Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
учебно-методический материал по географии

Шкиренок Людмила Григорьевна

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности организации исследовательской работы в области краеведения на уроках географии в 6-9 классах и занятиях дополнительного образования объединения «Патриот»
  2. Создать инструментарий для организации краеведческой исследовательской работы обучающихся во внеурочное время, для подготовки их к научно-практической деятельности.
  3. Выявить традиционные ошибки в исследовательских работах обучающихся.

Методические рекомендации предназначены для обучающихся, учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся краеведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_kak_napravlenie_isssledovaniya_mr_2019_god.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 9 города Невинномысска

Краеведение как направление

поисковой и исследовательской работы обучающихся

в урочной и внеурочной деятельности

Методические рекомендации

(для участия организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна, учитель географии, педагог дополнительного образования

Невинномысск

2019

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Особенности организации исследовательской работы в области краеведения на уроках географии в 6-9 классах и занятиях дополнительного образования объединения «Патриот» ………………………………………… 6

  1. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях дополнительного образования объединения «Патриот» в 7-8 классе…………………… 6
  1. .  Использование регионального компонента на уроках географии в 5 – 11 классах ……………………………………………………………………… 13

Глава II. Инструментарий для организации краеведческой исследовательской работы обучающихся во внеурочное время, для подготовки их к научно-практической деятельности…………………………………………………….20

            2.1. Организация краеведческой исследовательской работы во внеурочное время…………………………………………………………………20

           2.2. Как избежать традиционных ошибок в исследовательских работах, обучающихся……………………………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………………..37

Список литературы……………………………………………………………….39

Введение

Везде исследуйте всечасно, что есть велико

и прекрасно, чего еще не видел свет!

М.В. Ломоносов

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края. Как известно, понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.

Закон РФ "Об образовании" закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования.  Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие Ставропольского края и г. Невинномысска.

С этой целью региональный компонент на уроках географии формирует у учащихся целостное представление о Ставропольском крае как географическом объекте, так как является в тоже время частью единого природно-хозяйственного комплекса нашей страны. Нельзя рассматривать природу и хозяйство России оторвано от конкретной территории. Из практики знаю, что ученику легче изучать географические явления на конкретных примерах, которые он видит рядом с собой, использовать свой, пусть и небольшой, жизненный опыт.

Основными формами реализации регионального компонента в содержании географического образования являются: включение разделов и тем регионального компонента в учебные программы; ведение факультативных занятий, элективных курсов; внеурочная и внешкольная исследовательская, краеведческая деятельность учащихся.

Под эколого-краеведческим образованием понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Географическое краеведение в комплексе изучает социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, а также природные условия и ресурсы. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук — истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др. Неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью -весьма существенная сторона школьного краеведения.
Исследовательская деятельность школьников представляет собой особую форму организации учебного процесса. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний.  Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Ценность краеведческих исследований определяется краеведческим принципом в образовании и воспитании, который позволяет педагогу использовать огромнейший диапазон тем, педагогических приемов, методических новаций в любой из учебных дисциплин и во внеклассной работе. Если исследования проводятся без учета учебно – педагогических задач, то их вряд ли можно назвать краеведческими, поскольку информация об очередном природно-территориальном комплексе, населенном пункте, человека, даже если она связанна с местом проживания исследователя, станет в лучшем случае лишь очередным шагом к познанию мира, беспредельного и бесконечного. Но краеведение методологически локально, это область знания, характеризующая жизнедеятельность человека на своей земле во времени и пространстве, поэтому оно предлагает взаимодействие поколений, а значит непременно педагогически обусловлено.

А кроме этого краеведение несет в себе, за пределами обычного обучения, и еще один важнейший аспект: без краеведения не будет успешно проходить становление человека, как личности, его социализация. Краеведением определяются взаимоотношения поколений, способность человека, опираясь на прошлое, созидать для будущего, нести миссию справедливости, иметь чувство достоинства. Именно краеведение помогает новым поколениям реализовать свое призвание совершать подвиги в отстаивании культурных и природных ценностей, беречь и преумножать традицию, нести по жизни и передавать своим детям веру и надежду отцов. Именно такие работы и есть настоящее краеведение, за которым просматриваются судьбы людей, связанных со своей землей, со своими корнями, природным и культурным наследием, со своей малой Родиной.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

И здесь именно историческое, экологическое краеведение является важным средством связи школы с жизнью. Оно обогащает обучающихся знаниями об истории и природе родного края, даёт возможность приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. происходит углубление знаний учащихся о растительном и животном мире родного края, о взаимосвязях, существующих между растениями и животными и окружающей их средой.

Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся».

Актуальность данной темы определяется введение регионального компонента. Ведь краеведение раскрывает обучающимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. И здесь без исследовательской работы обучающихся и педагога не обойтись, будь это урок или внеурочная деятельность.

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности организации исследовательской работы в области краеведения на уроках географии в 6-9 классах и занятиях дополнительного образования объединения «Патриот»
  2. Создать инструментарий для организации краеведческой исследовательской работы обучающихся во внеурочное время, для подготовки их к научно-практической деятельности.
  3. Выявить традиционные ошибки в исследовательских работах обучающихся.

