Урок занимательной математики "Магические квадраты". 6 класс.
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему

Кортелёва Татьяна Евгеньевна

1.Знакомство с историей возникновения магических квадратов.

Мы не знаем страну в которой были придуманы магические квадраты, не знаем век (и даже тысячелетие), в котором они были впервые составлены.

Известно только что они появились за долго до эры вульгарис, и их родиной был Древний Восток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  занимательной математики.

6 класс.

Тема урока: Магические квадраты.  ( слайд 1)

Цель урока: развитие эвристического мышления,  комбинаторных соображений для получения магических квадратов с помощью рассуждений.

Оборудование: презентация урока, раздаточный материал для практической работы, калькуляторы.

Высказывание: магический квадрат относится к известным на протяжении всей истории цивилизации применения математики, являясь красивым и общепризнанным достоянием истории культуры.

Ход урока.

Вступление: тема нашего урока”Магические квадраты”, само название подсказывает, что мы с вами сегодня соприкоснемся с чем то магическим и необыкновенным. Откроем для себя удивительный мир математики, а помогут нам в этом мои помощницы…

  1. Знакомство с историей возникновения магических квадратов.

Первая ведущая

Мы не знаем страну в которой были придуманы магические квадраты, не знаем век (и даже тысячелетие), в котором они были впервые составлены. Известно только что они появились за долго до эры вульгарис, и их родиной был Древний Восток. (слайд 2)

Вторая ведущая.  Существует такое предание, согласно которому китайский император Ию, живший четыре тысячи лет назад, однажды увидел на берегу моря черепаху с узором из черных и белых кружков на панцыре! (слайд 3)

Император сразу понял смыл этого рисунка. Заменим каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кружков и получим следующий квадрат (слайд 4)

Первая ведущая

При сложении чисел каждой строки, каждого столбца, чисел по диагоналям получится один и тот же результат. Какой? (Просчитывается по вариантам или рядам) 15! Это число называют константой для данного магического квадрата. (слайд 5)

Символ изображенный на рисунке  (слайд 6) кинайцы назвали “ло-шу”и считали магическим- он использовался при заклинаниях. Поэтому квадратные таблицы чисел, обладающие таким свойством, называют магическим квадратом.

Вторая ведущая

Этот квадрат можно встретить на палубазх больших пассажирских судов, площадка для игры в палубный шаффлборд размечена в виде магического квадрата 3х3 (третьего порядка).

(Шаффлборд- игра в которой монеты или диски ударом биты перемещают по расчерченной на девять клеток площадке). А еще в древности были известны так называемые  дьявольские магические квадраты. (слайд 7)

Дьявольский магический квадрат- магический квадрат, в котором с константой совпадают так же суммы чисел по  ломанным диагоналям в обоих направлениях.

Ломаной диагональю называется диагональ, которая дойдя до границы квадрата, продолжается параллельно первому отрезку от противоположного края( на рисунке такую диагональ образуют закрашенные клетки).

Первая ведущая

Существует всего три дьявольских квадрата 4х4: (слайд 8-10)

Современные математики называют подобные квадраты “совершенными”. Стало быть, “совершенный” и “дьявольский”для современных математиков- синонимы!

(Найдите константу этих квадратов).

Но есть еще один МК не менее интересный, чем дьявольский  (слайд 11). Выдающийся американский масон, ученый, общественный деятель дипломат Бенджамин Франклин составил квадрат 16х16 который помимо наличия постоянной  суммы 2056 во всех строках, столбцах и диагоналях имел еще одно дополнительное свойство.  Если вырезать из листа бумаги квадрат 4х4 и уложить этот лист на большой квадрат так, чтобы 16 клеток большего квадрата попали в эту прорезь, то сумма чисел, появившихся в этой прорези, куда бы мы ее не положили будет одна и та же- 2056 .  Этот квадрат является самым магически-магическим из всех МК, составленных когда- либо магом.

Вторая ведущая

Магические квадраты почитались не только в древнем Китае. Во времена средневековья в Европе свойства магических квадратов тоже считались волшебными. Они служили талисманами, защищая тех, кто их носил, от разных бед.

Знаменитый магический квадрат изображен на гравюре немецкого художника Альбрехта Дюрера “Меланхолия”( слайд 12). Интересно, что в нижней строке этого магического квадрата средние числа изображают год создания гравюры- 1514.  ( слайд 13) Альбрехт Дюрер знал  этот квадрат, а может быть, начав именно с этих чисел смог найти остальные методом подбора.

Первая ведущая

Задание: проверьте основные свойства магического квадрата Дюрера, посчитав суммы по строкам, столбцам и диагоналям (34). Исследуйте другие свойства этого квадрата ,посчитав суммы чисел центрального квадрата и каждого из угловых квадратов (34).  

