Система совершенствования урочной и внеурочной деятельности
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черкасова Людмила Валентиновна

Система совершенствования урочной и внеурочной деятельности по развитию познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла. Система уроков внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»

г. Смоленска»

                      Система совершенствования урочной и внеурочной

               работы по развитию познавательного интереса к предметам

                                             гуманитарного цикла

2019

Смоленск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов
  2. Познавательная деятельность как основа обучения и познания окружающего мира у детей с ОВЗ
  3. Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся
  4. Методы организации познавательной активности учащихся
  5. Разнообразие типов структур уроков  для развития познавательной деятельности учащихся
  6. Интерес как одно из условий развития познавательной активности школьника
  7. Литература

Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов личности

Развитие познавательных процессов личности относится к числу наиболее актуальных педагогических проблем. Познавательные процессы включают в  себя развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. От умения педагога создавать необходимые условия для их развития на уроке и во внеурочной  работе зависит успешная адаптация ребёнка с ОВЗ в современном мире. Педагогическое обеспечение развития познавательных процессов складывается из следующих компонентов деятельности учителя:

- заботится о пополнении своего теоретического и методического арсенала по данной проблеме через работу МО, классных руководителей, самоподготовку и переподготовку на курсах повышения квалификации, участие в научно-практических конференциях;

- совместно с психологом выявляет и корректирует недостатки в формировании познавательных процессов учащихся, проводит групповые и индивидуальные  упражнения на развитие внимания, воображения и памяти;

- заботится о формировании нравственных и волевых качеств, эмоционально- чувственной сфере школьника;

- использует средства стимулирования для поощрения учащихся;

- проводит внеклассные мероприятия, направленные на проявление и развитие различных свойств внимания, памяти и мышления, чтобы это способствовало формированию познавательных процессов;

- стремится сделать родителей помощниками в развитии познавательных интересов ребёнка, рекомендует им для проведения  досуга книги игры.

Всё перечисленное является  залогом успеха не только в учебной, но и в будущей жизнедеятельности воспитанников.

Познавательная деятельность как основа

обучения и познания окружающего мира

Коррекционно-развивающее обучение  направлено на коррекцию личности ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т. е. развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале.Речьидёт не столько об усвоении знаний, умений и навыков, сколько о развитии у ученика высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых он и будет усваивать учебную программу.

Основная особенность ребёнка с ОВЗ состоит в том, что у него стойко нарушена познавательная деятельность вследствие  органического поражения головного мозга. А именно познавательная деятельностьлежит в основе обучения, познания окружающего мира. Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущейроли обучения в развитии детей с ОВЗ, было установлено, что коррекционная работа должна проводиться не на изолированных от учебных программ специальных уроках, а во всём процессе обучения и воспитания специальных педагогических , путём использования специальных педагогических приёмов.

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся

Начало формирования склонностей к познавательной деятельности происходит в младшем школьном возрасте, пока ребёнок впервые знакомится с учебными предметами, представляющими собой ту или иную область человеческого знания. Склонность к познавательной деятельности с годами становится более дифференцированной (проникновение вглубь предмета, сравнение его с другими, выводы и постановка новых вопросов). Именно познавательные интересы ребёнка определяют его активное отношение к миру, к процессу познания. Возникший глубокий интерес даже  к одной области знаний способствует общему развитию ученика.

Мною используются многочисленные приёмы познавательной деятельности учащихся:

- варьирование учебного материала в целях выделения в нём наиболее существенного, подлежащего усвоению. На основе системы вопросов и упражнений учитель подводит детей к требуемым выводам и обобщениям:

Молодой     зелёный                  м. р.                              ой

Золотой        синий                    какой? ий-ый

- программированное обучение

На карточке даны вопросы: определить род имени существительного в первом и тором столбиках, сделать вывод, в каком роде им. сущ. на конце слов после шипящих пишется – ь:         луч                    дочь

                                                 нож                   рожь

                                                 камыш              тишь

- проблемное обучение. Учитель так организует работу, что дети самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают обобщения и выводы. Усвоение знаний осуществляется путём коллективной деятельности учителя и учеников. Учитель организует поиск. Это разнообразит формы работы: дискуссия, работа с учебником, словарём (какого рода слово  - какао -; можно ли его переносить точно по слогам?)

Но при всём этом нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому

ученику в соответствии с его склонностями и способностями.

