Обыкновенные дроби
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Дергачева Александра Семёновна

  Обобщающий урок математикив 6 классе по обыкновенным дробям ,посвященный  70-летию снятия блокады в Ленинградепо учебнику Виленкина .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyknovennye_drobi.docx135.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каргальская ООШ»

 Обыкновенные дроби

                           Урок математики в 6 классе

Дергачева А.С  

Январь 2014г

Урок математики в 6 классе

по теме «Обыкновенные дроби»

(урок-повторение)


Дергачева Александра Семеновна  учитель математики  МБОУ «Каргальская ООШ»
Зубово-Полянского района РМ
Пояснительная записка.

Урок-обобщение по теме «Обыкновенные дроби».

Цели урока: обобщить знания об обыкновенных дробях и действиях над ними; закрепить навыки действий с дробями; развивать чувства патриотизма на основе материалов Великой Отечественной войны и местного материала.

Задачи урока: заинтересовать учащихся, стимулировать их к дальнейшему изучению математики и истории нашей Родины, вызвать желание оказать помощь людям, нуждающимся в ней.

В ходе проведения урока учащиеся должны вспомнить все об обыкновенных дробях, показать, что они знают, какие дроби называются правильными и неправильными, как выделить целую часть из неправильной дроби, как превратить смешанное число в неправильную дробь, правила выполнения действий с дробями. Так как это урок-повторение, он проходит в конце января в70 –ую годовщину  снятия  блокады Ленинграда  , поэтому детей необходимо настроить на героический лад и связать тренировочные задания с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Особый разговор посвящен блокаде Ленинграда; учащимся предлагаются задания: узнать, сколько граммов составляет блокадная восьмушка хлеба, какую часть буханки составляет одна треть от «восьмушки». Сравнить восьмушку и треть буханки. То, что время войны этот сухой подсчет приходилось выполнять людям бесконечно любящим друг друга, но вынужденным делить паек между собой, ранит глубже, чем самые трогательные описания.

Формирование патриотических чувств реализуется в ходе устного счета, , при подсчете массы «восьмушки» хлеба, который сопровождается приведением примеров из жизни блокадников, отрывками из стихов, воспоминаниями участников войны нашего села(взятыми из книги Памяти, которая имеется

 в школе). В домашнем задании предложено составить примеры и зашифровать слово, связанное с войной, с взаимопроверкой на следующем уроке.

Урок проведен в  6 класса, возраст которых 11-12 лет. После проведения такого урока учащиеся, которые были не в ладу с дробями, должны с ними подружиться, так как рассказ о блокадном хлебе должен оказаться сильным эмоциональным «ударом», окрасив самые обычные вычисления. Есть надежда, что у детей возникнет чувство понимания необходимости таких человеческих качеств, как взаимопомощь, сопереживание; необходимость защиты своего Отечества и желанием быть достойным гражданином своей Родины.
«Образование есть то, что останется, когда все выученное
уже забыто» Лауэ – девиз урока.

Тема урока: «Повторение по теме «Обыкновенные дроби» (слайд 1)

Цель: обобщить знания об обыкновенных дробях и действиях над ними; закрепить навыки действий с дробями; развивать чувства патриотизма на основе материалов Великой Отечественной войны и местного материала.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Не случайно эпиграфом к нашему уроку служат слова  французского деятеля Лауэ. Наш урок необычен тем, что он проводится  спустя некоторое время после изучения  темы, помимо математики мы обратимся к историческим событиям из жизни нашей Родины, вспомним как приходилось делить хлеб в городе во время некоторых событий и свяжем многие задания урока именно с этим.
1Повторение. Математический диктант: «Да» и «Нет» не говорите, лучше сразу напишите:


  1. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m57c90caf.gif– правильная дробь

  2. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_2b161cb3.gif– несократимая дробь

  3. http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m65003f21.gif– неправильная дробь
  4. Числитель и знаменатель несократимой дроби– взаимно простые чиста

  5. 5 Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель меньше

  7. При сложении дробей с разными знаменателями складывают их числители и знаменатели

  8. При умножении дробей умножают их числители , произведение записывают в числителе, умножают знаменатели, произведение записывают в знаменателе

  9. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на делитель

2. Эстафета «Кто быстрее?
1/ 4--  2/7,                3/8+4/5

4/15* 5/16.           7/8 ;5 1/4                                                      3. Работа с книгой.                                                            Устно выполнить №829(г)                                                  Ну-ка, в сторону карандаши! (слайд 2)


Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души!

