Рабочая программа по математике для 9 класса.
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) на тему

Лилия Аминовна Юсупова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование расчитанное на 5- часовую программу на базовом уровне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

  урока

Кол-во

 часов

 Тип урока

Вид учебной деятельности

Вид

конт-ля

 Планируемый результат

Домашнее задание

 И ОГЭ

Дата проведения

план

факт

1-3

Линейные
и квадратные неравенства

3

Лекция с элементами практики

коллективная

ФО

Иметь представление о решении линейных и квадратных неравенств с одной переменной.

Знать, как проводить исследование функции на монотонность.

Уметь:

– решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной, содержащие модуль;

– решать неравенства, используя графики.

№1в,№2бг,№4в,№12г

Зад А3 вар 1

Тренировочный практикум

групповая

ИРД

ИРК

№5в,№8г,№9в

Зад А3, вар 5,6

Практикум на основе АСО

групповая

ДПР

№13вг,№16аг,№15г

4-8

Рациональные неравенства

5

Установочный практикум

коллективная

ФО

Иметь  представление о решении рациональных неравенств методом интервалов.

Знать и применять правила равносильного преобразования неравенств

Уметь решать дробно-рациональные неравенства методом интервалов.

№21г,№22вг,№24в,326ав

Зад А3

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№36г,№37в,№38б,№42а

Урок взаимообучения

групповая

ДПР

№30г,№31б,№46а

Практикум с использованием КСО.

индивидуальная

ДСР

№44б,№43г,№47в

Урок открытых мыслей

индивидуальная

Т

По записи.

Зад А3 вар 2,3

9-10

Множества и операции над ними.

2

Модульный урок

групповая

ДСР

Знать определение простейшие понятия  теории множеств.

Уметь задавать множества, производить операции над множествами

По записи

Модульный урок

индивидуальная

ДСР

По записи

11-14

Системы рациональных неравенств.

4

Комбинирован-ный урок

коллективная

ФО

Знать  способы решения систем рациональных неравенств.

Уметь:

- решать системы линейных  и квадратных неравенств,

-решать двойные неравенства,

-решать системы простых рациональных неравенств методом интервалов,

– решать системы квадратных неравенств, используя графический метод.

№57б№68б,№59а,№70в,№71е

Учебный практикум

групповая

ИРД

ИРК

№62г,№63б,№74б,№77б,№81в

Урок парного консультирования.

групповая

МД

Т

№64бг,№65аб,№75г,№78б

Практикум с элементами консультации.

индивидуальная

ДСР

Решить домашнюю контрольную работу.

15

Обобщающий урок по теме:

«Рациональные неравенства и их системы»

1

Игровой практикум  «Крестики-нолики»

индивидуальная

ИКЗ

ДТ

Уметь решать рациональные неравенства и системы рациональных неравенств.

№33г,№42г,№45г

16

Контрольная работа №1 «Рациональные неравенства и их системы»

1

Урок проверки   и коррекции знаний и умений.

индивидуальная

КР

Теоретический материал

17-19

Основные понятия

3

Установочный практикум

коллективная

ФО

№90,№40г,№46

Комбинирован-ный урок

групповая

ТПР

№95бг,96вг,№97вг,№98вг

Урок взаимообучения

групповая

ДСР

№103вг,№105г,№106г,№107в

20-24

Методы решения систем уравнений

5

Установочный практикум

коллективная

ФО

Уметь решать системы уравнений методом сложения.

Уметь решать системы уравнений методом введения новой переменной.

Уметь решать системы уравнений графическим методом.

№120в,№121в,№123б,№124б

Комбинирован-ный урок

групповая

ИРД

ИРК

№125вг,№126вг,№127вг

Урок взаимообучения

групповая

ДПР

№128вг,№135г

Практикум с использованием КСО.