Методы организации познавательной активности учащихся

            1. Сообщающий метод

Учитель основное внимание сосредотачивает на изложении знаний в определённой системе, в наглядной и доступной форме. Это рассказ о жизни и творчестве писателя и т. п.

            2. Метод развивающего обучения

Учитель основное внимание сосредотачивает не только на изложении содержания учебной программы, но и на самом ученике, активно формируя способы его умственной деятельности. В заданиях подробно описываются приёмы их выполнения. Нужно выделять в каждой теме те правила, по которым ученики будут её усваивать. За этим видом работы нужен постоянный контроль. Например, работа с карточками по развитию речи.

              3. Наглядные средства усвоения

Изложение любого учебного предмета осуществляется с опорой на чувственный опыт. Формирование его опирается на наглядность (доступность визуальному наблюдению): то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять.     Выделяются несколько типов :

- теоретические модели в виде графических схем, воспроизводящие своим содержанием наиболее общие зависимости. Наглядный материал выполняет на только иллюстративную функцию . но и объяснительную.

ъ  ---е ё  ю  я                                          ь ---е ё ю я и

- натуральные и вещественные модели

Это фотографии, репродукции, муляжи, предметные картинки. В кабинете русского языка мною составлены следующие альбомы репродукций:

- картинный словарь                                      - орудия труда

- овощи и фрукты                                           - транспорт

- деревья и кустарники                                   - город

- животный мир                                              - явления природы

- игрушки                                                        - цвета

- женский, детский и мужской портреты       - под мирным небом  Родины

- природа и времена года                               - жанровая живопись

- история России                                             - народные промыслы

- портреты писателей                                          - жизнь и творчество писателей

- иллюстрации к произведениям                    - обобщающие таблицы

- опорные таблицы

Альбомы: «Улицы города рассказывают», «Их именами названы улицы города»

Фонотека

 -условные графические изображения: чертежи, эскизы, схемы

 - знакомые модели

Графики, формулы, уравнения, выражения, символы, опорные таблицы по русскому языку

 - лингвистический материал

Даны три слова: окно, стоять, стол. Составить предложение

Даны три слова: девочка, дерево, птица. Придумай рассказ

Даны слова с пропущенными безударными гласными, звонкими и глухими согласными, вставь нужную букву:

П…ра                   д…р…во           п…л…ка    г…ра       з…м…к        с…г…об

Подбор ребусов и обучение детей в их решении: С3Ж   100Л  7Я     3КО

Обучение учащихся разгадыванию кроссвордов

 - литературный материал

Дополни содержание рассказа  по  данному началу и концу

Придумай концовку рассказа

Подбери пословицу к рассказу

 - наглядно – образный материал

Некоторые детали или фигуры на иллюстрации закрываются. Нужно подумать, что можно дорисовать.

Виды наглядности по способу изготовления:

- на доске мелом от руки,

- с помощью чертёжно – измерительных инструментов,

- на печатной основе,

- в виде моделей

Хорошо, если они изготовлены вместе с учащимися или даже самостоятельно учениками. В этом случае школьники более глубоко усваивают знания. Поэтому я вместе с детьми составляю картотеку словарных слов, вместе с ними систематизирую наглядность в кабинете, выпускаю стенгазеты и календарь знаменательных дат.

Разнообразие типов структур уроков

В современной педагогике существует многочисленное разнообразие типов и видов уроков. Каждый из них соответствует определённой цели, но,  в конечном счёте, все они направлены на развитие познавательной активности учеников.

Вот некоторые из них:

  - урок изучения нового материала,

  - урок введения в новую тему,

  - комбинированный урок,

  - урок развития умений навыков,

  - урок формирования умений и навыков,

  - урок закрепления и систематизации полученных знаний,

  - урок обобщения и систематизации знаний,

  - контроль знаний, умений и навыков,

  - контрольно – обобщающий урок,

  - урок – игра,

  -урок – драматизация,

  -урок – путешествие в прошлое,

  -урок – дискуссия,

  - урок – конференция,

  -урок – исследование,

  - урок – проект,

  -урок – утренник

Приведу несколько примеров.

  1. Урок – дискуссия

Ставится проблема. Работа с текстом, коллективное обсуждение версий. Выбор или составление единой общей версии. Формы её подачи: устный ответ, инсценировка, опорный конспект.

Особенно жаркая дискуссия разгорается при изучении в 8 классе повести И. С. Тургенева «Муму». Учащихся не удовлетворяет концовка.

