Развитие ассоциативного мышления на уроках химии
статья по химии (8 класс) на тему

Чикова Екатерина Владимировна

Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не нужны. Вторая проблема заключается в том, что к 8 классу существенно усложняется материал по многим предметам. Ученик теряется в безграничном потоке информации. И как вывод для него: всё, что сложно, не понятно, много – мне не нужно. Подберу, что полегче. Перед нами встает сложная задача: убедить в важности получаемых знаний.

На своих уроках я стала использовать развивающие методики, в частности развитие ассоциативного мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.pptx2.24 МБ
Microsoft Office document icon gmo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если ученик не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать … Л.Н. Толстой

Слайд 2

Развитие ассоциативного мышления на уроках химии 24.10.2016г.

Слайд 3

Классы углеводородов алканы алкены алкины

Слайд 4

Отвечаем на вопрос: Зачем мне это надо? Задание: Во взрослой жизни вам досталось внушительное наследство… Задания сводятся к умению работать с таблицей растворимости и внимательное переписывание информации ( латинских букв строчных и прописных, цифр)

Слайд 5

Использование ассоциативного ряда перед изучением темы: Углеводы . Задание: Что объединяет данные иллюстрации?

Слайд 6

Развитие ассоциативного мышления при объяснении нового материала. Тема урока: Типы химических реакций. 8 класс

Слайд 7

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Реакции соединения – реакции, в которых из нескольких веществ образуется одно сложное вещество. Реакции разложения – реакции, в которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ. Реакции замещения – реакции между простым и сложным веществами.

Слайд 8

СТРОЕНИЕ АТОМА. 8 КЛАСС

Слайд 9

ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ S+O 2 = SO 2 Mg + O 2 MgO

Слайд 10

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ металл неметалл оксид металла (основной) Оксид неметалла (кислотный) основание кислота

Слайд 11

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ Обобщение по теме: Сера и ее соединения. сера «Родственники» серы «Друзья» и «враги» «Помощница» в природе и организме человека «Увлечения серы» искусство медицина литература кулинария

Слайд 12

ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗНАНИЯМИ ОБ УГЛЕВОДАХ. Врач Диетолог Фармаколог Фармацевт Генетик Биохимик Микробиолог Технолог

Слайд 13

Na + Mg 2+ K + Cu 2+ Al 3+ Fe 2+ Fe 3+ Ca 2+ H + OH - SO 4 2- PO 4 3- Cl - NO 3 - CO 3 2- SiO 3 2- Br - S 2- МОРСКОЙ БОЙ

Слайд 15

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ 4 КАРТИНКИ ОДНО СЛОВО

Слайд 18

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ - Есть ли задание по химии для музыкантов? Обобщение темы «Металлы». Тема работы: Роль металлов в изготовлении музыкальных инструментов.

Слайд 19

Современные подходы к развитию ассоциативного мышления Кроссенс

Слайд 20

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ С ФЕСТИВАЛЯ ПРОФЕССИЙ …Нам забывать никак нельзя. Ведь это, ХИМИЯ, друзья ! ЧИКОВА Е.В.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

143969

Московская область г. Реутов

тел:8 (498) 661-26-24

mail:        adm_school@mail.ru

Юбилейный проспект д. 62

сайт: 10s-reut.ru

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

учителей химии

ВЫСТУПЛЕНИЕ

(в рамках конкурса «Педагог года г. Реутов)

Учитель: Чикова Е.В., высшая квалификационная категория

Дата: 24.10.2016г.

Развитие ассоциативного мышления на уроках химии.

Если ученик не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…

Л.Н. Толстой

С введением ФГОС изменился портрет выпускника основной школы. Как учитель химии я выбрала две наиболее значимых характеристики. Первая, это человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

А вторая, человек, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Учителя химии получают своих учеников на последней ступени, когда они вступают в 2-ую пору подросткового возраста. Подросток идет в протест, не желая получать знания, которые, по его словам, ему не нужны. Вторая проблема заключается в том, что к 8 классу существенно усложняется материал по многим предметам. Ученик теряется в безграничном потоке информации. И как вывод для него: всё, что сложно, не понятно, много – мне не нужно. Подберу, что полегче. Перед нами встает сложная задача: убедить в важности получаемых знаний.

На своих уроках я стала использовать развивающие методики, в частности развитие ассоциативного мышления.

Ассоциативное мышление – это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и творческое мышление человека.

Из ассоциативно-образного мышления рождается способность человека творить что-то новое, генерировать новые идеи. Это способствует развитию не только памяти, но и вниманию благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.

В зависимости от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова.

В химии ярким примером является изучение разных классов углеводородов: алканы, алкены, алкины. Как запомнить последовательность? Выделяем корни и суффиксы понятий. Находим различия в понятиях. Проводим ассоциацию, делаем вывод: А, Е, И – буквы по алфавиту.

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации.

Как же использовать ассоциативное мышление на разных этапах урока?

Мотивация к познавательной деятельности.

