Программа элективного курса "Логические задачи"
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Сат Валентина Сынааевна

Составлена программа элективного курса "Логические задачи", для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt.kurs_8_kl.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Аграрный лицей Республики Тыва

Программа

элективного курса «Логические задачи»

Составила: Сат Валентина Сынааевна –                              учитель математики

Кызыл 2014-2015

Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 1 час в неделю, в общей сложности 34 ч в учебный год.

Математика в школе играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Элективный курс сможет удовлетворить потребности учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться каждому ученику. Данный элективный курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования основной школы и ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и соответствующих компетентностей по ним.

Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и  алгоритмическое мышление учащихся. Элективные занятия дают возможность шире и глубже изучить программный материал, задачи повышенной трудности, глубже изучить программный материал и проработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедряя принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.

Цели данного курса:

1.  Повысить интерес к предмету.

2.  Развитие личности, ответственной за осмысление законов математики.

3.  Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.

4.  Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.

5.  Эффективная подготовка к дальнейшему обучению в профильных классах.

Задачи курса:

1. Развитие творческих способностей на основе проб.

2. Воспитание личности, умеющей анализировать и создавать программу саморазвития.

3. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.

4.  Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание  мотивов учения.

5. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.


Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Задачи с отношениями

18

2

Схемы и таблицы

3

3

Переправа

3

4

Графы

3

5

Варианты на перебор

3

6

Разные задачи

4


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание учебного материала

кол-во часов

Сроки

 

Раздел 1                     Задачи с отношениями

 

 

1-3

Задачи с  транзитивными  отношениями.

3

 

4-6

Задачи с  некорректными условиями.

3

 

7-9

Задачи с отношениями  равенства.

3

 

10-12

Задачи с не транзитивными  отношениями.

3

 

13-15

Задачи с несколькими  отношениями.

3

 

16-18

Задачи на сравнение элементов в отношениях.

3

 

 

Раздел 2                   Схемы и таблицы

 

 

19-21

Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц.

3

 

 

Раздел 3                   Переправа

 

 

22-23

Задача на переправу.

2

 

24

Старинные задачи.

1

 

 

Раздел 4                   Графы

 

 

25-27

Задачи, решаемые с помощью графов.

3

 

 

Раздел 5                   Варианты на перебор

 

 

28-30

Задачи на перебор возможных вариантов.

3

 

 

Раздел 6                   Разные задачи

 

 

31-33

Задачи, решаемые по трафаретом.

3

 

34

Итоговый урок

1

 

Ожидаемые результаты:

В итоге проведения элективных занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • о типах логических задач и методах их решения,
  • о графическом представлении процесса решения задачи,
  • об использовании логических связок и некоторых фактов математической логики при решении логических задач.

Учащиеся овладеют способами деятельности, которые позволят:

  • строить дерево логических возможностей при решении логических задач,
  • строить таблицы и графы соответствий между элементами множеств,
  • находить противоречия при решении задач, основанных на истинных и ложных суждениях, методом от «противного».

Изучение курса данных элективных занятий предполагает:

  • повышение интереса  учащихся к задачам преобладающе логического характера;
  • развитие логического мышления и аналитических способностей;
  • формирование опыта творческой и исследовательской деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

1. А.Г.Мордкович, Алгебра 8, Задачник для общеобразовательных учреждений, М., Мнемозина, 2004г.

2. Ю.Н.Макарычев, Алгебра 8, Учебник с углубленным изучением математики, М., Мнемозина. 2005г.

3.Глейзер Г.И., История математики в школе; пособие для учителей. М., Просвещение. 1981 г.

4. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, Математика 5-6 классы, методическое пособие для учителя, М., Мнемозина, 2005г.

5.  А.В.Фарков, Готовимся к олимпиадам по математике, учебно-методическое пособие, М., Экзамен, 2008г.

6. А.В. Фарков, Математические кружки в школе, 5-8 класс, М., Экзамен, 2008 г.

7. Газета «Математика», №14, 2007г.

8. Газета «Математика», №12, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Программа "Текстовые задачи"

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИЭлективный курс предпрофильной подготовки       Программа элективного курса «Текстовые задачи» предназначена для учащихся 9 класса....

Дополнительная образовательная программа "Решение задач повышенной сложности по физике"

Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представл...

Образовательная программа «Химические задачи и способы их решения» срок реализации 3 года обучения

Большое значение для успешного развития личности воспитанников имеет предоставление возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углу...

Рабочая программа "Решение задач по органической химии"

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более  полное усвоение учебного материала по предмету. Чтоб...

программа Текстовые задачи - легко!

Цель данного курса -  подготовка обучающихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в ...

Рабочая программа "Решение задач с параметром и модулем" 8 класс

Данную рабочую программу можно исползовать для проведения факультативных занятий как в 8, так и в 9 классе...

Программа "Решение задач повышенной сложности"

Программа практического курса "Решение задач повышенной сложности" для 7 класса...