Урок в 5 классе по теме:"Действия с натуральными числами"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок-соревнование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 5 классе по теме:"Действия с натуральными числами" | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Действия с натуральными числами и их свойства».
(Урок-соревнование. 5 класс).
Цель урока:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Натуральные числа и их свойства».
- Развивать умение обобщать и синтезировать знания.
- Продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе.
Форма урока: урок-соревнование.
Метод: дидактическая игра.
Средства: компьютер; презентация Power Point; доска;
дидактический материал (карточки);
Используемые технологии:
- информационно – коммуникационная технология с использованием презентации к
уроку;
- игровая технология.
Ход урока: 1. (слайд 1). Организационный момент.
2. Актуализация целей урока.
Цель нашего урока - повторить действия с натуральными числами и их свойства.
(слайд 2)
"Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам."
"Мыслители" Евгений Винокуров
Ход урока:
Класс разбивается на 3 команды (равное количество учащихся, имеющих хорошие и средние знания по предмету). Командам предлагается выполнить задания, предлагаемые учителем.
Жюри для оценки решений учащихся можно сформировать из учащихся старших классов. Баллы за верные ответы команд фиксируются в таблице, заготовленной учителем на доске заранее.
1 команда | 2 команда |
|
|
|
|
I этап. (слайд 3). «Разминка».
Каждая команда получает лист с заданием. Учащиеся выполняют задания по одному, передают лист следующему ученику. Участвует каждый член команды. После выполнения последнего задания лист сдаётся на проверку жюри.
Примеры карточек с заданиями:
1 команда | 2 команда |
|
1.Число 5 увеличить в 7 раз 2.Уменьшить на 17 3.Увеличить на 6 4.Разделить на 4 5.Умножить на 11 6.Уменьшить в 2 раза 7.Увеличить на 7 8.Уменьшить на 20 9.Найти четвертую часть | 1.Число 6 увеличить в 7 раз 2.Уменьшить на 24 3.Увеличить на 6 4.Разделить на 4 5.Умножить на 11 6.Уменьшить в 2 раза 7.Увеличить на 7 8.Уменьшить на 20 9.Найти четвертую часть | 1.Число 7 увеличить в 5 раз 2. Уменьшить на 17 3.Увеличить на 6 4.Разделить на 4 5.Умножить на 11 6.Уменьшить в 2 раза 7.Увеличить на 7 8.Уменьшить на 20 9.Найти четвертую часть |
Ожидаемые результаты:
1 команда | 2 команда |
|
1) 5 · 7 = 35 2) 35 – 17 = 18 3) 18 + 6 = 24 4) 24 : 4 = 6 5) 6 · 11 = 66 6) 66 : 2 = 33 7) 33 + 7 = 40 8) 40 – 20 = 20 9) 20 : 4 = 5 | 1) 6 · 7 = 42 2) 42 – 24 = 18 3) 18 + 6 = 24 4) 24 : 4 = 6 5) 6 · 11 = 66 6) 66 : 2 = 33 7) 33 + 7 = 40 8) 40 – 20 = 20 9) 20 : 4 = 5 |
2) 35 – 17 = 18 3) 18 + 6 = 24 4) 24 : 4 = 6 5) 6 · 11 = 66 6) 66 : 2 = 33 7) 33 + 7 = 40 8) 40 – 20 = 20 9) 20 : 4 = 5 |
(II этап. слайды 4, 5). «Теоретический».
