Гуманистическая направленность обучения и воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по русскому языку

Ушакова Клавдия Николаевна

Доклад "Гуманистическая направленность обучения и воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности" в рамках методической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Рогачевская СОШ»

 Методическая конференция.

Тема: «Гуманистическая направленность обучения и воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности» ( из опыта работы учителя русского языка и литературы).

Учитель Ушакова К.Н.

 

               

13. 06.2019г.

Характерной особенностью гуманистической направленности обучения  и воспитания, согласно ФГОС, является организация единства  урочной и внеурочной деятельности, что позволяет школьнику испытать чувство собственного открытия, радость творчества и успеха, позволяет стремление к самосовершенствованию, самореализации. Полученный результат, определяемый по 3-м основным параметрам: прочные предметные знания, умение их самостоятельно добывать, а также положительные эмоции в процессе деятельности, побуждающие учащихся действовать в гуманистической системе отношений, позволяет оценивать учебно-воспитательный процесс как эффективный.

Для современного урока актуально сотрудничество учителя и учащихся, творческий подход, наличие алгоритмов деятельности учителя и учащихся, демократизм. Поэтому, готовясь к урокам, я задумываюсь о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова. Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают мне эффективно организовать работу детей. Хорошие результаты даёт использование проблемной технологии.

Например, при изучении темы «Союз» на уроке русского языка в 7-ом классе можно создать условия для усвоения такой нравственно- этической категории как союз человеческих сердец. Вместе с детьми мы решаем духовно- нравственную проблему : Дружба+ Товарищество= Союз.

       Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Я предлагаю учащимся поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк Пушкина, а также с предложениями из произведения А. Платонова «Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены  на взаимопонимании и уважении.

Таким образом, проблемный вопрос творчески разрешён. Постижению истины в литературно- художественных текстах, авторской позиции также помогает создание проблемной ситуации, система вопросов и заданий.

     В качестве  подтверждающего примера можно привести урок по теме «Я нужен людям» по рассказу А.Платонова «Юшка» (7класс). Знакомясь с главным героем, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком – настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей  неряшливостью. С одной стороны -добрый, кроткий Юшка; с другой  – озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромным вниманием текст, потом отвечают на вопросы. (Идёт беседа о духовной красоте.). Система вопросов рассчитана на то, что  учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, тем идеалам, которые несут герои, аргументировать точку зрения конкретными фактами.  

На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или иного героя, происходит столкновение мнений. Я стараюсь дать возможность высказаться  всем  желающим по тому или  иному вопросу. И каждый раз убеждаюсь, как по – разному воспринимают  учащиеся произведение, и поэтому считаю, что нужно осторожно относиться к их суждениям , стремиться  к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные им, стали  для ребят близкими и понятными. Хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих  его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое  «хорошо» и «плохо», учить бороться с « плохо».

       Уроки литературы, или, как часто говорят, уроки духовности, несомненно, жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие истин, добываются знания о мире, о жизни в нём, о себе.

Произведения русских классиков – это благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о честном и порочном,  об обыденном и высоком из всего  множества явлений, из которых складывается наша жизнь. А она требует творческого развития ребёнка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе. Это предполагает  и новые принципы анализа произведений – необходимо стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем-то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка героя, содержащихся  в художественном произведении. Самое важное, что должно остаться после уроков – это доброе впечатление, которое способно вызвать у ребёнка желание совершенствоваться.

Раскрыть потенциал ученика помогают интересные и эффективные формы организации  деятельности  учащихся, необычные  творческие задания. Нужно помнить, что важным условием развития   личности является погружение ребёнка в его внутренний мир, пробуждение эмоций, самоанализ внутреннего состояния. В большей степени такая возможность создаётся в те минуты, когда, выполняя письменную работу, ученик остаётся наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства. Поэтому часто после анализа произведения даю задание  написать сочинение- эссе, например, «Что такое добро?», «Я взрослею», чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой,  собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.   Вот теперь к работе подключаются  все, даже ученики- молчуны, которые найдутся в каждом классе.

Также   уместно использовать в процессе урока незаконченное предложение, например, «Я считаю, что если человек не умеет удивляться, то…»,   «Я считаю, что доброта -  это…». Работы они зачитывают сами. Неудачная работа не оценивается, а лучшая приветствуется. Какую цель преследую,  давая подобные творческие письменные задания? Это необходимо, чтобы выпускники во время экзамена чувствовали себя уверенными при выполнении творческой части, будь то русский язык, литература или другие предметы.

Современные дети- это дети  экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем  книжная. Поэтому, чтобы урок литературы был интересен ученикам, я стараюсь сочетать традиционное обучение и современные информационные технологии обучения. Мы совершаем виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, бываем в его музее, слушаем чтение мастеров слова любимых классических произведений,  смотрим фрагменты кино  и т.д. Материал к этим урокам учащиеся с удовольствием подбирают сами. Здесь уже речь идёт о деятельностном способе обучения, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Мы должны  помнить: на нас, учителей, смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек  закладываются сегодня. Учащийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, об отношениях между людьми. Ещё К.Д. Ушинский полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом,»- писал он.

Составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность. Она обладает потенциалом в развитии творческих способностей учащихся. Это и выразительное чтение, искусство, музыка. По тому, как дети участвуют в различных видах внеурочных дел( благотворительных акциях, актах милосердия, проявленных, например, во время посещения детских домов, в День Победы, выступлениях на ежегодных конкурсах чтецов) мы  можем судить об уровне гуманистической сознательности учеников нашей школы. Это и праздничные мероприятия, и викторины, и классные часы, и олимпиады по русскому языку и  литературе, и конкурсы.

        Итак, гуманистическое направление предполагает свободу творчества как учащихся, так и учителя. Конечно, процесс формирования духовных ценностей личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков русского языка и литературы, после внеурочных занятий учащиеся будут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки, мероприятия окажутся поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности

В докладе обощается пятилетний опыт работы духовно - нравственного клуба "Лад", занятий по ОПК. Также указана интеграция занятий по ОПК с  уроками литераты. Опыт работы подтверждён результат...

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

Методическая разработка "Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся"

Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учащихся в группе продленного дня (использование психологических занятий и упражнений в игровой форме)...

Единство урочной и внеурочной деятельности

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но ...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...

Единство урочной и внеурочной деятельности

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от о...