Методические рекомендации предназначены для обучающихся, учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся краеведением.

Глава I. Особенности организации исследовательской работы в области краеведения на уроках географии в 6-9 классах и занятиях дополнительного образования объединения «Патриот».

  1. Проектно-исследовательская деятельность

на занятиях дополнительного образования объединения «Патриот» в 7-8 классах.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности

Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Программа внеурочной деятельности «Патриот» была разработана в 2018 году. Она относится к социально-педагогическому направлению и нацелена на необходимость духовно-нравственного воспитания у учащихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике РФ, Ставропольскому краю, законам РФ, старшему поколению, к природе. Рабочая программа «Патриот» относится к тематическим программам и основывается на принципах: последовательности, гуманизаии, системности, культуросообразности.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.

Рассчитана на два года обучения. Первый год обучения. 7 класс. Программа включает несколько разделов.

Первый раздел «Моя семья – моя Россия». Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера, работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения твоего рода в истории страны.

Второй раздел «Россия – наша Родина». Содержание программного материала: символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Второй год обучения. 8 класс. Программа включает:

первый раздел «Мой край родной» Содержание программного материала:

Символы Ставропольского края, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции. Невинномысск и его достопримечательности, история, традиции населения.

Второй раздел «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить». Содержание программного материала: ВОВ в судьбах наших земляков, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, памятники героям. Учителя и ученики школы -герои войн.

В-седьмых –восьмых классах. В конце учебного года обучающиеся выполняют индивидуальный или групповой проект по одной из тем краеведения и защищают его.

Для этого за полгода обучающиеся определяются с темой проекта, его формой, выстраивают защиту.

Вот несколько тем, которые чаще всего выбирают обучающиеся:

  1. Мои родословные корни.
  2. Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны.
  3. Моя малая родина.
  4. Ставрополье – наш край родной.
  5.  История заселения Ставрополья.
  6. Традиционные занятия жителей Ставропольского края.
  7. Природные символы Ставрополья.
  8. Экологический мониторинг. «Проблемные» места на карте города.
  9. Маршрут выходного дня по городу Невинномысску.
  10. Дорога к обелиску

Чтобы определить готовность обучающихся к исследовательской деятельности можно провести несложный тест.

Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников

    1. Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течение 5 минут. На придумывание отводиться 1-2 минуты.

    2. Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течение 5 минут придумать и нарисовать картину.

    3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребенка объяснить смысл.

    4. Привести ассоциации с каким-либо словом (например - «рыба»).

    5. Увлечения и кумиры ребенка.

     Анализ теста 

1. Важно отметить: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубину и проработанность образов.

     2. Анализ проводиться таким же образом, как и в предыдущем тесте.

     3. Например: «На чужой роток не накинешь платок».

     4. Простое описание рыбы, которую можно встретить в магазине в качестве еды говорит о том, что вряд ли школьник способен к научной деятельности.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимся, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видео, энциклопедии и другие материалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с обучающимися.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия, либо на местность.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает обучающимся о необходимости поторопиться.  

Творческими работами являются: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

По окончании пятого класса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

 • с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

  • с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с историей: работа со старыми картами города, Ставропольской губернии.     

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы «Патриот»:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения

• Изучение природы и истории и развития Ставрополья 
• Сбор богатого материала –летописи родного края, природном и культурном наследии, о б известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. 
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. 
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;
  • исследовательская работа.

  1. Использование регионального компонента на уроках географии в 5 – 11 классах

Всем известно, что основной формой работы учителя и ученика в школе является урок, который мы начинаем изучать с 5 по 11 класс, а география Ставропольского края изучается за счет регионального компонента, на который отводится 10-15 % учебного времени. Ниже представлены некоторые примеры тем с изучением регионального компонента по географии в 5-11 классе. 

Календарно-тематическое планирование

(регионального компонента) 5-6 класс

 (по 1 часу  в неделю – 34 часа в год в 5 и 6 классе РК- 8 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

1.

План местности.

1

2.

Составление плана своей местности.

1

3.

Приемы ориентирования на местности.

1

4.

Главные формы рельефа.

1

5.

Рельеф Ставропольского края.

1

6.

Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения.

1

7.

Наблюдения погоды.

1

8.

Наблюдения погоды и других явлений природы.

1

Календарно-тематическое планирование

(регионального компонента) 7 класс

(2 часа в неделю – 68 часов в год, РК- 8 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

1.

Карта – особый источник географических знаний. Карты Ставропольского края.

1

2.

Климаты Земли. Климаты Ставропольского края.

1

3.

Природные комплексы. Природные комплексы Ставропольского края.

1

4.

Внутренние воды Евразии и Ставропольского края.

1

5.

Население и политическая карта Евразии. Население Ставропольского края.

1

6.

Сейсмичность. Эрозия, выветривания, оползни, влаго образование.

1

7.

Неблагоприятные и опасные атмосферные и гидрологические явления.

1

8.

Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности, животного мира

1

Календарно-тематическое планирование

(регионального компонента) 8 класс

 (2 часа в неделю – 68 часов в год, РК- 8 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

1.

Географическое положение. Границы Ставропольского края.

1

2.

