Статья "О воспитательной направленности математики"
статья по алгебре на тему

Малинская Елена Геннадьевна

В статье даны рекомендации по реализации воспитательной направленности при изучении математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы воспитательной направленности при обучении математике в школе.

Проблему математического образования в школе нельзя сводить только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по этому предмету. Перед учителями математики стоит и другая, не менее важная задача- реализация возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. В свое время Н.И. Пирогов справедливо утверждал, что «… наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется- иногда глубоко и поэтому для поверхностного наблюдения незаметно- другой важный элемент- воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно поднять большие тяжести».

К сожалению, еще многие учителя занимаются только обучающей работой и забывают о воспитательной возможности математики, не уделяют должного внимания знакомству учащихся с отдельными  фактами из истории отечественной и мировой науки, с именами великих математиков, мало связывают изучение теоретических сведений с практической деятельностью. А эту работу никак нельзя пускать на самотек. Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе-  обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Задача является соединяющим звеном теоретического материала и практики. Известно, что общее познается через частное, конкретное, близкое, понятное.

В отличие физики, химии, биологии и других естественных наук объектами изучения математики являются не конкретные материальные объекты, а пространственные формы и количественные отношения окружающего мира. Поэтому  учащимся , полезно показать особенности отражения объективной действительности средствами математики. Так, например, при изучении функции у= kх можно показать учащимся, что она описывает зависимость между путем и временем при равномерном движении ( s=vt ), длиной окружности и ее диаметром  (C= ), стоимостью и количеством  купленного товара по одной и той же цене (S=cn ). Задача учителя- организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся за вычислениями и формальными преобразованиями , геометрическими образами и математическими понятиями видели не только абстрактные символы, но и реальное содержание. Для достижения этого целесообразно предлагать различные по содержанию задачи, но с одной и той же математической моделью. Теоретический материал усваивается лучше, если математические понятия формируются на основе практики, параллельно с процессом абстрагирования.

Заметим, что ученые- методисты давно пришли к выводу: элементы истории математики , которые являются эффективным средством возбуждения интереса у учащихся к предмету, являются одним из средств патриотического и интернационального воспитания учащихся.  Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связать с отдельными  вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого- либо раздела, темы курса математики. Наиболее часто применяемыми методическими приемами  при сообщении исторического материала являются следующие: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, презентация,  исследовательская работа учеников. Практика показывает, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы.  При этом, чтобы приучить ребенка к самостоятельности, материал сообщений нужно постепенно усложнять.

Так, сначала ученику может предлагаться готовый текст выступления, затем надо давать ему тему выступления и рекомендуемую литературу с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала учителем ученик выступает с подготовленным сообщением в классе. Таким образом, учащиеся постепенно приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой.

При отборе исторического материала необходимо руководствоваться программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При изложении исторического материала должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Объем излагаемого исторического материала не должен быть по своему объему большим, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории.  Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать повышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.

Отбирая для урока биографические данные ученого. Целесообразно придерживаться следующих положений:

  1. Определяя место, объем и содержание биографических сведений об ученом, необходимо учитывать роль ученого в развитии науки.
  2. Изложение биографии ученого нужно сопровождать характеристикой эпохи, в которой он жил и творил, знакомить учащихся с трудностями и препятствиями, которые встречались на его пути.
  3. Излагая вклад ученого в науку, показать связь его работ с трудами предшественников и значение его научного наследия для дальнейшего развития науки.
  4. Продумать возможность использования биографии ученого как материала, побуждающего учеников к активному отношению к жизни ( организации собственного поведения, постановке собственных задач и и оценке своих поступков).

            Для знакомства школьников с творческими биографиями ученых нужно выбирать тех, чей вклад в науку, нравственный облик, философские взгляды, мировоззрение и социальная позиция могли бы служить ярким положительным примером для учащихся.

Еще в школе необходимо у ребят выработать навыки экономического мышления, потребность по- хозяйски относиться к государственному имуществу, расчетливо вести дело, добиваться максимального эффекта при минимуме затрат труда и средств.

