Ассоциативное мышление на уроках математики
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Статья об опыте использования на уроках математики ассоциативного мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ассоциативное мышление на уроках математики
Анцупова Юлия Владимировна
МБУ СОШ №93 г. Тольятти
Как известно, что всех людей можно разделить на три группы – это люди с математическим (аналитическим) складом ума, гуманитарным и смешанным. Ученые давно обнаружили, что полушария нашего головного мозга развиваются неодинаково. Левое отвечает за анализ, логическое, техническое и пространственное мышление, тогда как правое – за образы, эмоции, чувства, художественное воображение и интуицию. Практически всегда есть небольшой перевес в развитии правого или левого полушария, поэтому и получается, что одни дети становятся «математиками», а другие – «гуманитариями». Конечно, неправильно было бы говорить о том, что лучше одни или другие. Важно правильно оценить, знать и использовать свои преимущества.
При обучении детей на уроках математики обязательно нужно учитывать данные особенности. Ведь в начальной и средней школе классы, в основном, не делят по направлениям. И если одним ребятам на уроке математики достаточно один раз услышать, прочитать, то другим просто необходим целый ряд мыслительной деятельности. И здесь наше особое внимание на гуманитариев.
При работе на уроке математики очень хорошо помогают ассоциации и аналогии
По определению большого толкового словаря русского языка,
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
Аналогия –сходство, соответствие в каком-либо отношении между предметами, явлениями , понятиями.
Ассоциации непроизвольно запоминаются учениками и облегчают запоминание материала. Если ребенок припоминает у него возникает образы, а если просто повторяет – получается, что он заучивает материал. Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что ребенок привязывает новые знания к уже известной ему информации.
Ассоциативное мышление – это мышление, основанное на ассоциациях. Такое мышление делает возможным обобщение, воспроизведение информации без какого-либо логического анализа. Например, слово «лето» у детей ассоциируется с отдыхом, наряженная елка –с новым годом. Так работает ассоциативное мышление
На уроке учитель может, как предложить свои ассоциации, связанные с тем или иным определением, действием, так и попросить учащимся немного подумать и придумать свои образы, которые у него возникают при связи одного понятия, рисунка и т.д. с другим. Учащегося , придумавшего лучшую ассоциацию можно поощрить.
Ниже предлагаю некоторые из своих ассоциации, которые использую на уроках математики
- (Рис 1)Нередко учащиеся путают, где в дроби находится числитель, а где знаменатель (сами слова). Можно предложить следующую ассоциацию
Говорим о том, что Человек стоит на Земле, а не наоборот.
Рис.1
2. При прохождении неравенств в 8 классе учащиеся путают, когда на схематичном рисунке пустая точка, когда закрашенная, когда круглая скобка, когда квадратная. Здесь я предлагаю следующую ассоциацию
(Рис2.)
Здесь знак – это клюв цыпленка. Видит перед собой сухую, пустую горошину – закрыл клюв. (при строгом знаке – точка не закрашена)Увидел сочную – открыл клюв (нестрогий знак – точка закрашена). Дальше ассоциация с точкой и скобкой
(Рис.3.)Закрашенная точка – как футбольный мяч – попадает в квадратные ворота. Пустой как воздушный шарик – увидели, улыбнулись – смайл.
3. Обязательным заданием в ОГЭ по математике является задание с графиками. Одно из заданий – расположение прямых в системе координат. Как по расположению прямой, узнать, является ли коэффициент к положительным и отрицательным. Некоторым достаточно следующей ассоциации – наклон вправо (право - ассоциация с +, положительно), значит к>0, наклон влево (лево – отрицательно, -), значит к <0. Но! Не всегда дети понимают вправо наклон или влево. Помогает следующие рисунки
Рис. 4 рис.5
Стоит дорисовать человечка, так чтобы голова находилась, как и положено вверху, так сраузу можно увидеть, что человечек «падает» влево или вправо. И проблема определения права и лева решается. Наклон человека вправо, значит к положительно, знак >. Достаточно показать 2-3 рисунка и дети больше не путаются
4. в 9 классе изучают определение синуса и косинуса, и начинается путаница между ними. Я предлагаю запоминать так
рис. 6
В определении стоит противоположная буква. В слове синус буква И., в определении будет буква О, и наоборот.
5. Также в 9 классе на ОГЭ встречается задания, где нужно найти синус, косинус, тангенс тупого угла, а вот в теории пока это хорошо не объясняется, как это сделать. (Чаще находят острый угол) Запомнить помогает следующая ассоциация.
Допустим, нужно найти синус тупого угла. Дорисуем острый, и будем искать его синус (это ученик 9 класса должен хорошо знать). Запоминаем, что среди всех функций минус спрятался только в обозначении синуса, поэтому он у него уже есть и не нужен ему, ко всем остальным функциям дописываем минус
6. в 7 классе появляются слова «абсцисса» и «ордината» . Здесь путают, что из них х, что у. Запоминаем так, Х (икс) ,Y (игрек), в словах икс и абсцисса есть одинаковая буква С. В словах Игрек и ордината буква Р. Все и больше не путаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/08/picture-40104.jpg)
"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО
Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...
Мастер - класс «От видимого к невидимому…» Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы
Уроки литературы являются источником формирования мировоззрения человека, фундаментом духовно-нравственного воспитания. Названные процессы имеют глобальное значение для развития самого человека и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-372003-1414339555.jpg)
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Методика развития ассоциативного мышления на уроках английского языка"
Методика развития ассоциативного мышления на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-971551-1510466331.jpg)
Развитие ассоциативного мышления на уроках химии
Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не ну...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-177297-1585729367.jpg)
Технология ассоциативного мышления на уроках литературы( метод. копилка)
В презентации предложены приёмы технологии асоциативного мышления на примере рассказов А.П.Чехова....