Рельеф и минеральные ресурсы Ставропольского края.

1

3.

Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы Ставропольского края

1

4.

Внутренние воды и водные ресурсы Ставропольского края.

1

5.

Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы Ставропольского края.

1

6.

Природные комплексы (2 ч.)

1

7.

Памятники природы Ставропольского края и их охрана.

1

8.

Обобщение знаний по природе Ставропольского края.

1

Календарно-тематическое планирование

(регионального компонента) 9 класс

 (2 часа в неделю – 68 часов в год, РК- 8 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

1.

История формирования современной территории и населения г. Невинномысска и Ставропольского края. Население и трудовые ресурсы. Национальный состав населения г. Невинномысска и Ставропольского края. Особенности городского и сельского расселения.

1

2.

Общая характеристика хозяйства г. Невинномысска и Ставропольского края.

1

3.

Ведущие отрасли промышленности г. Невинномысска и Ставропольского края.

1

4.

Агропромышленный комплекс г. Невинномысска и Ставропольского края.

1

5.

Ставропольский край в экономике страны.

1

6.

Город Невинномысск. ТОСЭР, моногород

1

7.

Города Кавказских Минеральных вод.

1

8.

Население города Невинномысска, национальный, религиозный состав. Наши соседи.

1

Календарно-тематическое планирование

(регионального компонента) 10-11 класс

 (по 1 часу в неделю – 34 часа в год, РК- 9 часов)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки проведения

1.

Перспективы развития г. Невинномысска и Ставропольского края.

1

2.

Взаимодействие природы и общества. Антропогенные изменения природных условий. Экологические и хозяйственно-экономические последствия загрязнения окружающей среды.

1

3.

Современная энергетика Ставрополья.

1

4.

Межнациональные отношения.

1

5.

Топонимика географических названий.

1

6.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Роль Ставропольского края.

1

7.

География отраслей и международной специализации России и Ставропольского края.

1

8.

Экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы Ставропольского края.

1

9.

Рекреационные возможности Ставропольского края.

1

                         

Темы в плане, выделенные курсивом, отмечены знаком РК, являются стимулом для написания исследовательских работ.

В преподавании географии под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.  Метод проектов позволяет   стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. При использовании метода проектов на уроках географии, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе происходит дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения данной проблемы («мозговой штурм»).

Работа над исследовательским проектом проходит по схеме:

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников (во время изучения большой темы);
  2. Актуальность, значимость, обоснование проблемы;
  3. Распределение задач по группам, поиск необходимой информации;
  4. Составление технологической карты (последовательности хода работы);
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям;
  6. Промежуточное обсуждение полученных данных;
  7. Презентация проектов;

коллективное обсуждение выводов и результатов.

Исследовательской работой учащиеся занимаются в урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности это выполнение проблемных заданий, проектов, творческих заданий и др. Внеурочная деятельность – это участие в научно-практической конференции школьников, выполнение заданий для элективных курсов, проведение предметной недели естественно-научных дисциплин и т.д.  При этом используются разные формы работы: практические занятия, лабораторные работы, работа в архиве, музее, библиотеке, работа с компьютером.

Уровни познавательной работы учащихся

На школьных уроках использую три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом:

1.Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.

2.Самостоятельное приобретение знаний (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», фактически заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

3.Углубленный исследовательский поиск, где ученики фактически выступают в роли «юных учёных» - исследователей.

Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, делать выводы.

На своих уроках вовлекаю учащихся в исследовательскую деятельность поэтапно. В урочной деятельности большое значение имеет работа с текстом. На начальном этапе ребята 5-6 классов, используя документы, таблицы, карты, схемы, дополнительную литературу, работают по предложенному алгоритму, который поэтапно определяет их деятельность, позволяет самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата. Нравится ребятам и такой вид задания, как поиск ошибок в тексте, восстановление записей текста, пропусков слов в тексте. Это способствует развитию навыков исследователя, внимания к деталям. Задания от этапа к этапу усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений, позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные результаты: способствует формированию умения анализа географического текста, анализа карты, плана местности, выделения главной мысли, умения делать выводы.

На следующем этапе (6-7 класс) поддерживается и совершенствуется работа с текстом, но усложняются приёмы, вводится анализ общих явлений, поступков, суждений. Начинается переход от заданий, связанных с получением информации, к аналитическим, которые позволяют выявить скрытые сведения. На этом этапе исследовательская деятельность продолжается во время выполнения домашнего задания по материалу, отсутствующему в учебнике. Учащиеся готовят сообщения, создают презентации, с которыми выступают на уроках.

В 8-9 классах происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока, создают проекты.

Если в-пятых классах обучающиеся пишут и защищают мини проекты, то в 6-9 классах обучающиеся проявляют большую активность по написанию проекта в группе или индивидуальную исследовательскую работу направляют на составление «Маршрутов путешествий по Ставропольскому краю».

Организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях; способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе. Таким образом, приобщение обучающихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.

Глава II. Инструментарий для организации краеведческой исследовательской работы обучающихся во внеурочное время, для подготовки их к научно-практической деятельности

2.1. Организация краеведческой исследовательской работы во внеурочное время

Инструментарий – это совокупность инструментов, приспособлений и простейших устройств, предназначена обеспечить выполнение основных видов работ в определённой области.

