Формирование личностных результатов образования на уроках математики
статья по алгебре на тему

Талагаева Галина Васильевна

О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления написано много. О влиянии математических знаний на формирование нравственных качеств личности школьника не сказано почти ничего. Однако, ошибочно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не только  вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков  в любой жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_imo_talagaeva_g.v.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных результатов образования на уроках математики

                                                   

(Из опыта работы  учителя математики МКОУ «Фоминичская СОШ»  Талагаевой Г.В.)

О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления написано много. О влиянии математических знаний на формирование нравственных качеств личности школьника не сказано почти ничего. Однако, ошибочно делать вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не только  вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков  в любой жизненной ситуации.

Личностные  действия   делятся на 3 блока:   самоопределение, смыслообразование;  нравственно-этического оценивания.

Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (какие цели я ставлю)

– что я могу (представление о  своих возможностях )

 – что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты,   наиболее заметные достижения)

Одной из составляющих  является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений   не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

Еще одним направлением в личностном определении   является представление о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей, о чувстве сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны;  

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.
Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,   способность оценивать  свое поведения и поступки,  понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;  нравственно – эмоциональной отзывчивости  на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;    

Каковы возможности предмета «Математика» в формировании личностных УУД?

Роль  математики как важнейшего  средства коммуникации в формировании речевых умений  неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все без исключения задания на уроке должны быть  ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.        Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.  Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

             С введением ФГОС    на заседании ШМО  обсуждался вопрос более частого использования на уроках математики   ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм. Такая работа развивает у детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности личности.

     Для формирования ЛУУД на уроках математики в нашей школе проводим  следующие виды деятельности:

 - участие в проектах. Учащимися 5-7 классов в 2014/2015 году подготовлены проекты «Математика в пословицах и поговорках», «Цифры в истории нашей школы», «Математика и здоровье». Продолжается работа над долгосрочным проектом группы обучающихся «Цифры в истории родного села».   Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину.

   - творческие задания. Составить задачу по рисунку, по предложенной ситуации, по чертежу. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств. Результативным в минувшем году было творческое задание для обучающихся 7 класса задание  по благоустройству школьной территории, по результатам выполнения которого дети оформили альбом «Цветники: форма, размер. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками цветников своего села, школы.

 - подведение итогов урока. Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

- проведение интегрированных уроков. В год празднования 70-летия Победы стоит отметить высокое качество серии уроков  математики проведенных в минувшем году, формирующие личностные УУД: «Великая Отечественная война в цифрах» - 6 класс, «Поле Русской славы» - алгебра 7 класс, «Великая Победа» -  алгебра 8 класс. Эти уроки воспитывают патриотические качества у обучающихся, интерес к историческим событиям,  воспитывают активную гражданскую позицию.

Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению,  которое осуществляется как личностное самоопределение (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).  Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Для некоторых учащихся цели изучения предмета математики ориентированы на усвоение знаний и умений, имеющих опорное значение для будущей профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно организовывать занятия, на которых знакомить учащихся с профессиями, в основе которых  положены математические дисциплины. Примером тому послужили уроки алгебры «Кем быть? Каким быть», «Знания – сегодня, правильный выбор – завтра» проводимые в рамках профориентационной работы в школе.

Выдающийся советский математик А.Я. Хинчин написал более полувека назад: «Математика неизбежно воспитывает – исподволь и весьма постепенно – в молодом человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных стать важнейшими моментами в его нравственном облике». Актуальность  этого утверждения на современной этапе невозможно переоценить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию личностных результатов образования на уроках русского языка

Презентация представляет собой обобщение опыта по использованию современных образовательных технологий на уроках русского языка...

Взаимодействие школы, семьи и общества в формировании личностных результатов образования.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей                                    ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...

Способы формирования личностного результата обучающихся на уроке

Личностные результаты? Что кроется в этом понятии? Можем ли мы с вами на них влиять на уроке? Если можем, то каким образом и когда?...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математикиМониторинг    предметных   и   метапредметных...