В 6 классе после прочтения рассказа Ю. Дмитриева Таинственный ночной гость» выясняем, следует ли в прямом смысле открывать всем входную дверь. В то же время определяем, чему  нас учит рассказ.

  1. Урок – игра

Это литературно – ролевая игра, когда каждая группа или ученик представляет одного или более литературного героя.

В 9 классе я провожу урок «Давайте познакомимся поближе» по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Каждый ученик «защищает» своего героя. Дети дают мотивацию тех или иных поступков  действующих лиц.

С таким же накалом «страстей» происходит и«защита» героев в произведениях  А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе, «Борис Годунов» в 10 классе и «Пиковая дама» в 11 классе.

  1. Урок – презентация

Подробно изучается одно-два произведения писателя или, наоборот, только отдельные главы, а хочется, чтобы дети знали больше. Например, в 5 классе рассказы Н. Носова и Б. Житкова. Можно  поручить группе учащихся представить или ещё одно произведение этих писателей. В последнее время я сотрудничаю с родителями через Клуб семейного чтения.

  1. Урок – повторение

Сравниваем два произведения, если есть одинаковый предмет описания. Выявляем общее и различие, т. е. учащиеся знакомятся с технологий сопоставительного анализа. Например, при изучении народных и авторских сказок, стихов с описанием природы.

  1. Интегрированный урок

По определению – это соединение различных  преподаваемых предметов в школе в одно целое.

Мною разработана серия интегрированных уроков. Все они распределены по направлениям. В каждом блоке собрано не менее 6-12 уроков.

Блок №1. Многообразие картин природы (экология)

Блок №2. Путешествие в другую эпоху (реальное историческое и художественное время)

Блок №3. Романсиада (система уроков изучения романсов на стихи русских поэтов)

Блок №4. Театр (инсценировки изучаемых произведений, драматизация басен)

Блок №5. Кинематограф. Телевидение (сценариипраздников и их проведение, дидактические игры, изучение японского стихосложения, учимся писать сказки,  стихи)

Особое внимание хочется обратить на домашнее задание. Бесспорно, прежде всего, это ежедневное чтение и пересказ. В то же время  задания должны быть разнообразны и направлены на активизацию познавательныхинтересов учащихся. И опять я обращаюсь к родителям учеников, как к самым заинтересованным лицам. Каждый учитель, зная уровень развития каждого ученика, предлагает такие задания дифференцированно. Например, я использую такие виды заданий:

- выбрать из текста изучаемого произведения слова на изучаемые правила по русскому языку;

- выписать из словаря 5 имён существительных 1склонения;

- дописать рассказ по началу;

- придумать начало рассказа по его концу;

- составить план рассказа;

- найти в отрывке (текст по чтению) словосочетания: им. сущ.+ глагол и т. д.;

- найти и заучить 3-5 загадок;

- принести книги определённых авторов;

-рассказать, что читают дома («Папа, мама, я – читающая семья);

- нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению или сделать аппликацию на выставку;

- принести фото или репродукции с изображениями животных , если читаем о них и т.д.

Интерес как одно из условий развития познавательной активности ребёнка

  Для работы с учётом способностей и умений каждого ребёнка мною разработаны следующие индивидуальные карточки (4 подгруппы):

- составь сова из данных частей слова;

- найди конец предложения;

- составь пословицы из двух половинок текста;

- составь предложение из данных слов;

- составь рассказ из данных предложений;

-  составь рассказ по вопросам;

- определи виды предложений по интонации;

- допиши рассказ по началу, по концовке, по опорным словам;

- ответь на вопросы, напиши изложение;

- составь план, напиши изложение;

- составь план, раздели рассказ на части;

- составь рассказ по серии картинок;

- свободный диктант (в зависимости от подготовки детей);

- ребусы, кроссворды, загадки.

Также мною разработаны тематически карточки, в которые включены грамматические задания.