В данном случае это применимо к исследовательской деятельности обучающихся в области краеведения в 5 – 9 классах. Только в совокупности предложенных алгоритмов работы, структуры, оформления и тд. обучающиеся смогут грамотно оформить работу, добиться положительных результатов.

  На        первом        этапе краеведческой работы, необходимо четко определить - из         каких источников будут пополняться знания о своем крае.

Устные источники

К ним относятся предания и сказания о местном крае, об образе жизни предков, о лицах, оставивших    о себе память у потомков, пословицы с историческим         содержанием,          рассказы участников войн, работников местных предприятий, учреждений и организаций, простых тружеников, деятелей литературы и искусства.

   Предания и рассказы - это ценный источник информации о прошлом и настоящем природы,         населения, хозяйства и         культуры края.        В народной памяти живы имена тех, кто развивал хозяйство, управлял, строил, торговал.  Жители из        поколения в поколение передают рассказы о событиях, происходивших в данной местности.

   Устным источником изучения края являются также имена, фамилии, прозвища людей, названия улиц, кварталов города. В именах людей отражается история нашей страны        и отдельных ее регионов. Имена помогают выявить        этнический состав местного края в прошлом и настоящем.  Имена людей говорят        о миграции населения, помогают датировать письменные памятники, некоторые имена        и фамилии доносят до нас забытые значения слов и т.д

Текстовые картографические источники

  Текстовые источники: справочники административно-территориального деления областей, краев и республик, списки и каталоги   различных объектов (рек, озер   и   т.п.)   с   их названиями, географические словари, периодическая печать. Обязательно нужно использовать и различные литературно -  описательные источники: географические, исторические характеристики, дневники путешественников, актовый материал. При выборе названий и других данных из текстовых источников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницу.

Интервьюирование

  Интервью представляет собой   беседу двух или нескольких заинтересованных людей, проводимую по определенному плану, причем запись ответов производится либо вручную, либо механически. Искусство использования этого   метода состоит в том, чтобы уметь        и знать:

1) о чем именно спрашивать,

2) как спрашивать,

3) кого спрашивать,

4) какие задавать вопросы,

5) где вести        беседу,

6) как обрабатывать данные.

Обычно интервью строится поэтапно:

I. Введение и установление контакта.

   Цель этого этапа - вызвать интерес к беседе, убедить людей, как важны для        науки их знания. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по         имени и отчеству, а не фамильярно. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школа, музей). Ведущий обязан объяснить, где и как будет использоваться полученная информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.

II. Программные вопросы.

  Первые   вопросы не должны   быть сложными, это как бы разминка. Переход к основным вопросам должен быть понятен, опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Теперь позвольте перейти к наиболее важным вопросам. " Завершение беседы должно состояться из   несложных         вопросов. Можно    уточнить   какие -  либо вопросы, вернуться к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью 40 - 50 минут. Дальнейшее расспрашивание не даст ожидаемого эффекта, лучше перенести беседу на другой день.

III. Оформление паспортички.

  Сбор        сведений об интервьюированном (о том        человеке, у кого берут интервью) является обязательным условием научной записи. Об этом уже говорилось выше. В  меморатах обычно  паспортички содержит следующие вопросы:

1.Ф.И.О.

2. Год рождения

3. Место рождения

4. Профессия

5. Где и в каком качестве работал или работает (если на пенсии, то с какого времени)

6. Адрес.

Археологические источники

Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам.

Основные типы        археологических        памятников -  поселения и погребения.  Но мало        сообщить учащимся типы археологических памятников, необходимо еще привлечь         школьников к         изучению археологических памятников своего района.

Для этого необходимо        знать:

а) какие памятники встречаются в районе -  их тип, названия, местоположение,         степень изученности;

б) какие памятники полностью исследованы, а какие только нанесены на археологическую карту района;

в) где школьники могут узнать о        результатах раскопок -        в музее, в отделах образования (районном или городском) или где-то еще; в какой литературе        они могут прочитать об этом.

Творческие работы обучающихся

Одним из видов творческих работ, очень важным   является ведение летописи школы, села, города, района. В ней        фиксируется все – обычная жизнь школы, лучшие достижения учащихся, события, судьбы, выпускников и т.д.  Надо сказать, что редко        в школе ведется летопись села или города. А между тем она особенно интересна и нужна. Ценность ее заключается в том, что она постоянно связывает школу с   жизнью, деятельностью   местных производственных коллективов, работников культуры, рассказывает об их успехах, привлекает к ним внимание, заставляет определять их значение, знакомит с передовыми людьми, с трудностями, которые они встречают и опытом преодоления этих трудностей. Нельзя        забывать, что летопись -  своеобразный тип исторического произведения, который           строится на основе   простой         хронологической последовательности изложения.

Поэтому для летописи        нормой является        недостаточная связь между отдельными записями и по теме, и        по их характеру.  Строить ее как гладкий очерк вряд - ли целесообразно, да и невозможно.

И еще один        вид творческой работы учащихся – чтение и обсуждение художественной литературы,          написанной на местном материале. Обсуждение целесообразно проводить по определенному плану, который заранее должен быть известен участникам обсуждения и присутствующим на нем.