индивидуальная

ДСР

№129вг,№130б,№131 2

Зад В2 вар 4

Урок открытых мыслей

индивидуальная

Т

№134б,№137б,№139б,№140б

25-29

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций

5

Установочный практикум

коллективная

ИРД

уметь решать текстовые задачи с помощью систем уравнений.

№162,№143

Комбинирован-ный урок

групповая

ИРД

ИРК

№145,41аб

Зад С3 вар1

Урок взаимообучения

групповая

МД

ДПР

№164,№156

Зад С3 вар2

Практикум с использованием КСО.

индивидуальная

ДСР

№169,№153

Зад В2 вар5

Урок открытых мыслей

индивидуальная

МД

УСР

Решить домашнюю контрольную работу

30

Обобщающий урок по теме: «Системы уравнений»

1

групповая

ДТ

Уметь решать системы уравнений различными методами.

№159,№171

31

Контрольная работа №2

«Системы уравнений»

1

Урок проверки   и коррекции знаний и умений.

Работа по вариантам

КР

Теоретический материал.

32-35

Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.

4

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИПР

Знать определение функции, области определения функции, области значений функции, способы задания функций, свойства функций, виды функций.

Уметь определять область определения функции, область значений функции(графически), исследовать функцию по свой-ствам

№201-222б

Зад В3 вар 1-3

Учебный практикум

групповая

МД

ИРД

ИРК

№200,№201ав,№228ав,№226аб,№229аб

Урок парного консультирования.

групповая

ДПР

По записи

Зад В3 вар4-6

Практикум с элементами консультации.

индивидуальная

ДСР

По записи.

Зад В3 вар 7-9

36-37

Способы задания функций

2

коллективная

МД

ИРД

ИРК

№237,№239вг,№240аб

групповая

ДПР

Т

№61,№62,№63 повторение

38-41

Свойства функций

4

Комбинирован-ный урок

коллективная

ФО

Знать определения области определения и области значений функции, возрастающей и убывающей функции, чётной и нечётной функции, ограниченной функции, непрерывной функции.

Уметь исследовать функцию по свойствам.

Уметь исследовать функцию по свойствам.

№253аб,№256ав,№260ав,№265

Зад В3 вар 10-11

Учебный практикум

групповая

ДПР

№255а,№258в,№261а,№262а

Зад В3 вар 12-13

Урок парного консультирования.

групповая

ДПР

№257в,№264аг,№268а,№270а,№271б

Практикум с элементами консультации.

индивидуальная

ДСР

№261вг,№263,№268вг,№270вг

42-43

Четные и нечетные функции

2

Установочный практикум

коллективная

ИРД

ИРК

Знать названия функций, их график.Уметь исследовать функции по свойствам и строить их графики

№277вг,№278вг,№279,№285

Комбинирован-ный урок

групповая

ДПР

№298,№299,№303

44

Обобщающий урок «Числовая функция. Свойства функции»

1

групповая

ИКЗ

ДТ

Решить домашнюю контрольную работу.

45

Контрольная работа №3

«Числовая функция.

Свойства функции»

1

Урок проверки   и коррекции знаний и умений.

Работа по вариантам

КР

Уметь исследовать функции по свойствам и строить их графики

Теоретический материал.

46-48

Функции  , их свойства и графики

3

Установочный практикум

коллективная

ЛПР

Знать названия функций, их график.Уметь исследовать функции по свойствам и строить их графики

№305в,№306а,№307а

 Зад С5 вар 1

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№314бв,№315в,№321а

Урок взаимообучения

групповая

ДСР

№314аг,№315г,№328

49-51

Функции  , их свойства и графики

3

Установочный практикум

коллективная

ФО

Знать названия функций, их график.Уметь исследовать функции по свойствам и строить их графики

№333вг,№334вг

Зад С5 вар2

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№337аб,№338в,№348аб,№349

Урок взаимообучения

групповая

ДПР

№338аб,№339а,№347а

52-54

Функция у=3√х, её свойства и график.

