Урок по теме "Деление десятичной дроби на натуральное число"
методическая разработка (5 класс) по теме

Свербеева Ольга Николаевна

Урок "Деление десятичной дроби на натуральное число" является уроком объяснения нового материала. Урок является интегрированным с уроком географии по теме "Озеро Байкал". На нем поднимаются вопросы экологии, применяются различные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

        “Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому»

                                       Д. Пойа

Тип урока:

Урок изучения нового материала по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».

Цели:

  1. Образовательная:
    изучить и отработать алгоритм решения примеров по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число».
  2. Развивающая: 
    развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий, установить межпредметные связи математики с географией.
  3. Воспитательная: 
    прививать интерес к математике, воспитывать чувства ответственности, коллективизма, трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности, экологическое воспитание.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор , интерактивная доска .

Дидактическое обеспечение урока: презентация PowerPoint “Деление десятичной дроби на натуральное число»” , отрывок из фильма  «Озеро Байкал», веревочки на каждой парте, измерительные приборы.

Ход урока.

Учитель: Сегодняшний урок будет связан со словами математика Д. Пойа «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Ребята! А как вы понимаете эти слова? На данном уроке нам будет дано право сделать много  открытий.

Устная работа

Прочитайте десятичные дроби:

0,35; 1,5;  2,4;  9,512; 7,02

Выполните действия:

   Первые примеры связаны со сложением и вычитанием десятичных дробей. Вспомним правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. выполнить сложение(вычитание),не обращая внимание на запятую;
  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

                                          2,5 – 1,6 = 0.9

                                          2,7 + 1,6= 4,3

                                         0,55 + 0.45= 1

                                         4 – 0,8 = 3,2

   Следующие примеры связаны с правилом умножения десятичной дроби на натуральное число: Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую,2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

   Чтобы умножить десятичную дробь на10,100,1000 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

                                       4,71 *10 =47,1

                                       1,6 *5 = 8

                                       1,2 *3 =3,6

                                       3,2 * 100 = 320

                                       0,3 * 2 = 0,6

Учитель:

   Рассмотрите внимательно изображения озера на слайде. Это озеро близко сердцу каждого русского человека, является жемчужиной России. Что же это за озеро? Да, это озеро Байкал.

   (Идет отрывок фильма об озере Байкал)

   Какова же природа озера Байкал?  Что вы увидели на кадрах этого фильма?

Очень часто, когда люди путешествуют по озеру Байкал им не обойтись без веревки , так как по берегам расположены горы.

Лабораторная работа. Объяснение нового материала.

   На ваших столах лежат веревочки, вы работаете в парах. Измерьте длину веревки в миллиметрах.

   Вы могли получить разные результаты измерения, договоримся, что длина веревки 116мм.

   Очень часто необходимо поделить веревку на части.

Как можно разделить веревку на четыре равные части, не имея измерительных приборов?

    Веревку можно сложить пополам, а потом еще пополам. Измерьте получившийся кусок веревки, результат запишите в тетради.

   Выполним деление:

             116: 4 =29 (мм)

Переведем числа 116 мм и 29 мм в сантиметры.

Сколько в 1 см мм?  1см = 10 мм.

 11,6: 4=2,9 (см)

   Было деление натуральных чисел, а стало деление десятичной дроби на натуральное число. Чем же отличаются эти правила?

   При делении десятичной дроби на натуральное число важную роль играет постановка запятой, она ставится, когда закончится деление целой части.

   Ребята! А кто из вас может придумать правило?

Формулируем  правило:

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  1. выполнить деление, не обращая  внимания на запятую;
  2. поставить запятую, когда кончится деление целой части.

Несколько учащихся повторяют правило.

Стихотворение о запятой:

Солнце всходит,

 скрылась ночь,

Запятая встать не прочь.

Целую  разделишь часть –

Запятой не дай пропасть,

Ставь ее и часть потом

Дробную дели с трудом,

Потому что без труда

Не разделишь никогда!

Закрепление нового материала.

  Отработаем это правило на примерах:

2,88: 4=0,72

(В этом примере целая часть меньше делителя, поэтому в ответе получается 0 целых)

20,7: 9 = 2,3

243,2: 8 =30,4

88,298: 7=12,614

772,8: 12=64,4

  Рассмотрим следующий слайд. На нем изображены коренные обитатели озера Байкал – морские котики.

Задача №1.

Мировые запасы пресной воды составляют 115 миллионов тонн  (0,115 млрд. т). В озере Байкал находится одна пятая  мировых запасов пресной воды. Сколько миллиардов тонн пресной воды содержится в озере Байкал?

Чтобы решить эту задачу, надо найти одну пятую от числа 0,115.

0,115:5=0,023 (млрд. т)

Ответ: 0,023 миллиардов тонн.

   Если мы рассмотрим следующий слайд, то увидим что озеро Байкал не похоже на спокойное озеро, а напоминает море . Так происходит потому, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара.

   Глубина озера Байкал 1642 метра.

Задача№2.

   У одного из островов глубина озера Байкал 1,61км, а глубина Ладожского озера в 7 раз меньше. Найти глубину Ладожского озера.

1,61:7=0,23(км)=230 (м)

Ответ: 230 метров.

Самостоятельная работа.

   Выполните действия, выберите букву и получите название рыбы, которая водится только в озере Байкал.

72,8: 8 = 9,1               0,03 - ь

5,1:17  = 0,3               5,3 - у

26,5:5 = 5,3                9,1 - о

1,6: 8 = 0,2                 0, 2 - л

0,48: 16 = 0,03           0,3 – м

Эта рыбка называется омуль, она водится только в озере Байкал.

Загадки озера Байкал

.

   Сегодня вы, пятиклассники, но в будущем, может быть, кому-то из вас предстоит разгадать загадки озера Байкал. Каждый год, как только на озере появляется лед, можно на его поверхности увидеть круги различных размеров. На слайде вы видите лабораторию, которая занимается природой этих кругов.

    Существует много версий этой загадки: инопланитяне рисуют их на льду, подводные течения оказывают влияние  на это явление, состав воды позволяет делать рисунки.. Но пока природа этого явления не разгадана.

Экологические проблемы

   С озером Байкал связана большая экологическая проблема. На нем построен целлюлозно - бумажный  комбинат, жители загрязняют берега озера, когда приезжают на отдых.

   А вы, когда приходите на озера, всегда ли убираете за собой, приводите в порядок берега. Ведь у нас в Ленинградской области много красивых озер!

  Стихотворение «Озеро»

«…И неужели мы будем в истории-

Эти, Байкал загубили которые...?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень…

Чтоб заповедником стало озеро,

 Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

Мертвое море – священный Байкал.»

                 А. Вознесенский

Итог урока:

   Сегодня на уроке мы совершили много открытий: изучили правило деления десятичной дроби на натуральное число (повторить правило), узнали название рыбки , которая водится только на озере Байкал , узнали, что озеро Байкал – самое глубокое озеро земного шара, и оно таит в себе много неразгаданных тайн.

Литература:

Виленкин Н.Я. , Жохов В.И.Математика5; Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений; М.; Мнемозина , 2006.

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Классикс Стиль,2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок поматематике "Деление десятичной дроби на натуральное число".

Урок по математике в 6 классе на тему:"Деление десятичной дроби на натуральное число". Урок подходит для учителей, работающих по УМК ДорофееваГ.В, Шарыгина И.Ф. и др. Урок сопровождается презентацией,...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Разработка урока: учебник Математика 5 Н. Виленкин .Тема урока: Умножение десятичных дробей на натуральное число.Форму работы с классом я выбрала, опира...

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...