Мини-игра

Задание: Во взрослой жизни вам досталось внушительное наследство (или взять кредит в банке, или оформить договор купли-продажи). Дело за малым. Оформить без ошибок «документы». Составьте уравнения диссоциации (ионные уравнения реакций)

Задания сводятся к умению работать с таблицей растворимости и внимательное переписывание информации (латинских букв строчных и прописных, цифр)

Использование ассоциативного ряда перед изучением темы: Углеводы.

Задание: Что объединяет данные иллюстрации?

Формирование новых знаний или первичное закрепление.

1. Визуальные ассоциации:

Подборка иллюстраций

При изучении типов химических реакций.

К примеру, реакции соединения:

сыр+хлеб=бутерброд

Свекла+ морковь+ картофель=винегрет

Реакции замещения: мальчик с подарком пришел к имениннику на день рождения = мальчик отдал подарок имениннику.

Реакции разложения: два друга поссорились= теперь они не дружат.

2. Аудиальные ассоциации:

При изучении строения атома.

К примеру электроны у натрия распределяются по уровням согласно схеме:

2,8,1 – подобно местам и зрителям в зале.

При введении понятий знаки химических элементов, химические формулы, химические реакции.

Химия использует международный язык: химический. Чтобы научиться говорить на этом языке, мы должны выучить алфавит (знаки химических элементов), научиться составлять слова (химические формулы), писать предложения (химические реакции).

При составлении химических уравнений у многих учеников появляется вопрос.

S+O2= SO2

Mg + O2= MgO 

Почему формула такая? Ведь тогда встает вопрос о расстановке коэффициентов. Формула – это «имя» вещества. Мы не можем его изменить, как бы нам не хотелось.

Закрепление и обобщение знаний.

При повторении химических свойств классов неорганических соединений.

Вспоминаем закон философии: Все противоположности притягиваются.

В каких науках и жизненных ситуациях этот закон применим?

В электричестве плюс соприкасается с минусом, в жизни в брак вступают мужчина и женщина. Строим схему, ищем противоположности.

Металл ------ неметалл

Оксид металла---------оксид неметалла

Основание-----------кислота

Соль-------------соль

Обобщение по теме: Сера и ее соединения.

Учащимся предлагается: подобрать «родственников» (соединения) серы, составить «генеалогическое древо» (генетическая связь); выявить друзей и врагов серы (с какими веществами она взаимодействует, с какими нет); разобраться в увлечениях серы ( ее применение). Данную тему и задания можно оформить в виде проекта.

На закреплении или обобщении темы: Углеводы.

ПРОФЕССИИ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗНАНИЯМИ ОБ УГЛЕВОДАХ.

Врач

Диетолог

Фармаколог

Фармацевт

Генетик

Биохимик

Микробиолог

Технолог (в разных отраслях промышленности)

Учащимся предлагается ответить на вопрос: какие знания об углеводах будут использовать люди данных профессий.

Кроме этого я широко использую игровые технологии, которые также построены на ассоциативном мышлении.

Условно используемые игры можно разделить на классические и современные.

Классические игры, пришедшие к нам из прошлого:

1. крестики нолики

2. морской бой (классическая игра-стратегия при изучении химии помогает отработать навык в составлении химических формул кислот, оснований, солей при использовании таблицы растворимости)

Современные игры, «подсмотренные» у наших учеников.

4 картинки и одно слово (аналог компьютерной игры из электронного приложения мобильных телефонов). Пример на слайде.

Ассоциативное мышление помогает и при индивидуальном подходе к увлечениям учащихся. К примеру, задание для ученицы, серьезно увлеченной музыкой: Роль металлов в изготовлении музыкальных инструментов или как влияют металлы на звучание музыкальных инструментов. С какими свойствами металлов это может быть связано?

Для того чтобы развивать всё больший интерес к предмету химии, необходимо в качестве домашнего задания предлагать выполнить творческую работу.

Примеры заданий:

  1. Сочинить сказку, главными героями которой являются металлы и неметаллы, учитывая их строение и  свойства.
  2. Сочинить стихотворение о химическом веществе, учитывая его строение и свойства или о химической реакции.

Одним из приемов развития ассоциативного мышления, а также формирования логических действий, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучающихся в контексте реализации новых образовательных стандартов является кроссенс.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов».

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Этот метод разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым (писателем, педагогом, математиком) и Владимиром Бусленко (доктором технических наук, художником и философом). Впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям. 

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. определить тематику, общую идею.
  2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
  3. найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность.
  4. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат).
  5. подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Закончить свое выступление хотела бы своими стихами:

Настало время подвести итог.

Надеемся, что получился толк.

В профессиях во многих нам химия встречается.

И часто без неё специалист не получается.

Фармацевт, косметолог-стилист,

Бетонщик, криминалист,

Сварщик, ученый, биолог,

Ландшафтный дизайнер, технолог.

Нам забывать никак нельзя.

Ведь это, ХИМИЯ, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...

Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....

Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...