Примерный план обсуждения:

1) Сведения об авторе книги        и источниках, которыми он пользовался при ее написании.

2) Что в книге достоверно?

3) Какие отступления от точного воспроизведения прошлого допущены автором и почему?

4) Чем книга особенно интересна?

5) Какую пользу приносит она читателю?

Обсуждение может быть проведено и не по книге в целом, а по отдельным ее частям (о описании какого-либо участка местности, или природное явление, о жизни местных жителей в какой-то период времени, о судьбе героя, о ходе событий, освещенных в ней) или нескольким книгам, отражающим одно и то же явление или событие.

Творческие задания -  это и художественная обработка краеведческого материала. Такая работа развивает у школьника умение осмыслить материал, как бы окунуться в него. При         этом формируется образное мышление школьника, умение применять слово и мысль, связывать друг с другом факты, развивает логичность мышления и подачи материала.

Данная исследовательская работа в области краеведения ведётся с 2011 года.

Новизна реализуемого представленного опыта состоит в системном подходе к организации учебно-воспитательного процесса.

Методика обучения исследовательской деятельности в географии, да и в других предметах, в большой мере зависит от организации процесса обучения. На учебном занятии использую применение исследовательских приемов и методов обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время на протяжении трех лет реализую программу внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Патриот», с 2016 года на базе школьного краеведческого музея провожу занятия в клубе «Исследователь», где осуществляется обучение приемам исследовательской деятельности. Летом организую работу профильного экологического отряда, исследовательские экспедиции, экскурсии. Кроме того, мои ученики активно участвуют в разнообразных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, создают учебные проекты.

Новизна реализуемого подхода состоит в изменении структуры выдаваемого материала. Приведу примеры:

1.Самостоятельное открытие законов природы. В ходе учебной задачи, изменяя температуру и давление воздуха на разных высотах по фотографии горы, ученики самостоятельно открывают закон изменения с высотой температуры и давления в тропосфере – раздел «Атмосфера».

2. Поиск закономерностей между параметрами погоды, практическая работа с доступными приборами. Ребята могут измерить температуру, давление, влажность воздуха, направление ветра, виды осадков за 30 дней одного реального месяца в своем городе, составить графики. Сравнивая графики температуры и влажности, шестиклассники делают гениальный вывод о зависимости содержания влаги в воздухе от его температуры, что в учебниках дается в готовом виде. Сравнивая температуру и давление воздуха, убеждаются, что холодный воздух давит сильнее. Сравнивая графики влажности и давления, ребята открывают основной климатический закон: «Чем выше давление – тем ниже влажность». Раздел «Атмосфера»

3. Свободное моделирование, при изучении темы «План местности» предлагаю ученикам самостоятельно собирать из предложенных условных знаков разнообразные планы. Возникают самые невероятные сочетания условных знаков и природных ситуаций, в которых приходится разбираться совместно с учениками, вызывая процесс рефлексии. Раздел «Земля во Вселенной».

4. Исследование различных карт, фотографий, созданных в разный период. Раздел «Накопление знаний о Земле».

5.Прогноз вмешательства в природу. На территории микрорайона школы в сухом овраге предлагается изменить природный комплекс. Создать пруд или построить стадион, или засыпать овраг и построить новый микрорайон, ученики анализируют вновь предложенное состояние местности и дают свою оценку. Раздел «Биосфера».

6.Прогноз развития природных комплексов при изменении некоторых его компонентов (при вмешательстве человека). Основой анализа является исследование связей в пищевых цепях. Формируется понимание тесной взаимосвязи компонентов в природном комплексе. Раздел «Географическая оболочка».

7.Комплексное исследование и описание природного объекта. Учащиеся проводят исследование неизвестного острова путем анализа его рельефа, измерения в разных точках острова зимних и летних температур воздуха, количества осадков, выявление закономерности их изменения по сторонам горизонта, знакомство с разными типами растений и животных, с наиболее характерными природными стихийными явлениями. Раздел «Биосфера».

8.Ретроспективный анализ геологического прошлого. Ученики могут реконструировать по предложенным разрезам горных пород палеоклиматическую ситуацию далекого прошлого. Раздел «Литосфера»

9.Решение проблем выживания в экстремальных полевых условиях.  Учащиеся проверяют умения находить стороны горизонта по 8 основным признакам – Полярной звезде, часам Солнцу и Луне, муравейникам, снеговым остаткам, ветвям деревьев, мху, крестам куполов. Такое занятие лучше проводить на уроке-экскурсии. Раздел «Географические модели Земли»

10.Работа с аэрофотоснимками местности. На космических снимках ученики проводят измерения определяют и масштаб, распознают в сравнении с картами, объекты на местности. Расставляют правильные названия, рисуют, выносят объекты и выполняют прочие учебные задания.  Раздел «Гидросфера»

11.Построение круговых диаграмм разнообразия растений и животных в океане и на суше по табличным данным. Раздел «Биосфера».

12.Комбинирование раскраской. По-разному «раскрашивая» разные участки Земли, создаются новые образы географического районирования мира с последующим обоснованием критериев. Раздел «Географическая оболочка».