3

Установочный практикум

коллективная

ДПР

Знать названия функций, их график.Уметь исследовать функции по свойствам и строить их графики

№352ав,№355бг,№359

Зад С5 вар4

Комбинирован-ный урок

групповая

ДПР

№353г,№361аб,№364а

Урок взаимообучения

групповая

УСР

По записи

55

Обобщающий урок

«Степенная функция»

1

индивидуальная

ДТ

По записи.

56

Контрольная работа №4

«Степенная функция»

1

Урок проверки и коррекции знаний.

Работа по вариантам

КР

Уметь применять зун по пройденному материалу

Теоретический материал.

57-59

Числовые последовательности

3

Установочный практикум

коллективная

ФО

Знать определения числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессий, способы их задания, формулу n –го члена, рекуррентную формулу, формулы суммы n первых членов прогрессии.

№367,№376,№377аб

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ДПР

№370,№378вг,№384вг,№388вг

Урок взаимообучения

групповая

ДСР

№387,№382аб,№389аб,№390аб

60-64

Арифметическая прогрессия

5

Установочный практикум

коллективная

ФО

Знать определение арифметической прогрессии, рекуррентную формулу, формулу n-го члена.

Знать формулы нахождения суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Уметь находить сумму n первых членов арифметической прогрессии.

№407вг,№408вг,№409бв,№411а

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№414,№422,№430аб,№429аб

Зад В4 вар 1-3

Урок взаимообучения

групповая

Т

№439вг,№441вг,№437

Зад В4 вар 4-7

Практикум с использованием КСО.

индивидуальная

ДПР

№451,№447а,№442вг

Зад В4 вар 8-9

Урок открытых мыслей

индивидуальная

ДСР

№426,№436,№453аб

Зад В4 вар10-11

65-70

Геометрическая прогрессия

6

Установочный практикум

коллективная

ФО

Знать определение геометрической прогрессии, рекуррентную формулу, формулу n-го члена.

Знать формулы нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии. Уметь находить сумму n первых членов геометрической прогрессии.

№478,№480вг,№483вг

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№485бв,№495аб,№497ав

Урок взаимообучения

групповая

ДПР

№501ав,№503бг,№504ав

Практикум с использованием КСО.

индивидуальная

ДПР

№507,№505,№510

Зад В4

Урок открытых мыслей

индивидуальная

ДСР

№488вг,№511вг,№523

Зад В4

Урок взаимообучения

групповая

УСР

№518ав,№522в,№526

71

Обобщающий урок

«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

1

групповая

ИКЗ

ДТ

По записи

72

Контрольная работа №5

«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

1

Урок проверки и коррекции знаний

Работа по вариантам

КР

Теоретический материал.

73-75

Комбинаторные задачи.

3

Установочный практикум

коллективная

ФО

Уметь  решать простейшие и  сложные комбинаторные задачи, рассматривая дерево возможных вариантов, правило умножения.

№1бг,№2б,№5б

Зад В12 вар 1-4

Комбинирован-ный урок

групповая

ДПР

№6г,№7г,№8а-в

Зад В15 вар 1-5

Урок взаимообучения

групповая

ДСР

№18б,№19,№11б,№13в

Зад В15 вар 6-7

76-77

Статистика- дизайн информации

2

Установочный практикум

коллективна

ФО

Уметь указывать общий ряд данных измерений, наименьшую и наибольшую варианты, определять кратность варианты,  процентную частоту, строить многоугольник  процентных частот, применять статистические методы обработки информации, числовые характеристики информации при решении математических задач.

№2,№7

Зад В14

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№9г,№12бг,№16а,№21аб

 Зад В16

78-80

Простейшие вероятностные задачи

3

Установочный практикум

коллективная

ФО

Уметь  находить вероятность события, решать вероятностные задачи.

№4,№8а

Зад В12, В15

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

№3,№4 стр.44-46

Урок взаимообучения

групповая

ДПР

№17аб

Зад В12, В15

81-82

Экспериментальные данные и вероятности событий

2

Установочный практикум

коллективная

ЛПР

Иметь представление  о статистической устойчивости, статистической вероятности, решать простейшие статистические задачи, проводить эксперимент и обрабатывать его данные.