Каждой команде задаются вопросы по очереди. Отвечает по очереди каждый член команды.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1. Какие числа называются натуральными | 1. Назовите самое маленькое натуральное число | 1. Назвать все цифры |
2. Сколько сантиметров в одном метре | 2.Сколько миллиметров в одном сантиметре | 2. Сколько метров в одном километре |
3. Сформулировать переместительное свойство сложения | 3. Сформулировать сочетательное свойство сложения | 3. Сформулировать свойство нуля при сложении |
4. Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого? | 4. Сформулировать свойство вычитания суммы из числа | 4. Сформулировать свойство вычитания числа из суммы |
5. Сформулировать свойство нуля при вычитании | 5. Определение уравнения | 5. Корень уравнения |
6. Что значит решить уравнение? | 6. Как найти неизвестное уменьшаемое? | 6. Как найти неизвестное слагаемое? |
7. Неизвестное вычитаемое | 7. Неизвестный множитель | 7. Неизвестное делимое |
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Историческая пауза.
Каждая команда заранее получает домашнее задание: подготовить дополнительный материал из истории математики. Темы (определяются жребием):
- Старинные меры длины на Руси. (слайд 6)
- Старинные меры веса на Руси. (слайд 7)
- Римская система счисления. (слайд 8)
Материал для сообщений учащиеся могут найти в учебнике математики, 5 класс, Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда, стр.21, 33, 41, а также воспользоваться другим справочным материалом. Заранее оговаривается, что каждой команде на представление своего дополнительного материала выделяется 2-3 минуты.
III этап. (слайд 9). «Практический».
Решить уравнения. Каждый ученик получает карточку с уравнением, соответствующим уровню учащегося. Карточки с решёнными уравнениями сдаются для проверки жюри. За каждое правильно решенное уравнение команда получает 1 балл.
1) х+37=85 (Ответ: х=48)
2) 156+у=218 (Ответ: у=62)
3) 85-z=36 (Ответ: z=49)
4) m-94=18 (Ответ: m=112)
5) 2041-n=786 (Ответ: n=1255)
6) p-7698=2302 (Ответ: p=10000)
7) (x+15)-8=17 (Ответ: x=10)
8) (y-35)+12=32 (Ответ: y=55)
9) 55-(x-15)=30 (Ответ: x=40)
IV этап. «Бонус».
Учащиеся, которые выполнили свое задание раньше, могут заработать дополнительные баллы, выполнив дополнительные задания.
1. Упростить выражение:
1) 37+m+56 (Ответ: m+93)
2) n-54-27 (Ответ: n-81)
3) 49-24-k (Ответ: 25-k)
4) 35-t-18 (Ответ: 17-t)
5) 38+n+27 (Ответ: 65+n)
6) a-28-37 (Ответ: a-65)
2. Вычислить значение выражения (без использования калькулятора):
1) 43036:28 (Ответ: 1537)
2) 39648:56 (Ответ: 708)
3) 109270:49 (Ответ: 2230)
4) 191026:457 (Ответ: 418)
5) 896400:3600 (Ответ: 249)
6) 26448000000:870000 (Ответ: 30400)
7) 49686:98 (Ответ: 507)
8) 63344:428 (Ответ: 148)
9) 14696:8 (Ответ: 1837)
Физкультминутка. (слайды 10, 11, 12, 13)
Учащиеся выполняют физические упражнения, предлагаемые на слайдах презентации.
V этап. (слайд 14). «Головоломка».
Командам предлагается выполнить одинаковые задания. Каждая команда может заработать 2 балла за верное решение каждого задания.
- В выражении 4 + 32 : 8 + 4 · 3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось: а) 28; б) как можно большее число; в) как можно меньшее число.
(Решение: а) 28 = 4 + (32 : 8 + 4) · 3;
б) Чтобы найти как можно большее число, надо в качестве последнего действия выполнить умножение на 3, наибольшее число (4 + 32 : 8 + 4) · 3 = 36;
в) Наименьшее число (4 + 32) : [(8 + 4) · 3] = 1)
2. Найдите десять натуральных чисел, сумма и произведение которых равны 20.
(Ответ: Условию задачи удовлетворяют числа 1, 1,....,1(8 единиц), 2, 10.
1+1+1+1+1+1+1+1+2+10=20
1·1·1·1·1·1·1·1·2·10=20).