- Моя мама (синонимы, дописать предложения, ответить на вопросы о своей маме)

- Моя семья (дополнить выражения о родственных связях, выделить корень в родственных словах, составить с ними предложения, ответить на вопросы о семье)

- Берегите птиц! (рассказ по опорным словам, загадки)

- Всё наоборот (антонимы, ответы на вопросы)

- По-другому (синонимы, деформированный текст, дописать предложения, используя имена прилагательные)

- Описание картины В. А. Серова «Мика Морозов» (ответить на вопросы, дополнить словосочетания, описать портрет по плану и словосочетаниям)

- Весна идёт! (расскажи по плану,  дополни предложения, работа с деформированным текстом, образуй имена прилагательные)

- Описание картины К.Юона «Конец зимы» (ответь на вопросы с привлечением  данных  слов, дополни описание картины, придумай устно рассказ о девочке, о жителях домика, о лыжниках)

- Жизнь зверей и птиц зимой (ответь на вопросы, составь рассказ по вопросам и опорным словам, опиши зайца по данным вопросам, допиши сравнения)

- Описание грозы (подбери определения, допиши предложения, работа с деформированным текстом)

- Книги - наши друзья (ответь на вопросы по оформлению книги, составь предложения с данными словами, отгадай загадки)

- Здравствуй, лето! ( 4 варианта:  в саду, в лесу, на лугу, на реке – рассмотри репродукции, устно ответь на вопросы,  допиши предложения, используя словарь)

- Скоро летние каникулы (ответь на вопросы, дополни словосочетания, дополни рассказ, деформированный текст)

- Музей (ответь на вопросы, дополни объяснения слов, дополни рассказ)

- Театр (ответь на вопросы, дополни объяснения слов, используя словарь; запиши рассказ, вставляя нужные по смыслу слова; определи соответствие названия заметки и её текста)

- Весёлые каникулы (ответь на вопросы, составь рассказ по названию и опорным  словам, подбери группы родственных слов, подбери определения по описанию предметов)

- Вот пришли морозы, и зима настала (составь предложения на заданные темы, используя словарь; дополни описание зимнего леса прилагательными, подбери синонимы и антонимы)

- Признаки предметов (подбери определения предметам: форма, величина, цвет, вкус; дополни описание сравнения яблока и груши, огурца и помидора)

- Собака – друг человека (ответь на вопросы о породах собак, используя иллюстрации и подсказки; дополни предложения; составь рассказ по данному названию и деформированному тексту; расскажи о своей собаке)

Метапредметные связи

С уроками чтения:

- устное сочинение, построение предложений, деление текста на части;

- устные отзывы о прочитанном произведении;

- расширение словарного запаса;

- отзыв о прочитанной книге.

С уроками рисования:

- знакомство с отдельными картинами художников;

- сопоставление текста с иллюстрациями.

С уроками СБО:

- уточнение по темам о семье, о родственных отношениях;

- умение общаться.

С уроками истории:

- знакомство с музеями, выставками;

- соответствие времени, изображённого в литературном произведении, с историческими событиями.

С уроками географии и естествознания:

- расширение знаний (ландшафт, лес, луг, озеро)

- сведения о жизни птиц, животных.

С уроками труда:

- о профессиях людей;

- о выборе профессии;

- об уроках труда в школе.

С уроками математики:

- нахождение страницы, нужного номера упражнения или задания;

- произношение имён числительных в косвенных падежах.

Литература

Аксёнова А. К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978

Безносикова М. В. Как сказка помогает усвоению частей слова. – ж. Начальная школа, 5-99

Виноградова А.Д. , Вовк В.Н.  Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью.  С - П.: ЛОИУУ, 1994

Ефросинина Л. Литературное чтение в начальной школе – газ. Начальная школа, 24-96

Кустарёв В. А. и др. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982

Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. – ж. Начальная школа, 5-99

Леонович  Е. Н.  Предмет русского языка и задачи  развития речи  (к вопросу об интеграции на уроках русского языка). – ж. Начальная школа, 4- -2000

Львов М.Р. Язык и речь. Ж. Начальная школа, 1 – 2000

Матюнина Т. И. Знание особенностей познавательной деятельности учащихся – основа коррекционной работы на уроке. – Смоленск: ОИУУ, 1999

Новожилов В. И. Игра – дело серьёзное. – ж. Начальная школа, 5-99

Сборник. Познавательные процессы личности и методика их развития. – Псков, 1994

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1988

Селиванов В. В. Педагогические теории. Управление педагогическими системами. Смоленск, СГУ, 1999

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. Тетрадь – задачник.- М.: Ассоциация ХХ! Век, 2001

Ушинский К. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1956

ШанскийН.М.Лексикология современного русского языка.М.:Просвещение, 1964

Эльконин Д. Статьи в ж. Начальная школа за 1999 – 2001 г. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Надпредметная и воспитательная направленность методической системы в урочной и внеурочной деятельности

Эта система направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения технологии, поэтому в основе преподавания предмета лежит компетентностный подход с исполь...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....