№27б,№25б,№29аб

Комбинирован-ный урок

групповая

МД

ИРД

ИРК

По записи.

Зад В12, 15,16

83

Обобщающий урок  «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

групповая

ДТ

По записи.

Зад В12, 15,16

84

Контрольная работа №6

«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

Урок проверки и коррекции знаний.

Работа по вариантам

КР

Уметь  решать простейшие комбинаторные и вероятностные задачи.

Теоретический материал.

85-86

Выражения и их преобразования

2

Установочный практикум

коллективная

ИРД

По записи.

Комбинирован-ный урок

групповая

Т

По записи.

87-88

Уравнения.

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИРД

Т

Уметь:  решать нелинейные системы уравнений двух переменных различными методами; – объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

По записи.

Зад С1 вар 1-3

Комбинирован-ный урок

групповая

ДСР

По записи.

Зад С1 вар4-7

89-90

Системы уравнений

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИРД

Т

По записи.

Комбинирован-ный урок

групповая

ДСР

По записи.

91-92

Неравенства

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИРД

Т

Уметь:  решать рациональные неравенства и системы рациональных неравенств;– приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;– составлять текст научного стиля

По записи.

Зад А3

групповая

ДСР

По записи.

Зад А3

93-94

Функции

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИРД

Т

Уметь:  строить и описывать свойства элементарных функций; определять понятия, приводить доказательства; – найти и устранить причины возникших трудностей

По записи.

Зад В3, В11

Комбинирован-ный урок

групповая

ДСР

По записи.

Зад В3, В11

95-96

Координаты и графики

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

МД

ИРД

Т

Уметь:  строить и описывать свойства элементарных функций; определять понятия, приводить доказательства; – найти и устранить причины возникших трудностей

По записи.

Зад В11

Комбинирован-ный урок

групповая

ДСР

По записи.

Зад В11

97-98

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

МД

ИРД

ИРК

Уметь:  решать задания на применение свойств арифметической и геометрической прогрессии; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов; отделить основную информацию от второстепенной.

По записи.

групповая

Т

По записи.

99-100

Решение текстовых задач

2

Комбинирован-ный урок

коллективная

ИРД

ИРК

Уметь решать текстовые задачи, составлять математическую модель ситуации.

По записи.

Зад В12, В13

Комбинирован-ный урок

групповая

ДСР

По записи.

Зад В12, В13

101

Итоговая контрольная работа

1

Урок проверки знаний

Работа по вариантам

КР

Уметь: применять полученные в течении года знания

По записи.

102

Итоговый урок.

Комбинирован-ный урок

коллективная

По записи.

Обозначения:

Формы  контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

ДСР— дифференцированная самостоятельная работа.

ДПР—  дифференцированная проверочная работа.

ТПР – тренировочная практическая работа.

ИПР – исследовательская практическая работа.

ЛПР - лабораторно-практическая работа.

МД — математический диктант.      

ДТ – диагностическая тестовая работа.

Т – тестовая работа.

КР - контрольная работа.

УСР - управляемая самостоятельная работа.

ИКЗ - игровые контролирующие задания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая  программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:

Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г

  1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4.

  1. Сборник нормативных документов. Математика / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Примерная программа основного общего образования по математике на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

         Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цели изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования, предназначена для изучения алгебры в 9 классах. Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 102 часов (3 часа в неделю).  Преподавание ведется с использованием УМК А. Г. Мордковича.

Целью изучения курса алгебры в 9 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и  смежных предметов (физика, химия, информатика и другие),  усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной  подготовки школьников.