Бонус. (слайд 15.) «Математические ребусы».
При наличии времени командам предлагается разгадать по одному ребусу, в котором зашифрован математический термин. Если команда затрудняется с ответом, то ответить может представитель другой команды. За каждый верно разгаданный ребус команде присуждается 1 балл.
1 ребус.
Ответ. Число.
Комментарий.
В первом слове ОЧКИ удаляем 1 и 3 буквы, получаем ЧИ. Во втором слове СЛОН удаляем последнюю букву, получаем СЛО.
2 ребус.
Ответ. Линейка.
Комментарий.
В первом слове БЛИНЫ берём 2, 3, 4 буквы, получаем ЛИН. Во втором слове ЛЕЙКА удаляем 1 букву.
3 ребус.
Ответ. Отрезок.
Комментарий.
"КОТ" "Зеркало" удаляем первую букву в слове кот, в слове зеркало удаляем последние четыре буквы и записываем буквы начиная с 3,2,1, добавляем "ОК", получаем слово ОТРЕЗОК.
6. (слайд 16). Подведение итогов.
Участники команды, набравшей большее количество баллов, получают оценку «5», затем – «4», «3» («3 по желанию).
Спасибо за хорошую работу! Молодцы!
7. Домашнее задание. Придумать свои математические ребусы.
Используемая литература (слайд 17):
- В.Г.Коваленко, «Дидактические игры на уроках математики».
- Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд, «Математика» 5 класс (учебник).
- Н.Виленкин, А.Чесноков «Дидактические материалы по математике» (5 класс)
- Дидактический материал «Самостоятельные и контрольные работы. математика – 5». А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С.Ершова.
- Интернет-ресурс: http://www.math.kemsu.ru.
Шаблон презентации http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC101908703.aspx.
- Виленкин, Н.Я., Депман, И.Я. За страницами учебника математики [Текст]/ М., 1989г.
- Романовский Б. В. С метром по векам [Текст]/ Л. 1985г.
- Каменская, Е.Н. Русская метрология [Текст]/ Е.Н. Каменская - М., 1975г.
- История развития метрологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.fondcultura.ru
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://mer.kakras.ru
- Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
- Электронный ресурс. Ребусы. Режим доступа: http://madam-fonova.ucoz.ru/load/razvitie_tvorcheskogo_myshlenija/rebusy_golovolomki/rebusy_po_matematike_poprobuj_otgadaj/19-1-0-63,
http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy
- Электронный ресурс. Стихи Е. Винокурова. Режим доступа: http://quantoforum.ru/category-56/200-evgenij-vinokurov?start=150
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"ла"
Урок проводится в 5 классе при использовании компьютера и мульти-медийнойустановки .Презентация позволяет более эффективно использовать время на уроке при повторении материала.Работа выполнена в ...
Мультимедийный урок обобщения знаний в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами».
Урок-путешествие...
Урок математики в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами в пределах 1000"
Методическая разработка содержит презентацию и конспект урока математики 5 класса для коррекционной школы по теме "Действия с натуральными числами в пределах 1000"....
Разработка обобщающего урока по математике в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" "
“Человек-разумный” – есть в первую очередь человек играющий, а поэтому обучать даже серьезным вещам следует по возможности играя”. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель...
Разработка урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"..
На уроке предусмотрено применение ОЭР. Проведение урока по данной разработке дает возможность воспитывать у учащихся ЗОЖ....
Интегрированный урок в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"
Авторы: Ефимова Н.В., учитель математики МБОУ»СОШ №24» г.Чебоксары, Орлова А.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ Центр образования «Школа здоровья» №1858 г.МоскваВ материале представлен ...
Урок математики в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами» (Урок - игра)
Урок – повторение.Действия с натуральными числами (урок-игра)Оборудование : плакаты:«Счет и вычисления – основа порядка в голове» - И. Пестолоцци;«Твой ум без числа ничего не постигнет» - ...