статья "Самостоятельная работа учащихся на уроках математики"
статья по алгебре по теме

Слатина Марина Борисовна

Эта статья о некоторых формах проведения самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_samostoyatelnaya_rabota_2.doc46.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Самостоятельная деятельность учащихся

на уроках математики»

                                                         Автор: Слатина Марина Борисовна

Санкт – Петербург

2015 год

       Правильно организовать самостоятельную работу учащихся на уроке – не самая простая задача для учителя. И не зря развитию навыков самостоятельной работы уделяется значимое место в современном образовательном процессе.  Далеко не каждый учащийся способен организовать свою самостоятельную деятельность, поэтому цель учителя – научить ребенка этому виду работы, урок за уроком совершенствуя его навыки.

Самостоятельность дает возможность добиться прочности знаний, развивает мыслительные процессы, воспитывает в ребенке ответственность, трудолюбие, творческие способности, способствует самосовершенствованию.

          Не редко на уроке сталкиваешься со следующей проблемой:  при изучении  какой – либо темы учащийся, руководствуясь указаниями учителя, или при помощи одноклассников, выполняет задание, например, решает линейное уравнение, простейшее неравенство и т. д., а, оставшись с заданием один на один, теряется.  В процессе объяснения  мы постоянно спрашиваем наших учеников: « Все ли вы поняли?» В ответ видим дружное кивание головами:  кто – то действительно разобрался, кому – то показалось, что понял, стеснительные  дети не решились признаться в своих проблемах, ну а кто-то и вовсе посчитал лишним беспокоить учителя. Порой и сами учащиеся обманываются, считая, что могут воспроизвести определенные действия для выполнения задания, посмотрев, как с  подобными заданиями справляется учитель, объясняя тему, или одноклассник, в достаточной мере овладевший знаниями по данному вопросу. Но первая же проверочная работа заставляет  расстаться с иллюзией того, что тема всеми понята.  Одной из главных причин такой педагогической неудачи, на мой взгляд, является  плохая организация самостоятельной работы учащихся на уроке или вовсе отсутствие таковой, когда идет, к примеру,  дружное списывание учащимися решения с доски. Вот почему целесообразно учить детей самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Для этого необходимо использовать различные  формы работы, но любая  самостоятельная работа должна проводиться под ненавязчивым  наблюдением учителя,  а результат этой работы должен быть понятен и учителю и ученику.  Важно также, чтобы и сам учитель не мешал спокойной работе учащихся,  прерывая ее своими замечаниями и указаниями в адрес одного из них.

          Чтобы подготовить учащихся к самостоятельной работе, правильно разработать все ее этапы, я стараюсь предварительно выяснить основные проблемные моменты в изучении конкретной темы. Например, можно провести математический диктант, для которого у каждого ученика имеется специальный лист  в виде таблицы. Такого листа хватает для написания четырех диктантов.

Ф.И., класс.  Вариант

Лист хранится в классе. Он удобен для проведения математических диктантов, состоящих из 4 вопросов (по вариантам), ответы на которые и записываются в клетки построчно. Не сложно распечатать листы  и для другого количества вопросов. На каждую тему я провожу, как правило, два математических диктанта. Первый из них – в начале изучения темы, он несложен. Второй проводится, когда тема достаточно изучена. Вопросы здесь более трудные. Ученикам разрешается записывать только ответ, если у них нет необходимости в подробном решении.

Этот вид работы позволяет сразу выявить те моменты, которые не усвоены детьми и отработать их на уроках, в том числе и в процессе самостоятельной работы, подобрав для каждого учащегося или группы учащихся посильные задания. Примеры диктантов на уроках алгебры в 7 классе (начальный уровень) в приложении 1.