Результаты

Критерии оценки результативности данного подхода в обучении: повышение качественной характеристики обучения школьников по сравнению с прошлыми учебными годами, успешность в изучении курса географии в сравнении с другими, преподаваемыми с применением классических подходов обучения. Качество знаний в данной параллели по географии 72%. Диагностика базовых способностей учащихся, проводимая психологической службой гимназии, свидетельствуют об эффективности учебного организованного учебного процесса. Была отмечена положительная динамика уровня самооценки инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности учащихся. Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых. Учащиеся участвуют в школьных, городских, краевых и всероссийских научно-практических конференциях, творческих конкурсах с результатами своих исследований, темы которых отличаются большим разнообразием. Вот некоторые из тем: «Изучение рекреационной нагрузки парка», «Лекарственные растения микрорайона №9 г. Невинномысска», «История семьи в истории страны», «Природно - культурное наследие города Невинномысска: парк культуры и отдыха «Шерстяник»», «История одного экспоната», «Детские организации города», «История жизни и подвигов М.С. Пономаренко», «История шерстомойной фабрики г.Невинномысска», «Исследование состояния древесных насаждений школьного двора», «Мемориальная доска - память людская», «Помните, каким  он  парнем  был» и др. Приведу результаты участия учащихся в наиболее значимых научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах всероссийского и краевого уровней:

Всероссийский уровень: Всероссийских конкурс генеалогических исследований «Моя родословная», 1 призер (2017-2018 уч. год.),

Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск. Находки. Открытия», 1 призер, 3 участника (2018-2019 уч. год)

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участников (2019-2020 уч. год.), 1 призер 2020 г., 2 дипломанта 2020,2021 г.

Региональный уровень: Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 победитель, 1 призер (2017-2018 уч. год.), 2 участника, 3 победитель, 4 призера (2018-2021 уч. год.).

Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2016-2017 уч. год.)

Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2015-2016 уч. год.)

Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2014-2015 уч. год.)

Научно-практическая конференция «Шаг в науку» 1 призер (2016-2017 уч. год.) и др.

Дополнительным результатом реализации является получение учителем и учениками удовольствия от необычности полученного результата на уроке и во внеурочной деятельности. Дети общаются, спорят, получают новые знания не методом назидания, а в результате инсайта.

Алгоритмы деятельности учителя по организации

исследовательской деятельности обучающихся

1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

2. Совместное участие учителя и обучающегося в анализе проблемы.

3. Ознакомление с методами исследования.

4. Составление плана работы.

5. Поиск противоречий.

6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

7. Предзащита работы.

8. Окончательное оформление и защита работы.

Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная их задача заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют делать это хорошо и быстро), а важно «увидеть» Нас в этой работе, оценить Ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу.

2.2. Как избежать традиционных ошибок в исследовательских работах обучающихся.

Исследовательская работа принципиально отличается от реферата. Реферат – это или краткое изложение содержания книги, статьи, или доклад (сообщение) по определенной теме. Исследовательская работа значительно глубже и шире, чем реферативная, так как она предполагает постановку более серьезных целей, применение широкого спектра методов исследования, например, работу с источниками, интервьюирование и др. Исследовательская работа – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по избранной теме, ее основной проблематике. Вместе с тем она должна отражать точку зрения автора на данную проблему и показывать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся. Использовать все возможности краеведения удается только при взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилий юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования так, чтобы выбор соответствовал возрасту учащегося, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам. Научный руководитель выполняет роль ведущего, более опытного участника совместной с обучающимися исследовательской работы. Очень важно научить ребенка работать с библиографией по теме, быстрому просмотру научной литературы, умению выделять главное; постоянно контролировать выполнение всех требований к учебно-исследовательской работе, в том числе, к ее оформлению и защите; четкости формулировок.

Конкурсы исследовательских и творческих работ способствуют разностороннему развитию личности участников, помогают выявить перспективных одаренных детей и подростков. Задача педагогов и научных руководителей учащихся – дать возможность воспитанникам реализовать себя в полной мере. На них ложится большая ответственность в подготовке своих учеников. Не секрет, что ошибки и недоработки руководителей рикошетом ударяют по детям во время соревнований.

 Прежде всего, отметим, что на конкурс должны поступать исследовательские краеведческие работы. Это значит, что работ реферативных, компилятивных, т.е. созданных на базе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников быть не должно. Исследование -  процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности - характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Краеведческое исследование – это изучение объектов, процессов и явлений характерных для конкретного региона, края. Существуют разные отрасли краеведческой науки – краеведение историческое, экологическое, географическое, литературное и т.п.

Ключевое отличие проектной и исследовательской деятельности заключается в том, что в исследовании результат неизвестен, а в проекте результат определяется заранее. Целью исследования являются новые знания о явлении (объекте), а целью проекта – реализация проектного замысла (продукт).

Познакомьтесь с основными этапами проектной и исследовательской деятельности.

Этапы проектной деятельности:

1. Концептуализация (выбор области проектирования, выделение

проблемы).

2. Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка

целей, задач).

3. Ресурсообеспечение (определение необходимых средств,

возможностей).

4. Планирование (поэтапный план реализации).