          Формы и методы экономического воспитания в процессе обучения математике могут быть различны: связь изучаемого с соответствующими экономическими факторами; экономическая оценка эффективности развития производства в своем городе, регионе, стране и мире.  В ходе решения таких примеров и задач у школьников развиваются вычислительные, измерительные и графические навыки, они знакомятся с такими вопросами, как норма выработки, учет и оплата труда, материальные и трудовые затраты и доходы и другие вопросы хозяйственного расчета. Ученик понимает, что он непосредственный участник событий, способствующих процветанию своей семьи и страны в целом.  Перед ними ставится конкретная задача, как надо организовать работу, чтобы она была прибыльной. Практика показывает, что в задачах, связанных с экономическим анализом и выводами, все расчеты учащимися выполняются с большим интересом, чем в задачах со строгой математической фабулой. При этом очень важен анализ получаемых результатов и их объяснение. Не нарушая внутренней логики предмета, учитель может помочь  школьнику получить начала экономических знаний, ознакомить с такими понятиями, как «себестоимость», «производительность труда», «качество продукции» и др.

          Тексты задач должны не только давать материал для ума, но и вызывать у детей чувство сопричастности к текущим событиям, желание преодолевать трудности. Однако в учебных пособиях число задач, действующих на эмоции ученика, создающих проблемную ситуацию, невелико. Хочу заметить, что и содержание подобных задач быстро устаревает. Поэтому учитель должен составлять новые задачи и обновлять содержание имеющихся задач, используя сведения периодической печати, статистических данных , информационных сообщений . Хорошим источником таких задач могут служить сборники для подготовки к ЕГЭ. Например:

          Поставщик газа может заключить договор на транзит своего газа до клиента через любой из трех своих газопроводов: Южный, Центральный или Восточный. Длина Южного газопровода равна 350 км, длина Центрального газопровода равна 400 км, а длина Восточного газопровода равна 330 км. Транспортировка 1000 кубометров газа на 100 км по Южному газопроводу стоит 11 долларов, по Центральному газопроводу – 9,5 долларов, по Восточному газопроводу – 12 долларов. Сколько долларов придется заплатить за самый выгодный транзит 1,5 миллионов кубометров газа?

          Учащихся необходимо привлекать  к самостоятельному составлению таких задач, обработке информации в виде графиков и диаграмм, оформлению фотомонтажей, плакатов, стендов на темы «Говорящие цифры», «Экономия и бережливость- забота общая» и т.п. Подбирая такой материал, школьники получают навыки анализа и использования научной и политической информации, становится в курсе важный событий как внутри страны, так и международных.

       Опыт показал, что основными приемами подбора задач экономического содержания, являются следующие:

  1. Изменение формулировок некоторых задач в существующих сборниках задач, (иногда учителю достаточно изменить только фабулу некоторых из них);
  2. Дополнение отдельных задач вопросами, способствующими развитию тематики задачи;
  3. Составление новых задач, с сохранением математической ценности, реальных условий и  на должном воспитательном уровне.

В заключение хочется сказать, не упускайте возможность сделать свой урок не только образовательным, но и воспитательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика правонарушений и ОБЖ (воспитательная направленность во внеурочное время)

Цель: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложных ситуаций, угрожающей их здоровью ...

Рабочая программа по разделу коррекционно-воспитательной направленности "Трудовое воспитание"

Данная программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими умеренную умственную отсталость в  возрасте от 8 до 11 лет с учетом их основных и...

Обобщение педагогического опыта учителя математики I квалификационной категории Куликовой Татьяны Николаевны по теме:«Усиление практической направленности математики через организацию систематического проведения практических и лабораторных работ».

Существенную роль в повышении эффективности обучения школьников играет сформированность у них практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневно...

Организация профильного направления «математика» для одаренных детей Oмского района (из опыта работы).

В течение 2-х лет на базе о\ц «Солнечная поляна» работает профильная смена для одаренных детей Омского района. Учредителями являются Управление образования, Управление культуры, Управление по делам мо...

Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности

Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с исполь...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Математика в искусстве, искусство в математике» для 7 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015 Программы общеобразовательных учреждений. ...