Урок по теме "Дифференцирование функции" 2ч 1курс
учебно-методический материал по алгебре (11 класс) по теме

Ганагина Александра Васильевна

Урок закрепления и проверки знания учащихся по теме «Дифференцирование функций»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff_funkts.docx103.87 КБ
Office presentation icon proizvodnaya_prezentatsiya.ppt663 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дифференцирование функции

Цели:

Регулятивные: закрепить и проверить знания учащихся по теме «Дифференцирование функций»;

Позновательные: развивать навыки построения логической цепи рассуждений, способствовать развитию самостоятельного решения проблем, монологической и диалогической математической речи;

Коммуникативные: способствовать развитию логического мышления, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений самостоятельно работать,общаться.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, дидактические карточки для устного счёта и индивидуальной работы, разноуровневые карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Актуализация знаний и умений через: индивидуальные задания, фронтального опроса, творческого задания, самостоятельную разноуровневую работу.

3. Обобщение. Подведения итогов

4.Задание для самостоятельной подготовки.

I. Повторение пройденного материала.

Учитель:

Нужна ли производная в будущей профессии?С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей:

  • Инженеры технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции;
  • Конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей;
  • Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.

Изучение математики, естественнонаучных и технических дисциплин происходит параллельно, и часто, не только математика используется в физике, но и физика использует математический аппарат, оказывает обратное воздействие на математику. Прежде всего, при обучении физике происходит закрепление математических знаний. Так,  производная используется при рассмотрении некоторых вопросов электродинамики.

  1. 1 учащийся готовится у доски

Доказать, что функция f(x) = x ∙ |x|дифференцируема в точке x = 0, и найти её производную в этой точке.

  1. На повторение:

Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию y = .

  1. (0) =  =  = .

(0) =  =  =  = = 0.

  1.  =  ,

 =  =  =  .

Ψ (x) =  ,

Ψ (x) =  = =  .

f(x) =  +  .

2. Одновременно устная работа с классом (мультимедийный проектор):

  1. Зависимость пути от времени задана графиком. Найти среднюю скорость на промежутке времени [2;4].

Vср.=  , Vср. =  =  .

  1. Какая из величин изменяется неравномерно в зависимости от переменной t?

1)A = N ∙ t,

2) Q = mc (t – t0),

3) V = V0 (1 +  ∙ t),

4)  V=  .

V=  , так как равномерное движение задаётся линейной функцией.

  1. Какое из утверждений неверно:

1) Сила тока – это производная заряда по времени I =

2) Э.Д.С. индукции – это производная потока по времени Ei =

3) Сила – это производная работы по перемещению  F =

          4)Теплоёмкость – это производная теплоты по температуре C =

          5)Мощность – производная работы по времени N =

3. Ответ учащегося у доски.

4. Вопрос к классу:

Учитель:В чём заключается геометрический смысл производной?

5. 1 учащийся готовится у доски:

  1. Касается ли прямаяx + 4y – 4 = 0 гиперболы y =
  2. Вопрос на повторение:

f(x) = x2, g(x) = .

Решить уравнение g(f(x)) = f(g(x))

  1. Найдём общие точки линий:

.

,

.

 – 4 = 0,

 + 1,

.

 =>прямая является касательной.

x 0       Ответ: [0; +].

6. Одновременно с этим 1 учащийся готовит сообщение об истории производной. (Презентация)

7. Устная работа класса (мультимедийный проектор):

  1. y = x2 + 2,

x = –1.

Найти tg наклона касательной к графику в точке с x0 = –1.

tg = k =

,

tg.

  1. y = f(x), tg = 2, x0 = –1, f(x0) = 3.

Написать уравнение касательной к графику функции в этой точке.

y1 = 2x + 5

  1. В какой точке параболы y = 0,5x2 + 1 касательная к ней параллельна прямой y = –x – 1?

,

,

8. Ответ учащегося у доски.

9. Сообщение учащегося у доски (история производной).

10. 2 студента готовится у доски:

  1. Найти производную функций:

Первый студент

1). y = 6 – 3x3 + 7x + 2;

 – 9x2 + 7.

2). y = ;

 = .

Второй студент

1). y =  (x4 – 3x + 6);

 (x4 – 3x +6) +  (4x3 – 3).

2). y = tg ()

 ∙

Учитель:

Предлагаю сыграть в «Поле чудес». Для того чтобы разгадать зашифрованную пословицу Вам необходимо выполнить задание по технике дифференцирования Приложение 2.

Учитель:

Предлагаю вам выполнить разноуровневую самостоятельную работу, оценив свои знания. Приложение 3.

         

II. Домашнее задание. П13 с101 №190, 194(б,г) (учебник автор Колмогоров А. Н.).

IV. Итог урока.


Карточки для работы учащихся у доски.

  1. Доказать, что функция f(x) = x |x| дифференцируема в точке x = 0, и найти её производную в этой точке.
  2. Вопрос на повторение.

Представить в виде суммы чётной и нечётной функций следующую функцию:

  1. Касается ли прямая x +4y – 4 = 0 гиперболы  ?
  2. Вопрос на повторение.

f(x) = x2, g(x) = .

Решить уравнение:

g(f(x)) = f(g(x)).

  1. Найти производную функций:

А). y = 6 – 3x3 + 7x + 2;

Б). y =  (x4 – 3x + 6);

В). y = ;

Г). y = tg ()


Приложение 2.