В программе приводится распределение учебного времени между наиболее крупными разделами. Содержание представлено в виде нескольких блоков, объединяющих логически связанные между собой вопросы. Приоритетной содержательно-методической линией программы является  функционально-графическая. Опираясь на опыт изучения функций, их свойств и графиков в 7-8 классах на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях, в 9 классе  осуществляется переход на уровень теоретического осмысления.

С учетом возрастных особенностей  класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, сформулированы ожидаемые результаты обучения, продуманы возможные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, тренировочная практическая работа, исследовательская практическая работа, лабораторно-практическая работа, математический диктант,   диагностическая тестовая работа, тестовая работа, игровые контролирующие задания, управляемая самостоятельная работа, контрольная работа. Для отработки вычислительных навыков и универсальных учебных умений на каждом третьем уроке проводится  устная разминка с применением презентаций в среде Power Point.

В содержании  рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретения математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и  форм обучения положено формирование  универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

Познавательная деятельность

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследования несложных реальных связей и зависимостей;
  • участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
  • самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Информационно-коммуникативная деятельность

  • извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

  • объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; 
  • умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
  • владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ  

   Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств. 

Основная цель:

  • формирование представлений о частном и общем решении рациональных неравенств и их систем, о неравенствах с модулями, о равносильности неравенств;
  • овладение умением совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов;
  • расширение и обобщение сведений о рациональных неравенствах и способах их решения: метод интервалов, метод замены переменной.

СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ

   Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений. 

Основная цель:

  • формирование представлений о системе двух рациональных уравнений с двумя переменными, о рациональном  уравнении с двумя переменными;
  • овладение умением совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными;
  • отработка навыков решения уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных.

ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ

  Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции,  непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.

Основная цель:

  • формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;
  • овладение умением применения четности или нечетности, ограниченности, непрерывности, монотонности функций;
  • формирование умений находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;
  • формирование понимания того, как свойства функций отражаются на поведении графиков функций.

ПРОГРЕССИИ

      Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии,  характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия,  формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.

Основная цель:

  • формирование преставлений о понятии числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессиях как частных случаях числовых последовательностей; о трех способах задания последовательности: аналитическом, словесном и рекуррентном;
  • сформировать и обосновать ряд свойств арифметической и геометрической прогрессий, свести их в одну таблицу;
  • овладение умением решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ  

      Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.

Основная цель:

  • формирование преставлений о  всевозможных комбинациях, о методах статистической обработки результатов измерений, полученных при проведении эксперимента, о числовых характеристиках информации;
  • овладеть умением решения простейших комбинаторных и вероятностных задач.

ПОВТОРЕНИЕ

Основная цель:

  • обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс;
  • подготовка к единому государственному экзамену;
  • формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Выражения и их преобразования. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными.

Системы уравнений. Решение системы уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Решение нелинейных систем. Решения уравнений в целых числах.

Неравенства. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Решение  дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.

Функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы. Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

Координаты и графики. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Понятие числовой последовательности. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий. Сложные проценты.

Решение текстовых задач алгебраическим способом. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.

Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения. Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

Требования к уровню подготовки  учащихся  9 классов (базовый уровень)

В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся

должны знать: значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

должны уметь: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  •  описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

владеть компетенциями:   познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать  других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем  энциклопедий  и справочников для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

КУРС «ГЕОМЕТРИЯ» 9 КЛАСС

Изучение базового курса геометрии  ориентировано на использование учебника «Геометрия 7-9» автора Л.С.Атанасян,

рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко, Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. - М.: Просвещение, 2005, а также методическое пособие «Поурочные разработки по геометрии 9 класса» Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя  Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.

Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 9  классе.

         Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

         В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  •  овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

        Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии  в 9 классе отводится  2 ч в неделю, всего 68 ч.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

Требования к уровню подготовки учащихся

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы). Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Повторение векторы и метод координат

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах планиметрии.

Повторение. Решение задач. Итоговая контрольная работа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 1. Учебник. М.: Мнемозина, 2008.

2. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская, Т.Н.Мишустина, П.В. Семенов. Алгебра – 9. Часть 2. Задачник. М.: Мнемозина, 2008.

3. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Контрольные работы / Под   ред.  А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

4. Л.А. Александрова. Алгебра - 9. Самостоятельные работы / Под   ред.  А.Г.Мордковича. М.: Мнемозина, 2008.

А также дополнительных пособий: 

для учителя: 

  • Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2004.
  • А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская.  Тесты по алгебре для 7-9 классов.
  • Кузнецова Л. В. и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2009.
  • Лысенко Ф.Ф.. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009 –Ростов-на-Дону: Легион, 2008
  • Кочагина М.Н., Кочагин В.В.. Математика 9 класс. Сборник заданий. –  М: Москва, 2009.
  • Корешкова Т.А., Шевелева Н.В., Мирошин В.В.. Математика. 9 класс. Тренировочные задания. – М: Москва, 2009
  • Мирошин В.В.. Алгебра 9 класс. Типовые тестовые задания. – М: Экзамен, 2009.
  • Лаппо Л.Д., Попов М.А.. Математика 9 класс. Сборник заданий. – М: Экзамен, 2009.
  • Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г.  Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
  • Звавич А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 7-9 классы. М.: Просвещение, 2003.
  • Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В. Изучение алгебры в 7-9 классах. – М.: Просвещение, 2002.
  • Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».
  • Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. М.,1990г.
  • Математика в школе. Научно-теоретический и методический журнал.
  • Л.А. Александрова  Алгебра самостоятельные работы 9 класс. «Мнемозина»,2005г.  
  • Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
  • Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005
  •          Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Про¬свещение, 2005.
  •          Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
  •         «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко
  •          «Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 9 класс» А.В. Фарков,

для учащихся:

  • учебник «Алгебра-9» А.Г.Мордкович и задачник «Алгебра 9» А.Г. Мордкович,  

Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, «Мнемозина»,2001г. 

  • Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов.
  • Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова. – 7-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  • Кузнецова Л. В. и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение, 2009.
  • Сборники книг для подготовке к ГИА и научно-популярной литературы (собранная учителем коллекция книг в электронном виде по подготовке к ГИА на дисках СD  с различных образовательных сайтов, например,  http://www.alleng.ru/edu/math3.htm,  http://eek.diary.ru/)

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.»,
  • «Большая электронная детская энциклопедия по математике»,
  • «1С: Школа. Математика, 5 – 11 кл. Практикум»,  
  • Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
  • Геометрия 9 класс, рабочая тетрадь под редакцией Атанасяна Л.С.;
  • Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Про¬свещение, 2005.
  • Энциклопедия по геометрии;
  • “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

•        Министерство образования РФ

http://www.informika.ru/ 

http://www.ed.gov.ru/ 

http://www.edu.ru/   

•        Тестирование online: 5 - 11 классы

http://www.kokch.kts.ru/cdo/ 

http://uztest.ru/ 

•        Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое

http://teacher.fio.ru 

http://www.it-n.ru/ 

http://pedsovet.org/ 

http://www.uchportal.ru/ 

•        Новые технологии в образовании

http://www.sumirea.ru/narticle702.html 

http://www.int-edu.ru/ 

•        Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

http://mega.km.ru 

•        сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:

http://www.encyclopedia.ru/ 

Сокращения, используемые в рабочей программе:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

ДСР— дифференцированная самостоятельная работа.

МД — математический диктант.

ДТ – диагностическая тестовая работа.

Т – тестовая работа.

