Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности
материал по технологии на тему

Малахова Надежда Александровна

Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с использованием современных педагогических технологий. Она направлена не на то, чтобы дать готовый материал, «учить мыслям», а на то, чтобы «учить мыслить». Это позволяет накапливать у обучаемых разнообразные навыки и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Целью моей методической системы является формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx 35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности Малаховой Надежды Александровны учителя технологии МБОУ СОШ № 28 п. Мостовский Мостовского района Краснодарского края.

За годы работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.

Увы, сегодня технология для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся?

Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

В результате долгих раздумий, детальном анализе, многолетнего опыта работы, я создала собственную методическую систему обучения, отвечающую реальным запросам времени и условиям преподавания. Самостоятельный подход к решению сложных педагогических задач позволяет мне уйти от шаблона к творческому разнообразию, прогнозировать результаты успехов детей. Система моей работы основана на принципах проблемного и развивающего обучения:  научности,  наглядности,  доступности,  системности,  сознательности и активности,  связи теории с практикой

Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с использованием современных педагогических технологий. Она направлена не на то, чтобы дать готовый материал, «учить мыслям», а на то, чтобы «учить мыслить». Это позволяет накапливать у обучаемых разнообразные навыки и развивать интеллектуальные и творческие способности.

Целью моей методической системы является формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

 Задачи, которые я перед собой ставлю:

1. создать условия для формирования и оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей;

 2. систематизировать учебные знания учащихся;

3. внедрить систему внеурочных занятий по предмету

4. совершенствовать систему работы с одаренными детьми; (мешает то что технология до 8кл)

5. оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся;

7. формировать мотивационную готовность учащихся к обучению;

8. повышать собственный научный уровень в области преподавания технологии, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению технологии, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом «Технология»: От любопытства к удивлению     От удивления к активной любознательности и творческой деятельности  К прочному знанию и научному поиску

 В моей методической системе применяются словесные, наглядные, практические методы, и ИКТ.

 Для организации процесса обучения мною используются компьютеры, мультимедиа, CD, таблицы, пособия, стенды, коллекции,  натуральные объекты.

Для условий реализации разработаннной  мною методической системы в кабинете собраны мультимедийные учебные пособия, методическая и научно-познавательная литература. Наиболее применяемы в моей системе технологии: ИКТ; проектного, проблемного и разноуровнего обучения; игровые; технология обучения в сотрудничестве.

Организационными формами моей методической системы являются: урок - проект, урок - игра, урок-экскурсия, урок-практикум, внеклассная работа, внеурочная работа.

Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:

 I. Мотивационно-целевой компонент. методической системы ЭТО - включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Данный компонент обеспечивает формулирование цели, её диагностируемость. Создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к учёбе. Определяю для себя уровни усвоения учебной информации. Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.

II. Содержательный компонент системы. Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся по технологии. Содержание предмета модифицирую исходя из того в рамках какой технологии выстраиваю конкретный урок или тему. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения. Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения. При анализе обращаю внимание на возрастные особенности учащихся.

Процесс обучения и отбор содержания материала на уроках выстраиваю от простого к сложному, от постановки проблемы учителем до самостоятельной постановки. За основу я взяла методику проблематизации Л. И. Лернера, в которой выделено четыре уровня проблемности:

 1. учитель ставит проблему и сам её решает при активном слушании и обсуждении учениками;

 2. учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; 3. учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения;

 4. ученик ставит проблему, а учитель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

III. Инструментально-технологический компонент.     Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности.

 Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками технологических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания и творческой деятельности.

 В основе проектной технологии лежат активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию.

Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:

1. Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);

2. Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);

3. Исследовательский метод;

 4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников использую вопросы, задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным для меня является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.

 IV. Организационный компонент. Наибольшее внимание уделяю тем формам организации познавательной деятельности, методам обучения, при использовании которых учащиеся становятся активными участниками урока, организуется беседа, диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» Включает в себя формы организации учебного процесса:

1. Урочная работа. Достижение цели моей методической системы возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе проведения и подготовки урока.

Для себя я выделила следующие аспекты успешного урока технологии:

 Формирование предметной компетенции - показать учащимся значимость технологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему. Я пытаюсь найти такой подход, который задевает не только ум, но и душу ученика, помогает понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.

  Развитие познавательной активности и самостоятельности – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого в каждом ребёнке я стараюсь разбудить природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.  Формирование информационной компетентности – научить работать с информацией: анализировать и систематизировать её, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

 Развитие мышления – создание на уроке ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач.

  Развитие творческих способностей – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных её проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.  Формирование коммуникативной компетентности и толерантности – учу слышать и понимать друг друга, с уважение относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Моим детям на уроке не страшно ошибиться, хотя порой они выдвигают нелепые идеи и предположения.

  Формирование рефлексивных качеств - развитие способностей личности к самоанализу и самокоррекции.

 Разнообразие учебной деятельности – чередование разных форм деятельности и обязательно в каждом уроке должна быть своя «изюминка».

Разрабатывая любой урок я всегда помню высказывание Ш.А Амонашвили: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса». Однообразие и скука враги творчества. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания  технологии, но и существенно обогащает сам процесс преподавания Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются: семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); проблемно- лабораторные занятия (групповая работа); урок-практикум по решению творческих задач; урок-лекция; урок-экскурсия; урок-зачёт.

2. Внеурочная работа. Во внеурочной работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая к дополнительному  технологическому образованию максимальное количество учащихся.

