Ассоциативное мышление на уроках математики
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Анцупова Юлия Владимировна

Статья об опыте использования на уроках математики ассоциативного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assotsiativnoe_myshlenie_na_urokah_matematiki.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциативное мышление на уроках математики

Анцупова Юлия Владимировна

МБУ СОШ №93 г. Тольятти

        Как известно, что всех людей можно разделить на три группы – это люди с математическим (аналитическим) складом ума, гуманитарным и смешанным. Ученые давно  обнаружили, что полушария нашего головного мозга развиваются неодинаково. Левое отвечает за анализ, логическое, техническое и пространственное мышление, тогда как правое – за образы, эмоции, чувства, художественное воображение и интуицию. Практически всегда есть небольшой перевес в развитии правого или левого полушария, поэтому и получается, что одни дети становятся «математиками», а другие – «гуманитариями». Конечно, неправильно было бы говорить о том, что лучше одни или другие. Важно правильно оценить, знать и использовать свои преимущества.

При обучении детей на уроках математики обязательно нужно учитывать данные особенности. Ведь в начальной и средней школе классы, в основном, не делят по направлениям. И если одним ребятам на уроке математики достаточно один раз услышать, прочитать, то другим просто необходим целый ряд мыслительной деятельности. И здесь наше особое внимание на гуманитариев.

При работе на уроке математики очень хорошо помогают ассоциации и аналогии

По определению большого толкового словаря русского языка,

Ассоциация  - связь  между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Аналогия –сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями , понятиями.

        Ассоциации непроизвольно запоминаются учениками и облегчают запоминание материала. Если ребенок припоминает у него возникает образы, а если просто повторяет – получается, что он заучивает материал. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что ребенок  привязывает новые знания к уже известной ему  информации.

Ассоциативное мышление – это мышление, основанное на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа. Например, слово «лето» у детей ассоциируется с отдыхом, наряженная елка –с новым годом. Так работает ассоциативное мышление

На уроке учитель может, как предложить свои ассоциации, связанные с тем или иным определением, действием, так и попросить  учащимся немного подумать и придумать свои образы, которые у него возникают при связи одного понятия, рисунка и т.д. с другим. Учащегося , придумавшего лучшую ассоциацию можно поощрить.

Ниже предлагаю некоторые из своих ассоциации, которые использую на уроках математики

  1. (Рис 1)Нередко учащиеся путают, где в дроби находится числитель, а где знаменатель (сами слова). Можно предложить следующую ассоциацию

Говорим о том, что Человек стоит на Земле, а не наоборот.

Рис.1

2. При прохождении неравенств в 8 классе учащиеся путают, когда на схематичном рисунке пустая точка, когда закрашенная, когда круглая скобка, когда квадратная. Здесь я предлагаю следующую ассоциацию

(Рис2.)

Здесь знак – это клюв цыпленка. Видит перед собой сухую, пустую горошину – закрыл клюв. (при строгом знаке – точка не закрашена)Увидел сочную – открыл клюв (нестрогий знак – точка закрашена). Дальше ассоциация с точкой и скобкой

(Рис.3.)Закрашенная точка – как футбольный мяч – попадает в квадратные ворота. Пустой как воздушный шарик – увидели, улыбнулись – смайл.

3. Обязательным заданием в ОГЭ по математике является задание с графиками. Одно из заданий – расположение прямых в системе координат. Как по расположению прямой, узнать, является ли коэффициент к положительным и отрицательным. Некоторым достаточно следующей ассоциации – наклон вправо (право -  ассоциация с +, положительно), значит к>0, наклон влево (лево – отрицательно, -), значит к <0. Но! Не всегда дети понимают вправо наклон или влево. Помогает следующие рисунки

Рис. 4                                                        рис.5

        

Стоит дорисовать человечка, так чтобы голова находилась, как и положено вверху, так сраузу можно увидеть, что человечек «падает» влево или вправо. И проблема определения права и лева решается. Наклон человека вправо, значит к положительно, знак >. Достаточно показать 2-3 рисунка и дети больше не путаются  

4. в 9 классе изучают определение синуса и косинуса, и начинается путаница между ними. Я предлагаю запоминать так

рис. 6

В определении стоит противоположная буква. В слове синус буква И., в определении будет буква О, и наоборот.

5. Также в 9 классе на ОГЭ встречается задания, где нужно найти синус, косинус, тангенс тупого угла, а вот в теории пока это хорошо не  объясняется, как это сделать. (Чаще находят острый угол) Запомнить помогает следующая ассоциация.

Допустим,  нужно найти синус тупого угла. Дорисуем острый, и будем искать его синус (это ученик 9 класса должен хорошо знать). Запоминаем, что среди всех функций минус спрятался только в обозначении синуса, поэтому он у него уже есть и не нужен ему, ко всем остальным функциям дописываем минус

6. в 7 классе появляются слова «абсцисса» и «ордината» . Здесь путают, что из них х, что у. Запоминаем так, Х (икс) ,Y (игрек), в словах икс и абсцисса есть одинаковая буква С. В словах Игрек и ордината буква Р. Все и больше не путаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

Мастер - класс «От видимого к невидимому…» Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы

Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и...

Развитие ассоциативного мышления на уроках химии

Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не ну...

Технология ассоциативного мышления на уроках литературы( метод. копилка)

В презентации предложены  приёмы технологии асоциативного мышления на примере рассказов А.П.Чехова....