а)
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_9085902.gifб) http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m520eda71.gifв)http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m1431e9.gif г)http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_5d289846.gif д)http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m5622f15b.gif (слайд 3)

http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m1b987981.gif(В) http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m16176cfb.gif(О) http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m11f0fb5b.gif(Й) http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m12cf78a7.gif(Н) http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_146d4b11.gif(А)
4.Составление правильных и неправильных дробей.
Какая война была в  нашей   стране в 20 веке?
22 июня,
(слайд 4)

ровно в 4 утра

Киев бомбили,

Нам объявили, что началась война.


- В каком году это было?
  22 июня 1941 года .                                                            Составьте из этих цифр по три правильных и неправильных дроби и три смешанных числа                                       4.Самостоятельная работа                                                 5.Решим примеры и узнаем еще одно слово, связанное с войной.                                                                                                2/3+5/6;    3/7* ¼;   1/5;0,7;  17/40-3/8;  2/3;4/9;    1/7+ 4/5  , 1|2;(б);  ¼(л); 1/20(к);  5/7(о) ;  ½(а);  33/35(д);   5/7(а)  Блокада.
- Знакомо ли вам это слово? Кто знает, что оно значит?

Осаду, окружение .            6.О блокадном Ленинграде .                    
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m88844b7.png

рисунок (слайд 6)

Одна такая восьмушка (отдельно лежит) была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 годов, когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом.




Только зимой 1942 года по льду Ладожского озера была проложена дорога в город, названная дорогой жизни.

Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады:


Февраль.
(слайд 8)

Какая длинная зима, как время медленно крадется!

В ночи

Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.

В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы…

На Пискаревских пустырях все шире

Братские могилы…..
На Пискаревские кладбища похоронено более 600000 человек. Там покоится и старший брат Президента нашей страны В. В. Пуина, который умер тоже от голода.. Днем и ночью там звучит 7-ая  симфоия Д. Шестаковича, названная

Ленинградской.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.
7.Решение задач с комментированием

Вспомним о блокадной «восьмушке»: (письменно)
Найти 1/8 от 1 кг
1)Подсчитать сколько граммов весит
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m6e3ecaf7.gifчасть буханки хлеба, массой 1 кг. (125 граммов)

2) Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки(
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m16176cfb.gif). Найти 1/3 от1/8

3) Сколько граммов приходится на
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m16176cfb.gifчасть буханки (примерно 41,66 грамма).Найти 1/24 от 1 кг
4. Найти 1/16 от 1 кг
4) Что больше
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m16176cfb.gifили http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m12cf78a7.gif?

Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба, на сколько граммов?

( в
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m12cf78a7.gifхлеба больше примерно на 21 грамм)
8.Чтение учителем.

«Кусочек хлеба» (Из книги Воскобойникова «900 дней мужества»)

«Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею «осьмушку» хлеба на три части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее уже сил не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше:
http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m12cf78a7.gifчасть буханки, вместо http://cat.convdocs.org/pars_docs/refs/67/66156/66156_html_m16176cfb.gif(60,5 грамм вместо 41,66 грамм. Это больше примерно на 20 грамм на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом эта семейная реликвия была передана в музей.»
Вопрос к классу:
- А знаете ли вы участников войны 1941-1945 годов – жителей нашего села.
- А кто из них принимал участие в обороне блокадного Ленинграда?                                                                                 9.
Сообщение учащегося об участнике блокады:
10.-Давайте почтим память всех погибших в годы войны и умерших после войны минутой молчания.
(Минута молчания).
- Учитель: Ребята, наша с вами задача знать помнить техкому мы обязаны сегодня мирной жизнью на земле.
11 Решение задачи  на прямо пропорциональную зависимость.                                                                                   - Сколько дней длилась война?                                              1418 дней
-Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
Решим задачу.                                                                   .Великая Отечественная война  длилась 1418 дней,из них блокада Ленинграда длилась 900 дней. Какой процент от всей войны составляет блокада Ленинграда.

12.Какую дату, связанную с блокадным Ленинградом,отмечали в нашей стране 27 января2014 г?Составить из зтих цифр по 3неправильных, сократимых,дроби.                                                           12.Задание на дом                                            Составить и решить примеры на действия с обыкновенными дробями,ответами зашифровать слова-ВеликаяОтечественная                                                          13.Рефлексия                                                                                      Использованная литература:В. Воскобойников»900 дней мужества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Урок математики в 5 классе.

Цели урока:Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля и взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.Развивающие: способствов...

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Обыкновенные дроби. Все действия с обыкновенными дробями

Урок - сказка с использованием книги Татьяны Александровой "Домовенок Кузька"Презентацию к данному уроку вы можете скачать по следующей ссылке http://yadi.sk/d/6jM7rtyaEKFyF...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Процент. Выражение процента в виде обыкновенной дроби. Выражение обыкновенной дроби в виде процента

Математика.6 класс: учебник для образовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина – Москва «Просвещение» 2015 г.Тип урокаУрок введение нового понятия, систематиз...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....