 2.1. Кружки. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. Теоретические знания, полученные на уроках технологии, приобретают практическое значение, реализуются в нестандартных ситуациях. Мною разработана программа кружка для 5-7 классов «Лоскутная мозаика», «Кухня народов мира», «Мленькая рукодельница». Программы кружков направлены на формирование у обучающихся эстетики, экономии и творчества.

Содержание кружка предполагает также большую работу с разными источниками информации, включает перечень практических работ. Сильной стороной программ кружков является их актуальность и практическая направленность. Она вооружает обучающихся знаниями, которые помогут им в повседневной жизни.

 2.2. Элективы. Позволяют более чётко реализовать этапы процесса перевода проблем в задачи, так как учащиеся посещающие эти курсы обладают высокими учебными возможностями. Я в системе веду элективные и факультативные курсы. Мною разработан и апробирован  курс  «Олимпиадная технология» 7-8,

V. Рефлексивно-оценочный компонент. Рефлексия помогает ученикам оценить свои возможности, лучше понять себя, осознать трудности. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в жизни, чтобы не чувствовать себя изгоем.

1. Самостоятельность. Ребенок сам анализирует, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

 2. Предприимчивость. Ребенок осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

 3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

 Рефлексивный компонент на уроке может выглядеть по разному.

  1. Это может быть короткая беседа в конце урока:

 Чем мы сегодня занимались?

 Что мы для этого делали?

 Что у нас получилось хорошо?

 Что нам пока не удается?

 Что узнали нового на уроке?

 Какая информация урока наиболее важна для тебя?

 Что расскажите дома об уроке?

 На какой вопрос хотели бы получить больше информации?

  1. Если на доске перед уроком были записаны цели, то вопросы могут быть иными.

  Что мы делали для достижения поставленных целей?

 Довольны ли мы результатом?

  Можно ли это было сделать иначе?

Часто использую диагностику усвоения учебной информации В.П.Беспалько.

0 понимание Отсутствие у обучающегося опыта(знаний) в конкретном виде деятельности.

I Узнавание Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку.

II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной

III Применение Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное

 IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством

В 7 классах была проведена диагностика уровня усвоения учебной информации.

Диагностика уровней учебной информации в 7 классах (2013-2014 учебный год) Уровень усвоения 7А класс 7Б класс Нулевой уровень 8,3% 12,5% I уровень 11% 19,2% II уровень 20% 21% III уровень 27,4% 26% IV уровень 33,3% 30,3%

 Диаграммы диагностики уровней учебной информации в 7 классах (2013-2014 учебный год)

Авторские представления педагогического опыта

На региональном уровне провела мастер классы в рамках курсов повышения квалификации в городах Армавире, Анапе, Краснодаре 5 раз, Кропоткине, Лабинске

На федеральном уровне в г Москве на Международном фестивале деятелей образования.  

Активно работаю в интернете, об этом говорят свидетельства и сертификаты.

Публикация в соц сети взаимовыручки для учителей   infourok  

Публикации в соц сети  работников образования  nsportal

Публикации на сайте интернет сообщества Профобразование  

Публикации на сайте internet pedsovet

Публикация на сайте uchportfolio

Публикация на сайте  заучинфо

А также печатаюсь в журналах

Первые статьи были опубликованы в научно-методическом журнале «ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО» ещё в 2009г №8

2011г Исследовательский проект напечатан  в сборнике «1001 идея интересного занятия с детьми» в рамках 12-го Всероссийского @вгустовского интернет педсовета, http://12.pedsovet/org

2012г Моя педагогическая философия напечатана в сборнике участников Всероссийского интернет педсовета «Вселенная «УЧИТЕЛЬ»

2012г Статья опубликована  в научно-методическом журнале «ВЕСТНИК дополнительного образования» МОНРФ

2013г Авторский сборник методических разработок

Об эффективности моей методической системы говорят:

1. Высокие учебные результаты обучающихся за последние три года:

 2011-2012 год –Ясюкевич А  победитель исследовательских проектов «Эврика – Юниор», муниципального этапа

– Водолазова Д - победитель Всероссийской олимпиады школьников по технологии муниципального этапа;

2012-2013 год– 2 победителя, 1 призёр Всероссийской олимпиады школьников по технологии муниципального этапа;  

Давыскиба Е, Водолазова Д, Обухова А

2013- 2014г -  Салеева А, Колонченко Ю  победители, Волкова В, Лымарева А. призёры Всероссийской олимпиады школьников по технологии муниципального этапа

Работы моих воспитанниц опубликованы  в проекте для одарённых детей «АЛЫЕ  ПАРУСА» участвуют в конкурсах «Ярмарка Кубанских ремёсел»

Результаты участия в профессиональных конкурсах

1. Победитель 10 конкурса интернет сообщества Профобразование «Моя педагогическая философия»

2.Победитель  конкурса творческих произведений «Вселенная учитель» Всероссийский интернет педсовет

3. Эксперт  Всероссийского интернет педсовет

4.Лауреат  8 конкурса интернет сообщества Профобразование «Портфолио преподавателя»

5. Участник международного фестиваля деятелей образования «Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество» г. Москва.

6. Лауреат регионального этапа IX Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».

7. Призёр Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (2 место) Москва.

8. Награждена медалью «ЗА СЛУЖБУ ОБРАЗОВАНИЮ»

Признание общественности

Моё имя занесено:

В 2012г на школьную доску почёта «Ими гордится Россия»;

2015г в книгу «Летопись школы».



 

Комментарии

Малахова Надежда Александровна

Система вырабатывается годами упорного труда