходится на 1 ученика в данном кабинете математики, путем деления всей площади на количество учеников этого класса по списку.

Далее делается вывод, почему кабинет не соответствует данным санитарным нормам.

Напоминает каким было домашнее задание. Помогает ученикам проанализировать ход выполнения задания. Демонстрирует более удобный способ выполнения и знакомит учеников с новым измерительным прибором, применяемым в практической деятельности.

Организует проведения измерений данного кабинета, подсчет необходимых данных.

Организует проверку домашнего задания.

Предлагает учащимся проанализировать полученные данные и объяснить их практическое применение.

Организует демонстрацию практического применения знаний относительно данного кабинета математики. Организует анализ полученных результатов

Отвечают на поставленные вопросы

Один ученик на доске, остальные в тетрадях выполняют необходимые вычисления.

Поочереди выходят к доске и на магниты вешают заранее приготовленные карточки данными, полученными в домашнем задании.

Один ученик на доске, остальные в тетрадях выполняют необходимые вычисления. Делают выводы по полученным результатам.

15 мин

IV. Закрепление полученных знаний

Посмотрите на схему на доске и найдите задание, ответом на которое будет 3. Это ромб. На обратной стороне ромба написано слово «Тренировка»

Выполните следующие задания:

Слайд №7

Слайд №8

Организует выполнение заданий, решения задач, проверку правил вычисления.

Ученики решают предложенные задания в тетрадях с проверкой у доски. Выполняют самопроверку.

15 мин

V.Самостоятельная работа.

Посмотрите на схему на доске и найдите задание, ответом на которое будет 4. Это трапеция. На обратной стороне трапеции написаны слова «Решаем сами».

Выполните задания самостоятельно в тетрадях по вариантам.

Если в ответе вы получили число 5, значит задание вы выполнили верно.

Слайд №9

Сдайте ваши тетради.

Организует выполнение самостоятельной работы, предлагает выполнить самопроверку. В конце урока собирает тетради на проверку для оценивания работы на уроке

Выполняют задания.

Выполняют самопроверку, ищут и исправляют ошибки.

Сдают тетради для проверки работы на уроке.

5 мин

VI. Домашнее задание

На карточках вы видите несколько заданий, звездочкой помечены задания повышенной сложности. На обратной стороне карточки расположены правильные ответы. Вы можете сами себя проверить и если были ошибки, обратить на эти задания особое внимание.

Выдает карточки с дифференцированным домашним заданием. Объясняет правила выполнения задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

1 мин

VI.Рефлексия

 

В завершении сегодняшнего урока, я прошу вас положить ваши рисунки с эмблемой десятичной дроби, которые вы сделали дома, водну из трех шляп в конце класса. Каждая шляпа имеет свое значение.

Слайд №10

Организует рефлексию.

Объясняет значения шляп, организует самоанализ учащихся.

Учащиеся анализируют свою работу,

Учащиеся кладут свой рисунок в ту шляпу, значение который подходит для их самооценки.

2 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это памятник числу ПИ. Он находится в Сиэтле.

Слайд 2

Число Пи Пи – самое загадочное число в мире . Пи ( π ) - буква греческого алфавита. Его обозначение (вероятно, от греч. perijereia окружность, периферия) π ≈ 3,14

Слайд 3

Число Пи π =3,141592653589793238462643…

Слайд 4

14 марта отмечается один из самых необычных праздников – « День числа Пи » . В американском написании дата выглядит как 3.14 , отсюда и объяснение, почему именно в этот день отмечается этот праздник. 3.14 - д ень числа Пи

Слайд 5

1. Исправь ошибку 1) 138,5 · 100=1385 2) 153,45 : 100=15345

Слайд 6

2. Вставьте пропущенное действие: 1) 3,7 ? 2 - 3,4 = 4 2) 8,5 : 5 ? 10,7=12,4

Слайд 7

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) 4.9 . Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета: - не менее 2,5 м² на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

Слайд 9

1. Вычислите : 47,625:15 2. Решите задачу: За 7 часов автобус проехал 392,49 км. Найдите скорость автобуса 3. Представьте дробь в виде десятичной дроби.

Слайд 10

4. Решите уравнение: 1) 7х+5,7=10,6 2 ) (11,7+а ):5=3,5

Слайд 11

Решаем Самостоятельно I вариант 2,387 ∙ 12+118,22:5-47,288 II вариант 18,367+11,243∙6-323,34 Дополнительно: 5х-х=55,2 Вычислите:

Слайд 12

Перед уходом положите, пожалуйста, ваш рисунок в одну из трех шляп: Большая блестящая шляпа – « у меня все получилось и я готов к контрольной работе» Оранжевая кепка – «мне все понятно, но нужно еще потренироваться» Черно-белая шляпа – «у меня еще есть вопросы и необходимо в них разобраться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: Деление десятичных дробей на натуральные числа

Тема:  Деление десятичных  дробей на натуральные числа.1.     Будаакай  Надежда  Дуктуговна  МБОУ  ООШ  с. Усть-Хадын  Тандинского...

Урок по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Урок "Деление десятичной дроби на натуральное число" является уроком объяснения нового материала. Урок является интегрированным с уроком географии по теме "Озеро Байкал". На нем поднимаются вопросы эк...

Презентация к уроку по теме: "Деление десятичных дробей на натуральное число" (Математика, 5 класс)

В помощь учителю к проведению урока на тему "Деление десятичных дробей на натуральное число" (математика, 5 класс)...

открытый урок по теме: "Деление десятичной дроби на натуральное число" 5 класс,ФГОС

структура и ход урока + технологическая карта урока+ презентация...

Презентация к уроку по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"

Данный урок проводится в 5 классе по учебнику Н.Я.Виленкина.  Урок второй по данной теме....

Конспект урока на тему:"Деление десятичных дробей на натуральное число".

Материал направлен на ввдение правил деления десятичных дробей на наурально число....