КР - контрольная работа



Предварительный просмотр:

№урока

Тема урока

Кол-во уроков

Тип урока

Виды учебной деятельности

Планируемый результат

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1-2

Вводное повторение

2

Векторы  (12 часов)

3

Понятие вектора                                                                

1

Комбинированный

Групповая

Уметь изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному

Знать законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Знать свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи типа 782-787

(п.76,77;в.1-5 №739,741,746,747)

4

Откладывание вектора от данной точки                        

1

Изучение нового материала

Групповая

(п.76-78;в.1-6 №748,749,752)

5

Сумма двух векторов                                                    

1

Комбинированный

Групповая

(п.79-80;в.7-10№753,759б,763б, в)

6

Сумма нескольких векторов                                          

1

Изучение нового материала

Групповая

(п.81;в.11№755,760,761)

7

Вычитание векторов                                                      

1

Комбинированный

Групповая

(п.82;в.12-13№757,763а,г,765,767)

8

Решение задач по теме «сложение и вычитание векторов»

1

Комбинированный

индивидуальная

9-10

Умножение вектора на число                                

2

Комбинированный

Групповая

(п.83;в.14-17№775,776аве,781бв,780а)

11

Применение векторов к решению задач              

1

Комбинированный

Групповая

(п.84№789,790,791,788)

12

Средняя линия трапеции                                          

1

Изучение нового материала

Групповая

(№793,795,798)

13

Решение задач по теме «векторы»

1

Комби

нирован

ный

Пары сменного характера.

Знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи типа 793-798

14

Контрольная работа №1 по теме «Векторы»

1

Индиви

дуальная

Работа по вариантам

Метод координат (10 часов)

15

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

Изучение нового материала

Групповая

Уметь применять теорему о разложении вектора по 2 неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами.

Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уметь решать задачи типа 945, 951

Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой, уметь строить окружность и прямые, заданные уравнениями решать задачи типа 966, 972

(п.86;в.1-3№911,914бв,915)

16

Координаты вектора

1

Комбинированный

Групповая

(п.87;в.7-87№918,919,926бг)

17-18

Простейшие задачи в координатах

2

Комби

нирован

ный

Групповая

(п.88,89в.9-13,№930,932,935,936)

19

Решение задач методом координат

1

Комби

нирован

ный

Групповая

(№946,950б,951б,)

20

Уравнение окружности

1

Комби

нирован

ный

Групповая

(п.90,91в.15-17№959бг,962,964а,966бг)

21

Уравнение прямой

1

Комби

нирован

ный

Групповая

(п.92в.18-20№972в,974,976,977)

22

Уравнение окружности и прямой. Решение задач

1

Комби

нирован

ный

Работа в парах

(№978,979,969б)

23

Урок подготовки к контрольной работе

1

Комби

нирован

ный

Работа в парах

(№990,992,993,996)

24

Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»

1

Оценка и кор

рекция знаний

Работа по вариантам

Уметь применять знания при решении задач.

П.66,67 с.156-159

Соотношения между сторонами и углами треугольника (14 часов)

25-27

Синус, косинус и тангенс угла

3

Комби

нирован

ный

Групповая

Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи типа 1013-1019

(п.93,95в.1-6№1011,1014,1015бг)

28

Теорема о площади треугольника

1

Изучение нового

Групповая

П.96в.7№1020бв,1021,1023

29

Теоремы синусов и косинусов

1

Комби

нирован

ный

Групповая

П.97,98в.8,9№1025бджи

30-31

Решение треугольников

2

Комби

нирован

ный

Групповая

П99в.10,11№1027,1028,1031аб

32

Измерительные работы

1

Комби

нирован

ный

Групповая

п.100в.11,12№1060ав,1061ав,1038

33

Обобщ.урок по теме «соотношения м/у стор. и углами ∆-ка»

1

Оценка и коррекция знаний

Работа в парах

Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач

№1057,1058,1062,1063

34

Скалярное произведение векторов

1

Изучение нового.

Групповая

Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах , знать  его свойства, уметь решать задачи типа 1044, 1045, 1047, 1048,1050, 1051

п.101,102в.13-16№1040,1042

35

Скалярное произведение в координатах

1

Изучение нового.

Групповая

п.103,104в.17-20№1044б,1047б

36-37

Применение скалярного произведения векторов при р/з

2

Комби

нирован

ный

Работа в парах

№1049,1050,1052

38

Контрольная работа №3 по теме «Соотношения в ∆-ке, скалярное произведение векторов»

1

Оценка и коррекция знаний

Работа по вариантам

Уметь применять знания при решении задач.