5. Реализация.

6. Рефлексия

Основные этапы исследовательской деятельности:

1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы.

Постановка исследовательской задачи.

2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез.

3. Планирование решения задачи.

4. Реализация разработанного плана.

5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений, формулировка

выводов.

Выполнение научно-практического исследования — процесс поисковый, творческий, однако, его осуществление предполагает знание основных методологических подходов, умение определить методологические характеристики исследования. К таким характеристикам, прежде всего, относятся: проблема исследования, выбор и формулирование темы работы.

Наиболее сложным   этапом для самостоятельной работы учащихся является постановка исследовательской задачи. Умение видеть проблему, определить противоречие – это сложная задача не только для учащихся, но и для ученого.    Чтобы определить проблему исследования, необходимо ответить на вопрос «Что надо изучить, что раньше не было изучено или было изучено недостаточно?». В условиях школы не приходится рассчитывать на исследование научной проблемы, педагог с учащимися в процессе исследования изучает известную науке проблему, однако она может быть открыта как субъективно новая.

Следующий этап – выдвижение гипотез, что является одним главных исследовательских умений. Это умение, как и любое другое необходимо формировать в ходе самой деятельности, поэтому сначала необходимо с учащимися выработать требования к результату действия (гипотеза должна быть обоснованной и проверяемой). Для выполнения этого действия очень удобна работа в группах – каждая группа предлагает рабочую гипотезу (гипотезы) на общее обсуждение и обосновывает их. Для обоснованного выдвижения гипотез часто необходимо дополнительно собрать факты, выполнить наблюдения. Для этого также можно продумать задания в группах. В некоторых случаях этот этап также может быть осуществлен учителем.

Разработка плана решения исследовательской задачи – одно из исследовательских действий, которые составляют операциональную составляющую исследовательской деятельности. Сначала необходимо научить школьников определять последовательность действий, которые позволят проверить гипотезу и найти решение поставленной задачи. На наш взгляд, в этом случае оптимальным методом обучения является эвристическая беседа. Учитель, формулируя вопросы, наводит учащихся на соответствующую поставленной задаче последовательность действий, не отвергая ошибочные предложения, а подводит к пониманию ошибок. «Если нас, как исследователей интересует (формулируется гипотеза, предложенная ранее), с чего нужно начать исследование?». Выдвинутые предложения обсуждаются фронтально, затем следует вопрос о следующем шаге и т.д. В дальнейшем, в зависимости от сложности и новизны задачи, следует для этого эта использовать работу в группах, с обязательным фронтальным обсуждением выдвинутых разными группами вариантов решений. При таком обсуждении учащиеся поочередно выступают как в роли разработчиков, так и в роли экспертов.

Выбор и формулирование темы. Сформулировать тему правильно, четко весьма важно, так как это во многом определяет направленность и конкретность работы исследователя.

Формулировка темы находится в прямой зависимости от содержания исследования. Тема – это определение его сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.  Стержнем исследования является объект исследования, который и определяет его тему. Продуманный выбор темы предопределяет успешное ее исполнение и приносит не только моральное удовлетворение учителю и ученику и пользу обществу, но побуждает ученика идти дальше по пути научного поиска. Педагог помогает определить тему, наметить объект исследования, виды и методы работ. При выборе темы следует исходить из возможности ее освоения школьником.   Она должна быть мала и ли совсем не изученной, таких тем в городе, в деревне – множество. Необходимо, чтобы юный краевед, работая над выбранной темой, мог проявить свои творческие способности, внести пусть и не большой, но реальный вклад в изучение своей родины и сделать  свое первое открытие. К сожалению, в большинстве случаев выбирается самое простое решение, – руководитель дает ученику одну из собственных тем, в результате чего становится непонятным, в чем заключается самостоятельная работа ученика. Тема должна быть обеспечена разнообразными видами источников, которые в процессе исследования выявит и изучит юный краевед. Очень часто в формулировании темы исследования целесообразно идти от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается (табл. 1.):

Таблица  

Изучаемый процесс (ключевое слово)

Предмет исследования

Условия (конкретизация)

диагностика...

познавательных способностей...

на уроках...

изучение...

познавательной активности ...

в классе...

исследование...

воображения...

во внеурочной деятельности...

развитие...

творческих способностей...

на экскурсиях в природу...

формирование...

исследовательских умений...

в процессе изучения...

становление...

логического мышления...

в процессе знакомства...

воспитание...

любознательности...

и т.д.

анализ...

самостоятельности...

разработка...

эстетического вкуса...

организация...

личностных качеств...

влияние...

умений (что-либо делать) ...

подготовка...

аналитических способностей...

активизация...

и т.д.

Также к методологическим характеристикам относятся: актуальность, цель, объекты и предметы исследования, гипотезы (защищаемые положения).

Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы, обычно решаемые юными краеведами в рамках краеведческих исследований.

Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

        Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Он может быть, как материальным, так и отображенным в абстрактном виде. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития. Например, объектом в может быть парк, река, озеро, сам процесс исследования, а также экология, этнография, генеалогия, изучающая разные аспекты развития и деятельности человечества и человека.