Найти значение производной функции в заданной точке:

1.

f(x) = 2x3 – x2 + 3,

x0 = 2.

7.

f(x) =  ,

x0 = 1.

2.

f(x) = x2 (x2 – 3),

x0 = -1.

8.

f(x) = 5x4 – 3x3 + 5x,

x0 = -1.

3.

f(x) =  ,

x0 = 1.

9.

f(x) = 5tg 3x – 2,

x0 =  .

4.

f(x) = 3cos 2x,

x0 =  .

10.

f(x) =  + 17x,

x0 = 2.

5.

f(x) = tgx + 2x,

x0 = 0.

11.

f(x) = (2x – 3) (x2 – 4x),

x0 = -2.

6.

f(x) = 2ctg x,

x0 =  .

12.

f(x) = sin 3x ∙ cosx + cos 3x ∙ sin x,

x0 =  .

а

в

д

е

л

м

о

р

ч

ш

у

х

-24

-14

-4

15

2

3

0

80

20

1

20

2

1

3

0

3

-4/3

3,

-24

3/√5

-14

-24

15

20

80

-4/3

-4.

Ответ

20

2

1

3

0

3

-4/3

3,

у

м

х

о

р

о

ш

о

-24

3/√5

-14

-24

15

20

80

-4/3

-4.

а

д

в

а

л

у

ч

ш

е

Приложение 3.

Математика

На 3

На 4

На 5

1. Дана функция f(x) =  . Найти f’(x)и решите неравенство f’(x)< 0.

1. f(x) = (x2 + x – 1).

А). Найти f’(x).

Б). Какой по виду угол образует при x>0 касательная к графику этой функции с осью x?

1. f(x) = 1 –  ,

g(x) = f(f(x)).

Найти g’(x).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История производной

Слайд 2

«Был этот мир глубокой тьмой окутан. Да будет свет! И вот явился Ньютон.» Эпитафия поэта А.Поупа :

Слайд 3

История появления производной В конце 12 века великий английский учёный Исаак Ньютон доказал что путь и скорость связаны между собой формулой: V ( t )= S ’( t ) и такая связь существует между количественными характеристиками самых различных процессов исследуемых: физикой, химией, биологией, и техническими науками. Это открытие Ньютона стало поворотным пунктом в истории естествознания.

Слайд 4

"Флюент" и "флюксия" - интеграл и производная. В понятиях и терминологии метода флюксий с полной отчётливостью отразилась глубокая связь математических и механических исследований Ньютона. Переменные величины Ньютон назвал флюентами (текущими величинами). Общим аргументом текущих величин - флюент - является у Ньютона "абсолютное время", к которому отнесены прочие, зависимые переменные. Скорости изменения флюент Ньютон назвал флюксиями, а необходимые для вычисления флюксий бесконечно малые изменения флюент - "моментами" .Таким образом, Ньютон положил в основу понятия флюксий (производной) и флюенты (первообразной, или неопределённого интеграла).

Слайд 5

Честь открытия основных законов математического анализа наравне с Ньютоном принадлежит немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу. История появления производной К этим законам Лейбниц пришел, решая задачу проведения касательной к произвольной кривой, т.е. сформулировал геометрический смысл производной, что значение производной в точке касания есть угловой коэффициент касательной или tg угла наклона касательной с положительным направлением оси О X .

Слайд 6

Термин производная и современные обозначения y ’ , f ’ ввёл Ж.Лагранж в 1797г. История появления производной

Слайд 7

Нужна ли производная в будущей профессии? С такими задачами в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: Инженеры технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции; Конструкторы пытаются разработать прибор для космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей; Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.

Слайд 8

Работу сделали: Мельников Роман Руководящий учитель: Ганагина Александра Васильевна Использованые материалы: FileLand.RU

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по биологии 1курс

По новым образовательным стандартам с этого учебного года вводится самостоятельные работы по предметам.Предлагаю свой вариант самостоятельных работ по биологии.Материал разбит на три части (1, 2 и 3)....

Поурочно-тематическое планирование по химии. 1курс

В данное планирование включены самостоятельные работы по предмету. Указаны межпредметные связи. Предложено домашнее задание по учебнику Г.Е.Рудзитису....

Поурочно-тематическое планирование по биологии. 1курс

Поурочно-тематическое планирование предлагается с включёнными в него самостоятельными работами по предмету.Учебник под редакцией Д.К.Беляева, количество часов внеделю - 1 час. В планировании указаны м...

1курс СПО (11класс). Кратковременные самостоятельные работы по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция».

Кратковременные самостоятельные работы  по темам «Магнитное поле» и « Электромагнитная индукция» содержат  по 30 вариантов заданий. Можно использовать, как обобщение по соответств...

Методическая разработка. «Заочно-зачетная система оценки знаний учащихся по химии для профессий и специальностей технического профиля. 1курс.»

Данная разработка позволяет заочно оценивать знания учащихся  1 курса НПО по химии, обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля....

Программа по литературе для студентов 1курса педколледжа

+Программа предназначена для студентов педколледжа, обучающихся по специальности "Физическая культура". Разработана в соответствии с ФГОС....

Открытый урок - конкурс "Нескучная Информатика". /1курс СПО

Цели:Образовательная: актуализация знаний, полученных на уроках информатикиВоспитательная: воспитывать самостоятельность, целеустремленность,  умение работать в команде, ответственность в достиже...