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

39

Правильный многоугольник

1

Изучение нового.        

Групповая

Знать определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной  в него окружности, уметь их выводить и применять при решении задач типа 1081, 1083,1087, 1094, 1098, 1100

п.105в.1,2№1081вг,1083бг

40

Окружность, описанная около правильного многоугольника и  вписанная в правильный многоугольник

1

Изучение нового.        

Групповая

п.106,107в.3,4№1084бгде,1085,1086

41

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

Комби

ниро

ванный

Групповая

п.108в.5,7№1087(3,5)№1088(2,5)№1093

42

р/з по теме «правильный многоугольник»

1

Комбинирован

ный

Работа в парах

п.109в.6,7№1094аг,1095

43-44

Длина окружности

2

Комбинирован

ный

Групповая

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении и  задач типа 1111,1113, 1119; знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач типа 1120,  1126,  1127

№1104а,1105бг;  ---         1106,1107,1109

45-46

Площадь круга и кругового сектора

2

Комбинирован

ный

Групповая

п.111,112в.11,12№1114,1116аб,1117бв

47

Обобщение по теме «длина окружности и площадь круга»

1

Коррекция знаний

Групповая

№1125,1127,1128

48

Решение задач по теме «длина окружности и площадь круга»

1

Коррекция знаний

Групповая

№1129ав,1130,1131,1135

49

Подготовка к контрольной работе

1

Коррекция знаний

индивидуальная

№1137-1139

50

Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

Оценка и коррекция знаний.

Работа по вариантам

Уметь применять знания при решении задач.

Движения (10 часов)

51

Понятие движения

1

комбинированный

Групповая

Уметь объяснять, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости, уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник на равный ему треугольник, решать задачи типа 1152, 1159, 1161

п.113,114(до теор)в.1-6№1148а,1149б

52

Свойства движений

1

комбинированный

Групповая

п.114,115в.7-13№1153,1152а,1159

53

р/з по теме «понятие движ. , осевая и центральная симметрия»

1

комбинированный

Групповая

№1155,1156,1160,1161

54

Параллельный перенос

1

Изучение нового.

Групповая

Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; решать задачи типа  1164, 1165, 1167, 1168

п.116в.14-15№1162,1163,1165

55

Поворот

1

Изучение нового

Групповая

п.117в.16-17№1166б,1167

56

р/з по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

Коррек

циязнаниий

Групповая

В.1-17№1170,1171

57-58

р/з по теме «движения»

2

Коррек

циязнаниий

Групповая

№1172,1174б,1183

59

Подготовка к к/р по теме «движения»

1

Коррек

циязнаниий

индивидуальная

карточка

60

Контрольная работа №5 по теме «Движения»

1

Оценка и коррекция знаний.

Работа по вариантам

Уметь применять знания при решении задач.

61

Об аксиомах и планиметрии

1

комбинированный

Групповая

Знать аксиомы планиметрии, уметь применять при решении задач.

Гл.1в.1-21с.25-26;гл.3в.1-15с.68

Повторение (7 часов)

62

Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые.

1

комбинированный

Групповая

Знать свойства параллельных прямых

Гл.2,4,7,11(теорию)

63

Треугольники

1

комбинированный

Групповая

Знать методы решения треугольников.

Гл.8,12

64

Окружность

1

комбинированный

Групповая

Знать определения окружности, вписанных углов, хорд

Карточка

65

Четырехугольники. Многоугольники.

1

комбинированный

Групповая

Знать определения, свойства.

Гл.9,10,13

66

Векторы. Метод координат. Движения.

1

комбинированный

Групповая

Знать правила сложения векторов, умножения векторов

67

Итоговый тест

1

комбинированный

Групповая

68

Анализ итогов. Повторение.

1

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...