Приведу несколько форм самостоятельной деятельности учеников, которые я  использую на уроках математики:

             1. Работа в парах. Пары могут быть разного состава, например, сильный – слабый или  пара с примерно равными возможностями. Главное, чтобы  люди не были неприятны друг другу.
На доске или на карточке записан вариант задания, например, пять уравнений, причем лучше, чтобы каждое последующее было сложнее предыдущего. В течение некоторого времени ученики выполняют задание. Допустимо совещаться с соседом. Затем в нетрудных заданиях проверяется ответ, а более сложные могут быть разобраны учениками на доске. Такая работа обучает навыкам конструктивного взаимодействия, сотрудничества, а также снимает тревожность у детей. Преимущество этой формы работы еще и в том, что у ребенка, усвоившего данную тему, есть возможность продемонстрировать свои умения, а дети, которые плохо разобрались с материалом, могут  тихо спросить у учителя или посоветоваться с соседом, что тоже часто бывает эффективно.

            2. Работа в малых группах (3 – 4 учащихся). Группы стараюсь подбирать таким образом, чтобы учащиеся в каждой имели примерно один уровень овладения учебными навыками. При такой форме работы легко дифференцировать обучение. Чаще всего применяю групповую работу при решении сюжетных задач. По моим наблюдениям, это самый любимый вид работы учащихся.

            3. Индивидуальная работа по карточкам. Примеры карточек в приложении 2. Применение таких карточек удобно тем, что они многовариантные (12 вариантов, 5 или 6 – по вертикали, 5 или 6 – по горизонтали), а составленные варианты различны по степени сложности. Это дает возможность выбора и, таким образом, решается проблема дифференцированного обучения. Использование этих  карточек позволяет многократно применять их на уроках, а также и на дополнительных занятиях.

            4. "Домашнее задание". На дом задаю придумать самостоятельно и решить несколько примеров (количество зависит от темы) или задачу по данной теме. Хорошо, если задача будет с иллюстрацией. Задание выполняются следующим образом: на одном листе ученик решает свои примеры, а на другом записывает только условие. Первый лист проверяю я, второй же отдаю на уроке другому ученику для решения. Таким образом, за это задание  учащийся получает  две оценки – за решение своих примеров и за решение примеров одноклассника. Можно копить такие задания и решить самые удачные из них при повторении темы.

Подобные задания позволяют развивать не только умение решать, но и способствует развитию творчества у ребенка. Удачнее всего я применяю такой вид работы в 5 и 6 классах.

5. Урок взаимопомощи. Удобно проводить, уроки такого плана, например, после написания учащимися контрольных работ. В начале урока объясняю те задания, с которыми не справилось большинство ребят. После этого у учеников возникают вопросы и по другим заданиям, т.е. становится практически невозможно уделить достаточное время каждому из них, поэтому целесообразно привлекать справившихся на "пять" и "четыре" учеников – «советников» для помощи одноклассникам.  Детям нравятся такие уроки, ведь  у  них есть возможность побыть в роли учителя. Важно в конце урока поощрить своих помощников.

Чтобы самостоятельная деятельность учащихся выполнила свои образовательные, воспитательные и развивающие функции, она должна быть систематической, иметь конкретные цели и задачи, понятные детям, и, как и во всем, в ней тоже нужна мера.


Приложение 2.    

Решение уравнений (7 класс)

6

7

8

9

10

1

3х + 2 = 0

7х – 4 = х - 16

(9 – 2х)(х + 4) = 0

 – = -1

- 8(2х – 0,5) = - 8

2

2(х – 1)(0,5 + 2х)

-(3 – 5х) = 0

13 – 5х = 8 – 2х

19- 5(3х – 1) = 9

-=2

3

24 – 2(5х + 4) = 6

+ =1

- 3х + 2 = 0

4у + 15 =6у + 17

4(5 – 2х)(3 + х) = 0

4

Х –

- 7(х - 3)(2х +3) = 0

10х – 5 = 6(8х + 3) – 5х

7 – 0,7х = 0

7к + 21 = - к - 3

5

0,3р – 5 = 6 – 0,7р

20 + 4(2х – 5) = -14х + 12

 +  =

(х -1)(-2х + 5)(7 – х) = 0

13 – 100х = 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики

Данная работа  является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...

Исследовательская работа учащихся на уроках математики

Уважаемые коллеги,  я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились.  Это уже не тот сосуд, который надо з...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...

Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в малых группах

Данную методику можно использовать при организации самостоятельной работы на уроках....

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики

Виды самостоятельной работы и их организация на уроках математики....