 

Вторая ведущая

Как составить такой квадрат?  (кадр 14-17)

Можно попробовать перебрать различные варианты расстановки чисел от 1 до 9 в клетках таблицы, но при этом надо знать, что всего существует почти 400000 различных расстановок чисел в этом квадрате.

Можно составить такой квадрат с помощью рассуждений: сумма чисел  от 1 до 9 равна 45.Всего 3 строки.

В каждой строке квадрата сумма  чисел должна быть равна 45:3=15

В каждом столбце и на каждой диагонали сумма чисел должна тоже быть равно 15.

Вот все возможные представления числа 15 в виде суммы трех слагаемых от 1 до 9:

9+5+1          8+6+1          7+6+2          6+5+4

9+4+2          8+5+2          7+5+3

                     8+4+3

Число , стоящее в центре таблицы, должно встречаться в выписанных суммах 4 раза(столбец ,строка и 2 диагонали).

Число ,стоящее в углу таблицы, должно встречаться в суммах 3 раза(строка, столбец ,диагональ)

Число, стоящее на одном из оставшихся 4 мест, должно встречаться в суммах 2 раза( строка ,столбец)

Число 5 встречается 4 раза, значит, оно должно стоять в центре таблицы.

Число 2,4,6 и 8 встречаются в суммах трижды, они должны стоять в углах таблицы ,причем 2 и 8 на одной диагонали (2+5+8=15), а 4 и 6 на другой.

Такой способ дает несколько разных магических квадратов. Например, число 8 можно расположить в любом из четырех углов, что дат разные по виду квадраты.

II.Практическая работа (раздать готовые квадраты)

  1. Возьмите квадрат 4 на 4 и впишите в него числа от 1 до 16 по порядку. Теперь поменяйте местами числа, стоящие в противоположных углах квадрата. А затем поменяйте числа, стоящие в противоположных углах центрального квадрата.

Проверьте, у вас получился магический квадрат. ( слайд 18, 19, 20)

  1. Впишите в пустые клетки квадрата такие числа, чтобы квадрат стал магическим (раздаточный материал, можно пользоваться калькулятором)
  2. Восстановите магический квадрат.

Первая ведущая

Вот еще одна вариация идеи магического квадрата, магическая плоскость четвертого порядка ( слайд 21). Перемещая по ней контур 4х4, внутри него мы всегда получим магический квадрат 4-ого порядка.

Вам не нравится? Это не красиво?

А-а! Это бесполезно! Ну, конечно, из этого нельзя делать деньги. Как жаль!

Жаль вас, если вы так считаете!

Вторая ведущая

Применение магического квадрата ( слайд 23)

Традиционной сферы применения МК являются талисманы. ( Полный список планетных талисманов можно найти в монографии А.Санарова “Магия талисманов. Практическое пособие”). К  примеру ,талисман Луны обладает определенными свойствами: предохраняет от кораблекрушения и болезни, делать человека любезным, способствует предовращению  дурного намерения,а так же укрепляет здоровье. Его гравируют на серебре в день и час Луны,когда солнце и Луна находится в первых десяти градусах Рака

II. Подведение итогов. Помощники учителя оценивают работу каждого ученика, выставляют оценки. ( слайд 24).

Награждение талисманами в виде магических квадратов, изготовленных из фанеры.

                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

2.Впишите в пустые клетки квадрата такие числа, чтобы квадрат стал магическим.

2

6

5

1

4

18

14

15

16

12

42

6

24

18

48

3. Восстановите магические квадраты.

3

15

14

13

16

10

11

8

12

9

14

11

15

8

10

16

2

9

13

12

15

10

9

12

16

19

17

18

14

13

8

11

19

5

16

17

18

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок занимательной математики 6 класс( задачи с экологическим содержанием)

Урок математики 6 класса, проводится на конец учебного года.На уроке учащиеся знакомятся с животными и природой Тульского края....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений"

Первый урок при изучении темы "Формулы сокращенного умножения". Урок изучения нового материала....

урок занимательной математики 6 класс

презентация к первому уроку математики в 6 классе. Содержит занимательные задачи, некоторые из них с выбором ответа....

Конспект урока по алгебре 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности"

Конспект урока алгебры 8 класса по теме "Квадрат суммы. Квадрат разности". В процессе урока изучаются формулы сокращенного умножения,  формируются навыки упрощения алгебраических выраже...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе. Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.

Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий....

Считай, смекай, отгадывай (урок занимательной математики) 6 класс

Считай, смекай, отгадывай(урок занимательной математики)6 класс...