        Объект и предмет исследования относятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение влияния хозяйственно деятельности, изменений в ландшафте, судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

        Следующим компонентом процесса исследования является постановка цели и задач. Цели исследования – это его конечный желаемый результат, решение учебной проблемы, к чему в итоге следует прийти.   Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. Как показывает анализ работ, ребята чаще всего справляются с этим положением, обычно формируя цель своего исследования, реже – задачи.

        Очень мало работ, в которых представляются методы проведения исследования.

        Начнем с того, что существует такое понятие, как методика исследования, которое включает в себя совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.  Методы исследования – это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания.  Существуют следующие виды методов проведения исследования:

  1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.
  2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.
  3. Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике.

Говоря об используемых источниках, необходимо заметить, что большинство юных исследователей помещает их в виде копий в «Приложениях» или привозит с собой на конференцию. Как показывает практика, материалы, помещенные в приложениях, чаще всего не отработаны, не описаны и многими не воспринимаются как источники. Почему–то юные исследователи и их руководители относят к источникам   только материалы, обнаруженные в государственных архивах и музеях. Однако изучение, правильная трактовка и критика этих материалов может помочь избежать ошибок, встречающихся в исследованиях. К работе с материалами семейного архива следует подходить так же бережно, как и с документами, хранящимися  в госархивах. Они также уникальны, важны для изучения истории конкретного человека, рода, так и для истории края, страны.

Структура исследовательской работы стандартна и включает следующее:

−        титульный лист,

−        содержание,

−        введение,

−        обзор литературы по теме исследования,

−        место, материал и методика исследования,

−        результаты исследований,

−        обсуждение результатов исследования,

−        выводы и предложения,

−        список использованных источников и литературы,

−        приложения.

Текст научно-исследовательской работы обязательно должен содержать ссылки.

Какие ошибки здесь могут быть:

  • поспешность может привести к искажённым результатам;
  • неучитывание специфики родного края;
  • неприменение практических навыков.

Исследовательская работа в области краеведения должна вестись на добровольных началах.  Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации экскурсий на природу, уроков в музее. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников природы, истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины. Работы по их выявлению и охране хватит для всех обучающихся.

Заключение

В заключение хотелось бы обратить внимание на использование в исследованиях такого понятия, как «клише».  Некоторые юные краеведы позволяют себе давать оценку событий современности, не особенно вдаваясь в анализ – как, почему это событие произошло, каковы причины, его породившие. Задача краеведа – вдумчиво проанализировать факт, событие, явление и предложить свою оценку, возможно, отличающуюся от общепринятой. Нужно учиться составлять и отстаивать свое мнение, хотя это, подчас, очень трудное дело.

Исследовательская деятельность обучающихся -  есть творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс и внеурочную деятельность при выполнении описанных методов организации позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми. Использовать информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету. Организация исследовательской работы – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне.

Подводя итоги, пожелаем юным исследователям – краеведам и их руководителям использовать вышеизложенные рекомендации и советы в своей исследовательской и практической работе, а также не останавливаться на достигнутом, постоянно углублять свои знания, искать новое, неизвестное по-новому оценивать и переоценивать события прошлого.

Список литературы

  1. Анисимова Е.И. Некоторые закономерности и особенности научно – исследовательской деятельности как образовательной технологии (в области культурологических и исторических дисциплин) [Текст] /Е.И. Анисимова //. –  М., 2001.
  2. Борисова Методика историко – краеведческой работы в школе [Текст] / Н.С. Борисова //. – М.: 1982
  3. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.//Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – С.53
  4. Исследовательская позиция личности [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. — 2006. - № 1. — С. 61-75.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы [Текст] /В.В. Гузеев//. – 1995. -  № 6, - С. 39-48.
  6. Кацюба Д.В. Этнография и школа [Текст] /Д.В. Кацюба //. – Кемерово, 1983
  7. Корженкова, А.А. Развитие исследовательской позиции подростков в процессе исследовательской деятельности [Текст] / А.А. Корженкова // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» / под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: Народное образование, 2005. - Режим доступа: http://www.redu.гu/ свободный.
  8. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 12–17. Обухов, А.С.
  9. Полат Е.С. Как рождается проект [ Текст] /Е.С. Полат //. – М.,1995 – 233с.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / И.С. Сергеев //.  – М.: АРКТИ, 2004. – С. 80
  11. Щеглова Т. К. Методика сбора устных исторических источников [Текст] / Т.К. Щеглова //. – Барнаул, 1992.
  12. http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "

Работа  "Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "выполнена в форме презентации для проведения педагогическиго сове...

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)".

Педсовет по теме "Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время (теория)" состоит из доклада и презентации....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Методические рекомендации

Здесь собраны рекомендации по содержанию рабочей программы по внеурочной деятельности....

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Греханкина Л.Ф., Монтазери О.Н. Программа внеурочной деятельности: методические рекомендации

Представленные материалы содержат методические рекомендации по разработке и оформлению программ внеурочной деятельности, а также схемы для проведения анализа разработанных программ внеурочной деятельн...

Методическая разработка по организации и проведению поисковой работы в рамках социального проекта «Восстановление исторической памяти» на базе школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ.

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.» (Распоряжение Правительства РФ от...

Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности

    Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема к...